ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Попова Дарья Владимировна
Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ
студентка 3 курса, г. Краснодар

Аннотация
Данная статья рассматривает историю развития архитектуры небоскребов как нового типа зданий, технологические и социо-культурные основания, способствующие развитию высотного строительства. В статье исследуется ряд архитектурных стилевых течений конца XIX века и ХХ века на примере анализа композиции знаковых объектов высотных зданий.

Ключевые слова: каркасная конструкция, модернизм, небоскреб, постмодернизм, современная архитектура, структурный экспрессионизм, Чикагская архитектурная школа, эклектика


HIGH-RISE BUILDINGS: THE ORIGINS AND THE PRESENT

Popova Darya Vladimirovna
Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT
3rd year student, Krasnodar

Abstract
This article is about history of the development of skyscraper architecture as a new type of building, technological and socio-cultural base, contributing to the development of high-rise construction. The article examines a number of architectural styles during the late XIX century and the twentieth century as an example of the composition analysis of the iconic objects of high-rise buildings.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Попова Д.В. Высотные здания: истоки и современность // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75425 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель:

Мирошникова Вера Михайловна, доцент кафедры Технологий сервиса и деловых коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ, г. Краснодар

На сегодняшний день небоскребы стали неотъемлемой частью градостроительства, и возведение таких построек становится все более актуальной в нашем мире. Во главе данного сооружения лежат экономические, технологические, архитектурные, социальные и другие причины, которые возникли в последней четверти XIX века в США. Профессиональная архитектурная теория имеет большую историю, в которой рассмотрены многие стороны, связанные с постройкой зданий – башен. О высотных возведениях и их значении писали в конце 1920-х – начале 1930-х гг. сами создатели небоскребов: Х.Корбет , Х. Феррис, Р. Худ , Д. Хоуэлс , А. Хермон, А. Кан, Э. Кан. В середине XX в. Дж. Вебстер, изучал историю происхождения и употребления слова «небоскреб» в конце XIX—начале XX вв. Выявление темы становления американского высотного здания отображено в трудах зарубежных историков архитектуры: К. Кондита, И. Апджона, В. Вейсмана, Р. Блетгер, Дж. Жуковского, С. Робинсона, Д. Окрента и Т. Шахтмана и других.

Как архитектурный «тип» небоскреб появился во второй половине XIX века как плод стремления человека к сооружению такого здания, которое доставало бы до самого «неба и его божественных обитателей». В отличие от прежних строений, небоскребы XIX века эволюционировали в результате изменения экономических и социальных условий, а также, под воздействием появления новых технологий и материалов.

Архитектурный вид американских городов со второй половины XIX века не мыслим без небоскребов. С их возведением были найдены свежие решения как для основы самого здания, так и для его вертикальных коммуникаций. Изначально здания-башни возводились как коммерческие объекты, на первых этажах которых располагали банки, магазины и иные заведения. Между вторым и самым верхним этажами находились офисные помещения, верхний же этаж выполнял исключительно технические функции. С дифицитом свободных земель в городах тип “небоскреб ” был адаптирован под жилые дома, самые ранние примеры которых дали чикагские архитекторы по проектам Луиса Салливена. Новое направление в архитектуре стало известно всему миру как стиль Чикагской школы, которое дало начало современному течению проектирования небоскребов.

Предшественниками зданий – башен из стекла и стали были усовершенствованные сооружения из металлического каркаса и крупных остекленных поверхностей на фасаде, отделенных друг от друга металлическими колоннами , разделявшие его на крупные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся зданиям конца XIX века.

В первых небоскребах применение иновационно легких конструкции каркаса никак не повлияло на изменение тектоники сооружений, снаружи они отображали популярный в период эклектики стиль: романский, викторианский, ренессанский. Последующее формирование методик изготовления не тяжеловесныхи крупных скелетных конструкций вскоре трансформировало строгий вид высотных архитектурных объектов.

