В настоящее время одной из актуальных проблем является повышение культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности. Человек, владеющий общей культурой в области безопасности жизнедеятельности, хорошо знает основные законы и другие нормативно-правовые акты, действующие в нашей стране, и осознанно выполняет их требования в повседневной жизни [1, с.20; 2, с.3].
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности – достаточно длительный процесс, включающий различные аспекты развития гражданской ответственности. Культура безопасности формируется на протяжении всей жизни человека, начиная от дошкольного возраста и практически до конца жизни. Основы нравственности закладываются и в дошкольном, и в школьном возрасте. Большое значение в формировании культуры безопасности жизнедеятельности гражданина имеет школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Однако все вопросы безопасности личности невозможно рассматривать только в рамках школьного предмета. Целый ряд проблем выходит за рамки школьного курса, а по своей значимости являются приоритетными.
Одной из таких проблем является проблема криминальной безопасности личности. Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все вопросы данного вида безопасности, но некоторые из вопросов требуют повышенного внимания общественности.
Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, каждое двадцать пятое расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии [3].
Не менее страшно выглядят цифры, предоставленные Федеральным медицинским исследовательским центром психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, согласно которым количество наркоманов-подростков за 10 лет, с 1995 по 2005 год, выросло в 18 раз. Среди детей этот показатель вырос в 24,3 раза. Можно отметить также тенденцию снижения среднего возраста начала алкоголизации подростков – среди мальчиков этот возраст составляет 12,5 года, среди девочек – 12,9 лет; возраст начала употребления токсических и наркотических веществ составляет 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек [4].
По данным 2014 года средний возраст лиц, употребляющих наркотики, составляет 15-17 лет, среди них дети до 16 лет составляют 20% от общего количества [5].
Предложенные данные говорят сами за себя и показывают необходимость усиления акцентов на борьбу с этими социально негативными явлениями. Особенно это актуально в среднем и старшем школьном звене.
Так какова же цель изучения криминальных опасностей? При изучении данной темы необходимо сформировать у учащихся знания о криминальных опасностях и способах защиты от них, умение применить их в повседневной деятельности детей, сформировать эмоционально-ценностное отношение к данного вида угрозам.
Большую проблему представляет ряд факторов. Так, сложившаяся в обществе тенденция к романтизации криминального образа жизни, которому во многом способствует кинематограф [6] и индустрия компьютерных игр [7], полностью перечеркивает воспитание в духе традиционных ценностей. Возможно, подражание персонажам фильмов и игр, обуславливает сложившуюся тенденцию к росту числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии [8], формируя у детей образ «благородного негодяя».
Широкая доступность и популярность подобного образа жизни провоцирует сглаживание барьера совершения противоправного деяния. Большое распространение среди молодежи современных мобильных устройств с возможностью фото- и видеозаписи совместно с доступностью мобильного Интернета и видеохостингов, способствует увеличению доступности и простоте обмена информацией о мнимой безнаказанности лиц, совершивших преступления и правонарушения, создавая иллюзию вседозволенности. Все чаще подвергаются огласке факты школьного насилия в отношении сверстников, совершаемые ради популярности или с целью приобретения материальной выгоды [9].
Противодействие указанным выше негативным тенденциям возможно лишь во взаимодействии педагогов, родителей, общественности с целью совместных действий по формированию благоприятной социальной среды. О необходимости совершенствования механизма взаимодействия школы и семьи говорилось на Общероссийском родительском собрании, состоявшемся 30 августа 2016 года, министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой [10]. Проблема Интернет-безопасности реализуется, в том числе, и посредством проведения, в соответствии с решением парламентского слушания Совета Федерации от 12 марта 2014 года, во всех школах Российской Федерации «Единого урока по безопасности в сети Интернет» [11]. Создан соответствующий информационный ресурс, содержащий материалы для педагогического сообщества и образовательных учреждений, подготовленные специалистами Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», видеофильмы для детской аудитории, разработан план мероприятий.
На практике представляется необходимым при изучении темы «Криминальные опасности и защита от них», в зависимости от возраста, уровня подготовки, доступности ресурсов, использовать все типы методов: словесные, демонстрационные и исследовательские (классификация по Михалевой Л.П.) [12]. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, личной заинтересованности и активной жизненной позиции в вопросах обеспечения безопасности осуществляется через повышение мотивации познавательного интереса [13, с.19], причем познавательный интерес должен быть направлен на расширение кругозора школьников во всех сферах жизни и формирование негативного отношения к социальному «злу».
Например, коллективное обсуждение некоторых художественных произведений школьной программы, видеофильмов, материалов газет и журналов помогает, через формирование эмоционально-ценностного отношения, глубже узнать условия возникновения, характеристику и прогнозирование наиболее распространённых типов криминальных опасностей, уяснить меры противодействия и их профилактики. Данный метод позволяет реализовать принцип межпредметных связей в школьном обучении [14].
В рамках внеурочной деятельности в результате бесед с инспекторами по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел обучающиеся должны не только получить необходимые теоретические знания по криминальным опасностям, подкреплённые примерами из жизни, но и овладеть навыками безопасного поведения и самообороны [15].
Демонстрация и обсуждение художественных фильмов об ответственности за правонарушения и преступления, совершаемыми несовершеннолетними, развенчивают миф о так называемой «уголовной романтике», например, фильм 1989 года «Лошади в океане» режиссера Николая Гусарова [16]. Задача формирования нравственности ребенка – это задача не только школы, но и всего общества. Общество должно более активно реагировать на широкое распространение социально негативных явлений среди молодежи, применять меры по профилактике таких явлений.
Таким образом, проблема “Криминальные опасности и защита от них» имеет свои особенности и нуждается в тщательной проработке не только силами педагогов, но и всего социального окружения ребёнка.
Библиографический список
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 10 класс.. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 359 с.
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 9 класс. — 4-е изд. . — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.
- Состояние преступности // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.мвд.рф/folder/101762/item/7207988/ (дата обращения: 16.11.2016).
- Стоит задуматься или крайне тревожная статистика // Сайт муниципального учреждения «Центра социальной помощи семьи и детям Комсомольского района г.Тольятти». URL: http://www.narcomaniac.ru/file/star.htm (дата обращения: 16.11.2016).
- Сайт программы «Решение». URL: http://netnarkotiki.ru/blog/blog_10.html (дата обращения 16.11.2016).
- Фильмы про бандитов // ООО «Иви.ру». URL: http://www.ivi.ru/collections/movies-gangsters (дата обращения: 16.11.2016).
- Онлайн игры про бандитов // Игровой портал GameTarget.Ru. URL: http://www.gametarget.ru/feature/pro-banditov/ (дата обращения: 16.11.2016).
- Преступность в регионах. Нижегородская область. // Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации . URL: http://www.crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 16.11.2016).
- Насилие в школе, причины и последствия // Психологический центр “Травматерапия”. URL: http://www.traumatherapy.com.ua/content/nasilie-v-shkole-prichinny-i-posledstviya (дата обращения: 16.11.2016).
- Ольга Васильева выступила за сотрудничество школы с родителями // Сетевое издание «Навигатор образования». URL: www.http://fulledu.ru/news/school/news/3358_olga-vasileva-vystupila-za-sotrudnichestvo-shkoly-.html (дата обращения: 16.11.2016).
- Единый урок по безопасности в сети “Интернет” // Единый урок – портал о тематических уроках. URL: http://единыйурок.рф/index.php/kalendar-urokov/item/99-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet (дата обращения: 16.11.2016).
- Методы педагогики // Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс. URL: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html (дата обращения: 16.11.2016).
- Неделяева А.В. Использование новых педагогических технологий в учебном курсе «Безопасность жизнедеятельности» // Перспективы науки. — 2014. — №4(55). — С. 19-22.
- Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования // ИД «Первое сентября». URL: http://www.festival.1september.ru/articles/527712/ (дата обращения: 16.11.2016).
- Сотрудники магаданской полиции провели урок безопасности // Официальный сайт Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области. URL: https://49.мвд.рф/Press_sluzhba/Fotoarhiv/сотрудники-магаданской-полиции-провели-у (дата обращения: 16.11.2016).
- Лошади в океане // ООО «Кинопоиск». URL: http://www.kinopoisk.ru/film/45116/ (дата обращения: 16.11.2016).