При выстраивании эффективных способов связи между двумя сферами – бизнесом и властью необходимо достигнуть определенных целей, а именно развития и успешной модернизации экономики региона и социальной сферы. Они напрямую связаны с координацией усилий всех сторон, обеспечивая учет интересов бизнеса и различных социальных групп общества. Поскольку именно бизнес является основой движущей силы экономического прогресса региона, инновационный тип становления данного субъекта выдвигает требования в создании наиболее благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста конкурентоспособности, а так же роста инвестиционной привлекательности предпринимательства.
Субъекты малого и среднего бизнеса наиболее гибко реагируют на ежедневные изменения рыночной конъюнктуры, тем самым обеспечивая высокую эффективность капиталовложений региона. В качестве движущей силы инноваций, небольшие организации способны обеспечивать наиболее быстрое образование свободных рабочих мест и самостоятельную занятость населения при случае сокращения занятости в традиционных областях. Для этого, малые предприятия снижают социальную интенсивность в подавленных регионах. Следовательно, выбор путей и средств достижения взаимодействия между бизнесом и властью в регионе остается таким же актуальным, как и заключение подобных задач в национальном масштабе. В региональном бизнесе накоплены важные ресурсы рыночного становления. В то же время в соответствии с традиционными ресурсами, особое место принадлежит профессиональным сотрудникам, которые имеют высокую квалификацию, применяя современные управленческие, организационные и финансовые технологии. При поиске и выборе максимально эффективного решения и более рационального их применения, важным фактором является способность развития экономики регионов и решения их социальных проблем.
Для создания эффективной системы реализации социального партнерства, необходимо разработать следующую многоуровневую организационную структуру.
1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и социальных организаций.
2. Способы реализации взаимодействия власти и бизнеса (обоюдное соглашение двух сфер деятельности, лоббирование, заказ государства, тендерные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах).
3. Методы равноправного сотрудничества между властью и бизнесом (совместные переговоры, обоюдные консультации, взаимное информирование, мониторинг законодательства, конкурсы грантов, социальных проектов и программ пожертвований).
Существует также необходимость в разработке комплексной системы взаимодействия государственной власти региона и бизнеса. На ее основе должна быть сформирована диалоговая площадка коммуникаций представителей двух секторов и налаживания связей между ними в интересах развития региона. Эффективность системы социально-экономического партнерства влияет на становление ее членов, регионального сообщества, гражданского общества региона, а также создает все условия для эффективного развития человеческого капитала региона.
Выделяются 3 основные сферы социально-экономического партнерства:
- развитие власти
- развитие малого и среднего бизнеса
- развитие местных сообществ
Модель взаимодействия органов власти и регионального бизнеса играет значительную роль в улучшении качества жизни населения, его экологического благополучия, а так же инновационного экономического роста.
В целях улучшения взаимодействия власти и бизнеса в регионе формируется следующая система основных принципов развития социально-экономического партнерства:
- Социальное партнерство, который несет взаимовыгодный характер для участвующих в нем сторон.
- Добровольный характер социального партнерства. Данный принцип базируется на том, что в системе социального партнерства только добровольные инициативы могут достигнуть максимальной эффективности. Тем не менее, принцип добровольного характера дополняется принципами обязательности. Стороны, взявшие на себя обязательства в рамках социального партнерства, должны отвечать за контроль и нести полную ответственность за них.
- Роль государственной власти региона заключается в обеспечении населения лучшими условиями жизни, нормативной и институциональной инфраструктуры, мотивации общественного партнерства.
Малый бизнес в большинстве случаев развивается в тех регионах, где местные власти целенаправленно и постоянно оказывают ему поддержку. В то же время, в некоторых других регионах он не является сферой повышенного внимания региональных властей (таблица 1). Данные регионы требуют наибольшего внимания в целях разработки методического обеспечения для разработки более эффективного способа привлечения региональных органов власти, бизнес-структур и гражданского общества [1]. Эти действия выведут состояние социально-экономической системы региона на новый, более высокий уровень .
Таблица 1 – Регионы, которым оказывается поддержка со стороны власти, и которые нуждаются в ней
Наименование региона, которому оказывается поддержка со стороны власти |
Наименование региона, не являющегося сферой повышенного внимания со стороны властей |
Москва | Бурятия |
Санкт-Петербург | Калининградская область |
Краснодарский край | Воронежская область |
Самарская область | Смоленская область |
Тамбовская область | Ярославская область |
Белгородская область | Костромская область |
Тульская область | Орловская область |
Владимирская область | Ивановская область |
Несмотря на это, сектор малого бизнеса, при должном внимании региональных властей, может выступать надежным источником социально-экономической стабильности в областях, решать вопросы трудоустройства, кооперации региональных и местных бюджетов, увеличения объема ВРП (валовый региональный продукт).
Стоит выделить то, что для регионов, выделяющихся наибольшими показателями текущего состояния и положительной динамикой роста и развития малого и среднего бизнеса, присущи следующие черты:
- активность региональных властей в создании и применении мер по стимулированию, поддержке и продвижению малого и среднего бизнеса, стимулирующее региональное законодательство и сравнительно высокий уровень бюджетного финансирования;
- активное сотрудничество социальных объединений предпринимателей в разработке и реализации региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и продвижения малого и среднего предпринимательства, общественное товарищество власти и бизнеса;
- деятельное и успешное участие в конкурсах, реализуемых Министерством экономического развития РФ на предоставление средств федерального бюджета, в целях осуществления мероприятий при государственной поддержке малого и среднего бизнеса;
- проведение всевозможных региональных конкурсов, инициативное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях.
Таким образом, система взаимодействия власти и бизнеса является значимым показателем развития региона и состояния общества в целом.
Библиографический список
- Разгулина, Е.Д. Партнерские отношения органов власти и бизнеса в регионе: состояние и проблемы / Е.Д. Рузгулина // Вопросы территориального развития. – 2014.