Модернизм как новое архитектурное мировоззрение с начала XX века и до середины 60-х гг. дал мируогромное число “знаковых” зданий – башен, безукоризненных в геометрии своих форм и конструкций. Но ужево второй половине 60-х гг. появились новые абстрактные и практические подходы, которые содействовалиотходу от архитектурных правил модернизма. Наружно вид зданий несравнимо усложнился. Первымколосальным зданием эпохи постмодернизма стало сооружение AT & T Headquarter по замыслу ФилипаДжонсона (1984 г), работавшего с Мис ван дер Роэ над проектом “Сигрем билдинг”. Основная концепция этогоздания состояла в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры высотных зданий. Взамен стеклянных навесных стен снова был использован весомый каменный фасад, в котором соединилисьразличные архитектурные стили и опять появилась структура из трех частей: база, ствол, капииель. Вархитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема – исторический тип башни, заканчивающийся верхушкой в форме пирамиды.

В 90-х гг. XX столетия продолжился отбор альтернативы прямоугольным конструкциям международного стиля, который нередко выходил за рамки имеющейся архитектурной постройки . Строгие конфигурации этого стилистического направления начали меняться более изящными, скульптурными объемами . Поиски современных формообразующих потенциалов в проектировании и строительстве , старание уйти от демократичных геометрических объемно – пространственных решений привели к увеличению рельефности разных по значению зданий. Стиль “структурный экспрессионизм”, преобразовавшийся из рационального модернизма, привел к образованию новой футуристической концепции формообразования в небоскребах. Футуристическую архитектурную конфигурацию имеет Банк Китая, находящийся в Гонконге и построенный по чертежу И. Пея в 1990 г. Многоугольная объемно – пространственная конструкция здания, имеющая высоту 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры – сужающийся уступами вверх объем по виду походит на на стебель бамбука, а конструкции по диагонали, выдвинутые наружу, выделяют элегантность объема.

Образовывающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, содержащий не только архитектурно – приемлемые новшества, но и в высшей степени успех в области инженерии, эксплуатируемый для образования высокоинтеллектуальных цельных и самоконтролируемых сооружений. Биоэкологический стиль – это не только пользование резервами, но и новейший подход к архитектуре высотных зданий – естественная вентиляция и освещение, использование интеллектуального порядка управления зданием, а также управляемых фронтальных систем, восстанавливаемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), новейший вертикальный транспорт и т.д.

Рассматривая процесс становления американского небоскреба с конца ХIX до начала XXI века, можно подойти к выводу, что главным импульсом к созданию таких зданий стала совокупность факторов: экономические, технологические, инженерно – конструктивные, законы зонирования высот и другие нормы управления градостроительством, системы пользования землей, цена арендной платы, планы строительства, особенности требований заказчика, в их совокупности. На тектонику и внешний вид высотных зданий воздействовали не только прогресс промышленности и технологии и в строительстве, но и художественно – стилистические направления своего времени.

В настоящий момент возведение зданий – башен является востребованным и многообещающим курсом в градостроительстве. Достижимость разместить на относительно небольшом участке земли огромное число жилой и торговой площади делает постройку высотных зданий очень заманчивым для инвесторов. Небоскребы, обладающие уникальной архитектурной формой, становится не просто коммерчески успешным проектом, но и важной композиционной доминантой в структуре городской застройки.


Библиографический список
  1. Алексеев, С.Ю. Современные проблемы архитектуры. Часть 2. – Ростов н/Д, 2012. – с. 241–247.
  2. Мирошников В. В., Мирошникова В. М., Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне//Мирошникова В. М., Мирошников В. В., Путь науки. 2014. № 10 (10), декабрь. С. 111 — 113., 0,5 п. л.
  3. Швидковский, О., Хан-Магомедов, с. Архитектура капиталистических стран. – URL: http://artyx.ru.
  4. Елена Овсянникова, Архитектурная типология, С. 54 – 62.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дарья Попова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация