ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Каракальчева Анна Сергеевна
Южный федеральный университет
студентка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Аннотация
Данная статья раскрывает лингводидактические принципы в рамках ФГОС II поколения и общеевропейских требований владения немецким языком. Подробно рассматриваются лингводидактические принципы отечественных и зарубежных авторов и описание главных принципов при обучении немецкого языка.

Ключевые слова: лингводидактика, образование, обучение немецкому языку, принцип обучения, Федеральный государственный образовательной стандарт (ФГОС)


LINGO-DIDACTICS PRINCIPLES IN THE CONTEXT EUROPEAN REQUIREMENTS OF FOREIGN LANGUAGE SKILLS

Karakalcheva Anna Sergeevna
South Federal University
student of Institute Philology, Journalism and Intercultural Communication

Abstract
This article reveals the linguo-didactics principles under within the confines of FSES of II generation and European requirements of German language skills. Here are looked the linguo-didactics principles of foreign and national authors and descriptions of the main principles of learning German language.

Keywords: education, Federal State Education Standards, learning German language, learning principle, linguo-didactics


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каракальчева А.С. Лингводидактические принципы в контексте общеевропейских требований владения иностранным языком // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75601 (дата обращения: 29.03.2024).

Для эффективного обучения иностранному языку лингводидактика устанавливает общие теоретические основы и практические наставления, которые выражены в виде принци­пов обучения и реализованы в методике. Современные принципы обучения раскрывают способы воплощения самых важных выводов из дидактических закономерностей в практике урока как основной орга­низационной формы обучения. Поэтому не вызывает сомнения, что реализация закономерностей на уроке иностранного языка должна осуществляться именно с по­мощью принципов обучения.

Прежде чем раскрыть теоретико-методологическую основу принципов обучения, разграничим понятия «лингводидактика» и «методика». Лингводидактика — «общая теория обучения языку, которая исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся». Это относительно молодая научная дисциплина, которая возникла во второй половине XX века. Она впервые была озвучена российским лингвистом Н.М. Шанским в 1969 году.

Методика — «описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах» [1, c. 126] Так, лингводидактика изучает проблемы, связанные с анализом, управлением и моделированием процессов овладения языком. В то время как предметом методики является процесс передачи и усвоения (изучения) способности к общению на изучаемом языке с учетом конкретных условий обучения [2, с. 83].

Однако немецкий профессор Герман Функ заявляет о том, что именно лингводидактика на сегодняшний день отвечает за успешное овладение иностранным языком (das Ende der Methodenkonzepte). Он настаивает на том, что исключительно определенными методами нельзя достигнуть определенных целей обучения.  Не все обучаемые могут достичь при определенной методики одинакового результата. В связи с этим сегодня уделяется большое внимание теоретической базе обучения и изучения иностранного языка, а именно дидактико-методическим принципам обучения, которые должны служить ориентиром для преподавателей [3, с. 940-952].

Цель лингводидактики – дать точное описание процессов предметной области «обучение и изучение иностранного языка» и на этой основе обосновать методы, реализующие интегративный подход к процессу обучения иностранным языкам. Данной теорией уже получены серьезные научные результаты в области изучения специфики протекания врожденных психических процессов учащихся в ходе обучения иностранным языкам, особенностей взаимодействия между обучаемым и обучающим, а также природы языковых ошибок и механизмов их исправления [4, с.29]

Нельзя отрицать, что дидактические принципы теории обучения ИЯ имеют достаточно давнюю историю и связаны с возникновением и развитием класс­но-урочной организации обучения. Термин «принцип» (лат. principium – «основа», «первоначало») – это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. Именно принципы определяют то, как происходит обучение. В отечественной теории особо подчеркивается, что описание принципов есть ключ к созданию эффектного учебно-воспитательного процесса в любом типе учебного заведения и по любой учебной дисциплине.

Согласно общеевропейским стандартам владения иностранным языком теоретический курс «Deutsch lehren lernen» (DLL) в рамках повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка выделяет следующие дидактико-методические принципы, которые лежат в основе преподавания иностранным языком и  помогают достичь высоких результатов [5, с. 46]:

Индивидуализация учащихся (Lernerorientierung)

Обучение, которое направленно на учащихся, учитывает их индивидуальность, интересы и их потребности в изучении языка. Это означает, что учебные материалы и формы работы разрабатываются с учетом способностей и особенностей определенной группы. Обучающимся предлагаются на выбор различные задания, в соответствии с чем преподаватель применяет   индивидуализированные методы работы. Это бесспорно оказывает позитивное влияние на желание и стремление учащихся далее овладевать иностранным языком.

Деятельностно-ориентированное обучение (Handlungsorientierung)

Урок иностранного языка, который следует этому принципу, готовит учеников применять их лингвистическую компетенцию в активной деятельности. Учитель должен на каждом уроке активировать учащихся к активному действию посредством  ролевых игр и разыгрывания реальных ситуаций в иноязычной стране. В деятельностно-ориентированном обучении иностранному языку участники взаимодействуют с изучаемым материалом, с партнерами по общению и при этом совершают какие-либо двигательные действия (инсценирование аутентичной ситуации) [7, с. 46]. Коммуникативные ситуации, аутентичные речевые события и учебные материалы фокусируются на «коммуникативной направленности» как высшей цели обучения. Поэтому принцип деятельности чаще называется коммуникативным принципом обучения („Kommunikationsorientierung“).

Активизация учащихся (Lerneraktivierung)

Активизация учащихся предполагает, что учащиеся, которые во время урока активно занимаются учебным предметом, «пропускают каждое задание через себя», обдумывают и затем обсуждают. Стоит отметить, что данный принцип перекликается с принципом активности учащихся Бим И.Л. [6, 256 с.]. Правильная активизация познавательной деятельности достигает высоких результатов в обучении. Правильная активизация познавательной деятельности  достигает высоких результатов в обучении. Все ученики активно принимают участие на уроке с помощью групповых методов работы, интересных вопросов и обсуждений. Они обмениваются между собой, они сами замечают языковые структуры или пытаются описать их закономерности. Они самостоятельно выполняют организационные и обучающие задания, вплоть до педагогической деятельности, рефлектируют свои результаты и являются более сосредоточенными и мотивированными. Они все больше и больше развивают понимание того, как они могут изучать язык в автономном режиме.

Межкультурная ориентация (Interkulturelle Orientierung)

Лингвистические действия всегда связаны с определёнными культурными и социальными контекстами. Поэтому важно, чтобы урок создавал больше таких ситуаций обучения, в которых учащийся может узнать особенности поведения в иной культуре и адекватно проявить себя в иноязычной коммуникации. Индикатором данного принципа является то, что ученики на уроке приобретают знания и коммуникативные стратегии, и могут корректно ориентироваться в немецкоязычной среде.

Система деятельностно-ориентированных заданий (Aufgabenorientierung)

Принцип систематичных деятельностных заданий  тесно связан с деятельностно-ориентированным принципом (Handlungsorientierung). В соответствии со структурной учебной деятельностью задания и упражнения должны обеспечивать не только ознакомление школьников с иноязычным материалом, но и учить  активным действиям. Задания должны  инициировать наблюдения, умозаключения и выводы самих учащихся.  Система заданий и упражнений ориентирует на иноязычную речевую деятельности, подготавливает к ней.  Задания должны активизировать познавательную деятельность школьников, а также самоконтроль и саморефлексию [8, с. 854-856]. Ученики должны иметь возможность найти для себя интересующие их возраст вопросы и уметь ответить на них на иностранном языке. Отбор необходимого лексико-грамматического материала играет при этом важную роль.

Крутилова Л. И., учитывая современные исследования западной методики, рассматривает в своей статье «Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения» принципы обучения в рамках ФГОС II поколения и выделяет следующие:

Психологическая комфортность: учитель должен уметь создать благоприятную атмосферу в классе, чтобы мотивировать на учёбу и создать ситуации успеха.

Субъективизация: ученик рассматривается в данном принципе обучения не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метопредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный: педагог не преподносит ученикам знания в готовом виде, знания добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность: умение общаться и обмениваться информацией на уроке и вне урока.

Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда они должны проанализировать свою деятельность во время урока.

Импровизационность: педагог должен быть готовым к коррекции или изменению урока в процессе его проведения [9].

Таким образом, в процессе изучения и преподавания иностранного языка следует опираться на традиционные принципы обучения и разумно сочетать их с современными исследованиями в этой области. Исполнение каждого принципа тесно связано с действием других, что свидетельствует об их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополнении. Вся система современного языкового образо­вания направлена на формирование знаний и выработки навыков, необходимых для практической жизненной деятельности ученика, поэтому компетентностный и деятельностно-ориентированный принципы крайне важны для успешной межкультурной коммуникации.


Библиографический список
  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. Учеб. Заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
  3. FUNK, Hermann. „Methodische Konzepte für den Deutsch als Fremdsprache – Unterricht“. In: KRUMM, Hans-Jürgen et al. (orgs.) Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. Ein internationales Handbuch, v. 1, Berlin/New York: de Gruyter, 2010, S. 940-952.
  4. Гузь Ю.А., Носачева Е.А. Инновационная практика в системе профессионально-педагогической подготовки преподавателей иностранных языков. Монография / Ростов-на-Дону, 2016, c. 29.
  5. Goethe-Institut «Handbuch zur Durchführung einer Fort- und Weiterbildung mit Deutsch Lehren Lernen. » – (2013), S.11.
  6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» – М.: Просвящение, 1988. – 256 с.
  7. Гузь Ю.А, Жарина О.А., Кудряшова А.Н. Деятельностно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях новой парадигмы самообразования. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. №2 (97).
  8. Гузь Ю.А., Канзюба Е.А., Носачева Е.А. Воспитательный аспект рефлексии в интерактивном обучении немецкому языку // Современные научные исследования и инновации. 2015. – № 11 (55). -C. 854-856.
  9. Крутилова Л. И. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. URL: http://festival.1september.ru/articles/639414/ (дата обращения: 30.10, 2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каракальчева Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация