Крупные города представляют собой мощную концентрацию человеческой деятельности и социально-экономической активности. На их территории сосредоточена огромная численность населения, отличающегося разнообразной этнической, социальной, возрастной, гендерной структурой, уровнем сформированности общей культуры поведения. Высокая плотность населения, многочисленные человеческие контакты людей разного социального статуса ведут к росту социальной напряженности и агрессии.
В крупных городах чрезвычайно распространены криминальные опасности и угрозы: нападение, насилие, шантаж, кражи, агрессивные драки и даже убийства. Риск распространения криминальных угроз возрастает при экономических кризисах, увеличении безработицы, росте нелегальной миграции, снижении общего уровня жизни. Главными объектами при этом становятся дети, которые могут подвергнуться опасности на улице, в местах массового скопления населения, дома, в лифте, местах отдыха. Следует отметить, что своевременная помощь им оказывается далеко не всегда, и они должны рассчитывать только на себя. Следует отметить также, что часто дети, особенно из неблагополучных семей, сами вовлекаются в криминальные ситуации и правонарушения. В связи с этим, формирование культурной личности безопасного типа поведения становится жизненно важной необходимостью для каждого учащегося, общества в целом, и задачей общеобразовательных учреждений.
Культурная личность безопасного типа поведения ценит личную, общественную, национальную безопасность. Она знает опасную сущность различных криминальных угроз и правил безопасного поведения (источники опасности, меры предупреждения, способы избежания); способна предвидеть влияние источников криминогенного характера и их следствий; умеет правильно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций.
Широкими возможностями для формирования культурной личности безопасного поведения обладает школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», включающий специальные разделы, посвященные данной проблеме [1]. В литературе по теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности отмечается недостаточность внимания в данном курсе к вопросам безопасности в криминогенных ситуациях. В частности, авторы указывают, что в программе, составленной Б.И. Мишиным (Москва «Дрофа»2000 г.) для 5-9 класса, действиям человека в криминальных ситуациях отведено всего четыре урока в пятом классе. В программе, составленной группой авторов (А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин) для 5-9 класса, всего шесть уроков [2]. Разделяя данную позицию, мы отмечаем, что усиливается противоречие между ростом опасностей криминального характера в среде крупных городов и неизменностью содержания образования в области их изучения в курсе безопасности жизнедеятельности. В этом случае заслуживает поддержки введение элективных курсов, посвященных безопасности поведения в криминогенных ситуациях, практикумов по самообороне во внеурочной деятельности, специальных образовательных программ в системе дополнительного образования.
Главным средством повышения эффективности обучения в области криминальной безопасности следует все же рассматривать более продуктивную организацию учебной деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [3].
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен на становление образования развивающего типа, предполагающего формирование у обучающихся универсальных учебных действий которые выступают инвариантом всего учебно-воспитательного процесса [4]. К числу основных видов универсальных учебных действий отнесены: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Включение коммуникативных универсальных учебных действий как обязательных в общую структуру деятельности определяется новым вектором современного образовательного процесса, направленным на учебное сотрудничество. Межсубъектное учебное взаимодействие рассматривается в качестве решающего фактора в достижении целей обучения. На выдающуюся роль учебного взаимодействия указывали в своих работах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, рассматривающие общение как важное условие психического развития личности. Так, в представлениях Л.С. Выготского процесс развития представляет собой непрерывную социокультурную коллективную деятельность. Только сотрудничество, по мнению автора, обеспечивает ребенку возможность подниматься на более высокую ступень своего развития [5].
Коммуникативные способы деятельности предполагают формирование компетенций в общении, умение вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе вербальной и невербальной коммуникации [6, 7].
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается использованием при изучении криминальных опасностей и способов защиты от них коммуникативных технологий обучения. Нами обоснованы три группы коммуникативных технологий: 1) Технологии межъсубъектного взаимодействия, основанные на живом, непосредственном общении, контакте (игровая, проектная, ситуационного анализа);2)Технологии общения на основе диалога с автором текста в процессе читательской деятельности (работа с учебником, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); 3) технологии учебного взаимодействия с помощью компьютерной техники. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают взаимодействие на основе использования глобальных информационных каналов, мультимедийной сети, аппаратно-компьютерного оборудования [8].
Выбор технологий в процессе изучения криминальных опасностей зависит от поставленных на уроке целей, содержания учебного материала, профессиональной компетентности педагога, готовностью учащихся к предполагаемой деятельности. Обратим внимание, что большинство коммуникативных технологий предполагает групповую работу учащихся [9]. Так, при выполнении группового проекта «Безопасный путь», предполагающего разработку максимально спокойного движения от дома до школы, используется модель организации совместной деятельности учащихся, основанная на принципе личных вкладов. Доминируют общие групповые цели, и внимание фиксируется на успешной работе всей группы. При этом соблюдаются интересы каждого участника, поскольку соблюдаются следующие требования:
- выполнение группой одного задания на основе самостоятельного работы каждого и постоянного взаимодействия участников между собой;
- персональная ответственность каждого участника за свой участок работы, поскольку от его результативности зависит общий результат команды;
- равные условия для каждого участника, достижения которого оцениваются не с уровнем достижений других, а со своим стартовым уровнем.
Проект как завершенный цикл продуктивной учебной деятельности при изучении криминальных ситуаций в курсе безопасности жизнедеятельности включает следующую последовательность этапов: 1) мотивационно-целевой; 2) информационно-аналитический; 3) творческо-практический; 4) оценочно-рефлексивный; 5) презентативный.
На мотивационно-целевом этапе формируется мотивационный настрой и цели, обсуждаются общий план работы и задачи для каждой группы. На втором информационно-аналитическом этапе осуществляется сбор необходимой информации, ее анализ, систематизация с учетом условий городской среды и криминогенной ситуации. Для составления картосхемы используются картографические материалы, образность и наглядность обеспечивается методами фотофиксации опасных в криминогенном отношении объектов. На творческо-деятельностном этапе на основе созданной информационной базы каждой группой самостоятельно выполняется основное проектное задание. Происходит предварительное обсуждение выполненной работы. На оценочно-рефлексивном этапе подводятся общие итоги, осуществляется самооценка и оценка выполненной работы, рефлексия процесса и результатов деятельности, вносятся необходимые коррективы. Защита проекта происходит на презентативном этапе, к которому готовятся заранее. Это, как правило, компьютерная презентация.
Большой учебно-воспитательный эффект имеет применение ситуационной технологии. Решение подготовленные педагогом кейс-ситуаций позволяет отработать действия по безопасному поведению при криминальных угрозах и самостоятельно составить правила безопасного поведения: при встрече с незнакомым человеком, на улице, в подъезде. Так, при решении кейс-задач «Как не стать жертвой мошенников» разбираются способы манипулирования психическим сознанием человека (С.А.Зелинский). Например, ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения, когда манипулятор делает вид, что желает что-то уяснить для себя, переспрашивает вас, внося в смысл вами ранее сказанного другой смысл. Поэтому следует быть предельно внимательным, и, заметив подвох – уточнять раннее вами сказанное; причем уточнять даже в том случае, если манипулятор, делая вид, что не замечает ваше стремление к уточнению, старается перейти на другую тему.
Учащиеся подросткового возраста активно включаются в игровую деятельность, которая обладает высоким развивающим потенциалом за счет включения обучающихся в различные сюжетно-ролевые и деловые игры («Встреча с потенциальным мошенником», «Заседание комитета городского района по вопросу снижения насилия и криминала»). Эмоциональность, инициативность, творческая активность, импровизация, выполнение своей роли формирует устойчивую внутреннюю мотивацию и усвоение содержания. Межличностное общение сопровождается обменом эмоциями, знаниями, умениями, убеждениями. В результате совместной деятельности формируются, устойчивые установки на безопасное поведение.
Как следует из вышеизложенного, общим для всех коммуникативных технологий является активный продуктивный диалог, в ходе которого формируется культура безопасности жизнедеятельности. В коммуникативной модели обучения выделяются компоненты а) мотивационный — потребность подростков в общении, которое имеет для них первоочередное значение; б) когнитивный, представляющий познавательный и социальный опыт личности в области безопасности жизнедеятельности; в) функционально-технологический, включающий – практическое владение средствами и методами общения соответствии с общепринятыми нормами поведения; г)рефлексивный, связанный с самоанализом и оценкой безопасной жизнедеятельности деятельности.
Библиографический список
- Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности:учеб.пособие/Л.А.Михайлов,Э.М.Киселева,О.Н.Русак и др.];под ред.Л.А.Михайлова.-М.: Издательский центр «Академия»,2009.
- http// infourok.ru http// infourok.ru
- Картавых М.А., Камерилова Г.С. Методологическая рефлексия формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24620
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010
- Выготский Л.С. Психология развития личности. – М.: Смысл, 2005.
- Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова / под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2007.
- Современные образовательные технологии: учеб. пособие –коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской.-2 изд.-М.:КНОРУС,2011
- Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технология образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.