ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Полякова Татьяна Валериевна1, Ерзамаева Евгения Викторовна2, Спицына Наталия Андреевна3
1Тольяттинский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации
2Тольяттинский государственный университет, студентка
3Тольяттинский государственный университет, студентка

Аннотация
Данная статья посвящена современным тенденциям формирования взаимодействия власти и бизнес - структур. Подчеркивается их роль в социально-экономическом развитии регионов, а также возможность стать катализаторами инновационной модернизации экономики региона.

Ключевые слова: взаимодействие бизнеса и власти, инновационный экономический рост, малый и средний бизнес, региональная власть, сотрудничество, социальная сфера, социально-экономическое развитие, экономика региона


THE INTERACTION OF BUSINESS AND GOVERNMENT AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Polyakova Tatiana Valeruevna1, Erzamaeva Eugene Victorovna2, Spitsyna Natalia Andreevna3
1Togliatti State University, PhD in economic Sciences, Assistant Professor of the Organization Management
2Togliatti State University, student
3Togliatti State University, student

Abstract
This article deals with the modern trends of formation of interaction between government and business - structures. It underlines their role in the socio-economic development of regions, as well as the opportunity to become catalysts for innovative modernization of the region's economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Т.В., Ерзамаева Е.В., Спицына Н.А. Взаимодействие бизнеса и власти как фактор социально-экономического развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75587 (дата обращения: 15.03.2024).

При выстраивании эффективных способов связи между двумя сферами – бизнесом и властью необходимо достигнуть определенных целей, а именно развития и успешной модернизации экономики региона и социальной сферы. Они напрямую связаны с координацией усилий всех сторон, обеспечивая учет интересов бизнеса и различных социальных групп общества. Поскольку именно бизнес является основой движущей силы экономического прогресса региона, инновационный тип становления данного субъекта выдвигает требования в создании наиболее благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста конкурентоспособности, а так же роста инвестиционной привлекательности предпринимательства.

Субъекты малого и среднего бизнеса наиболее гибко реагируют на ежедневные изменения рыночной конъюнктуры, тем самым обеспечивая высокую эффективность капиталовложений региона. В качестве движущей силы инноваций, небольшие организации способны обеспечивать наиболее быстрое образование свободных рабочих мест и самостоятельную занятость населения при случае сокращения занятости в традиционных областях. Для этого, малые предприятия снижают социальную интенсивность в подавленных регионах. Следовательно, выбор путей и средств достижения  взаимодействия между бизнесом и властью в регионе остается таким же актуальным, как и заключение подобных задач в национальном масштабе. В региональном бизнесе накоплены важные ресурсы рыночного становления. В то же время в соответствии с традиционными ресурсами, особое место принадлежит профессиональным сотрудникам, которые имеют высокую квалификацию, применяя современные управленческие, организационные и финансовые технологии. При поиске и выборе максимально эффективного решения и более рационального их применения, важным фактором является способность развития экономики регионов и решения их социальных проблем.

Для создания эффективной системы реализации социального партнерства, необходимо разработать следующую многоуровневую организационную структуру.

1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и социальных организаций.

2. Способы реализации взаимодействия власти и бизнеса (обоюдное соглашение двух сфер деятельности, лоббирование, заказ государства, тендерные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах).

3. Методы равноправного сотрудничества между властью и бизнесом (совместные переговоры, обоюдные консультации, взаимное информирование, мониторинг законодательства, конкурсы грантов, социальных проектов и программ пожертвований).

Существует также необходимость в разработке комплексной системы взаимодействия государственной власти региона и бизнеса. На ее основе должна быть сформирована диалоговая площадка коммуникаций представителей двух секторов и налаживания связей между ними в интересах развития региона. Эффективность системы социально-экономического партнерства влияет на становление ее членов, регионального сообщества, гражданского общества региона, а также создает все условия для эффективного развития человеческого капитала региона.

Выделяются 3 основные сферы социально-экономического партнерства:

  1. развитие власти
  2. развитие малого и среднего бизнеса
  3. развитие местных сообществ

Модель взаимодействия органов власти и регионального бизнеса играет значительную роль в  улучшении качества жизни населения, его экологического благополучия, а так же инновационного экономического роста.

В целях улучшения взаимодействия власти и бизнеса в регионе формируется следующая система основных принципов развития социально-экономического партнерства:

  1. Социальное партнерство, который несет взаимовыгодный характер для участвующих в нем сторон.
  2. Добровольный характер социального партнерства. Данный принцип базируется на том, что в системе социального партнерства только добровольные инициативы могут достигнуть максимальной эффективности. Тем не менее, принцип добровольного характера дополняется принципами обязательности. Стороны, взявшие на себя обязательства в рамках социального партнерства, должны отвечать за контроль и нести полную ответственность за них.
  3. Роль государственной власти региона заключается в обеспечении населения лучшими условиями жизни, нормативной и институциональной инфраструктуры, мотивации общественного партнерства.

Малый бизнес в большинстве случаев развивается в тех регионах, где местные власти целенаправленно и постоянно оказывают ему поддержку. В то же время, в некоторых других регионах он не является сферой повышенного внимания региональных властей (таблица 1). Данные регионы требуют наибольшего внимания в целях разработки методического обеспечения для разработки более эффективного способа привлечения региональных органов власти, бизнес-структур и гражданского общества [1]. Эти действия выведут состояние социально-экономической системы региона на новый, более высокий уровень .

Таблица 1 – Регионы, которым оказывается поддержка со стороны власти, и которые нуждаются в ней

Наименование региона, которому оказывается поддержка со стороны власти

Наименование региона, не являющегося сферой повышенного внимания со стороны властей

Москва Бурятия
Санкт-Петербург Калининградская область
Краснодарский край Воронежская область
Самарская область Смоленская область
Тамбовская область Ярославская область
Белгородская область Костромская область
Тульская область Орловская область
Владимирская область Ивановская область

Несмотря на это, сектор малого бизнеса, при должном внимании региональных властей, может выступать надежным источником социально-экономической стабильности в областях, решать вопросы трудоустройства, кооперации региональных и местных бюджетов, увеличения объема ВРП (валовый региональный продукт).

Стоит выделить то, что для регионов, выделяющихся наибольшими показателями текущего состояния и положительной динамикой роста и развития малого и среднего бизнеса, присущи следующие черты:

- активность региональных властей в создании и применении мер по стимулированию, поддержке и продвижению малого и среднего бизнеса, стимулирующее региональное законодательство и сравнительно высокий уровень бюджетного финансирования;

- активное сотрудничество социальных объединений предпринимателей в разработке и реализации региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и продвижения малого и среднего предпринимательства, общественное товарищество власти и бизнеса;

- деятельное и успешное участие в конкурсах, реализуемых Министерством экономического развития РФ на предоставление средств федерального бюджета, в целях осуществления мероприятий при государственной поддержке малого и среднего бизнеса;

- проведение всевозможных региональных конкурсов, инициативное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях.

Таким образом, система взаимодействия власти и бизнеса является значимым показателем развития региона и состояния общества в целом.


Библиографический список
  1. Разгулина, Е.Д. Партнерские отношения органов власти и бизнеса в регионе: состояние и проблемы / Е.Д. Рузгулина // Вопросы территориального развития. – 2014.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Полякова Татьяна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация