Детство – период развития человека, этап формирования его индивидуальных свойств, ценностей и жизненных интересов. А также это цикл жизни, в котором растущие, доверчивые, невинные дети, требуют помощи и защиты со стороны близких. Однако, в суровой реальности, нередко многие дети становятся жертвами или свидетелями насильственных действий, оказываемых взрослыми и, как правило, ими выступают родители детей.
В зарубежной и отечественной литературе тема семейного насилия над детьми в настоящее время становится все актуальнее. Как правило, в работе многих ученых данное насилие рассматривается как причина неправильного формирования детей, что в будущем ребенка приводит к таким негативным последствиям как бродяжничество, употребление алкогольных напитков и наркотических средств, совершение преступлений, утрата местожительства и занятий. Целью исследования стало изучение трудов современных исследователей о проблемах детей, пострадавших от семейного насилия, с целью планирования деятельности по профилактике насильственных действий.
Рассмотрением природы насилия над детьми занимались многие зарубежные и отечественные ученые, благодаря их работам по данной проблеме, в обществе сформировалось некое представление в области семейного насилия над детьми.
Одним из ученых изучавшим насилие над детьми был Ф.И. Минюшев. По мнению этого ученого, данный вид насилия осуществляется в четырех направлениях: биогенетическом, экологическом, психологическом и социальном. Каждое из них по-разному трактует исходящую человеческую агрессию. Так, например, вид психологического воздействия объясняет причину агрессии родителей к детям, первоначальной враждебностью по отношению друг к другу, а также стремлением разрешать волнующие проблемы за счет близких, то есть «потребностью разрушить другого человека, чтобы сберечь себя».
Учёным-социологом Н.К. Асановой был установлен тот факт, что наиболее встречаемой формой половых преступлений являются любые виды полового контакта с детьми. Установлено так же, что в 80% случаев дети становятся жертвами насилия именно со стороны родителей.
Насилие сексуального характера оказывает мощнейший апатический стресс и психическое расстройство детей. Научными деятелями Т.П. Симеоном и Г.Е. Сухаревой была установлена тенденция реактивного состояния к продолжительному влиянию на личностное формирование детей. В возрасте 6-7 лет клиническая структура реактивного состояния ребенка характеризуется наименьшей выраженностью и полиморфизмом расстройств, в которых в большей степени оказывают проявление малодифференцированные реакции, которые, возможно, не будут выявлены старшими возрастными группами, составляющими его окружение [1].
Большое количество проблем детей, подвергшихся насилию в семье, подразделятся на следующие группы: социальные; медико-социальные; психологические; проблемы жестокого обращения с детьми; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».
В настоящее время в России происходит обострение достаточного количества проблем и, в особенности, общественных. Проблему увеличения случаев насильственных действий по отношению к детям в семье можно причислить к группе социальных проблем. Насилие, как правило, рассматривается только со стороны нанесения физического вреда здоровью ребенка, но его проявление можно также отметить в различных видах насилия. К данным видам, так же, относятся психологическое, моральное, экономическое и эмоциональное насилие.
Отмечается огромное количество предпосылок по возникновению насильственных действий в семье в адрес ребенка, определяющихся воздействием и определенным влиянием всевозможных по своему содержанию обстоятельств. Данные факторы нужно анализировать целостно, ведь они оказывают воздействие и определяют первопричину насильственных семейного насилия над ребенком в общей совокупности.
Во-первых, предпосылки жестокого обращения с детьми, как правило, предпочтительно обладают социокультурную природу. Во-вторых, насильственные действия в адрес детей так же могут являться следствием жизненного опыта, которое в будущем станет перениматься потомками и переходить в следующую интеракцию. В-третьих, группа обстоятельств сопряжена с тем, что индивид испытал негативную эмпирию в своей жизни, ставшую, так называемой, «детской травмой». В результате, у индивидуума образуется необходимость возмещать все обиды, переживания и комплексы на членов своей семьи. Четвертая причинная группа находит взаимодействие с социальной и психологической декомпенсацией. Внешние факторы воздействия всегда будут оказывать давление на индивида и по своей природе они будут выше определенного уровня его стрессоустойчивости и в итоге, не преодолев данного влияния, индивид самоутверждается за счет других более слабых людей, которые не имеют шансов дать отпор в силу каких-либо причин. В-пятых, если человеку присущ доминантный характер или же он часто проявляет агрессию, то причины могут быть связаны с индивидуальными особенностями. [2].
К группе медико-социальных проблем имеют отношение: телесные травмы, повреждения, последствием которых являются внезапные головокружения, головная боль, обмороки, характерные для синдрома сотрясения головного мозга, формирующегося у маленьких детей. Помимо этого, к ним также причисляют психологические патологии в ответ на насильственную агрессию, совершенную в адрес ребенка. Данные реакции способны выражаться в форме возбуждения, боязни, стремления спрятаться от проблем, или же в виде нейтральности, вызванной апатией и пассивными действиями. Между тем, в обеих ситуациях ребенок испытывает страх, гнев и беспокойство. Дети более старшего возраста подвергаются риску развития апатической тяжелой депрессии и потерей интереса и смысла жизни.
Согласно статистическим сведениям, каждый год приблизительно 2 млн. детей в возрасте до 15 лет избиваются своими родителями, 10% из них вследствие этого умирают, а около 2 тысяч детей совершают суицид. Примерно 100 тысяч детей уходят из дома, пытаясь спасти себя от собственных родителей [3].
Частые ссоры, конфликты, инциденты в семье, связанные с непредсказуемым поведением родителей по отношению к ребенку вызывают стрессовое расстройство, хронические апатические депрессии, заниженную самооценку, диссоциацию, нерешительность, попытки совершения суицида, стагнацию интеллектуального уровня развития ребенка. Все это относят к группе психологических проблем.
Многие дети, подвергшиеся психо-социальному насилию, не опознают совершённые в их адрес действия насилия. Психологическое насилие в адрес детей способно послужить причиной снижения способности символизации, затруднениям в трактовке своих эмоций [3].
Жестокое обращение с детьми представляет собой еще одну из актуальных проблем общества, причиняющее детям им страдания долговременного характера действия. Жестокое обращение приводит к апатии, которая сопряжена с ранней патологией развития мозговой деятельности. Экстремальное стрессовое воздействие может привести к нарушению развития нервной, эндокринной и иммунной систем. В результате этого, у людей, испытавших жестокость в свой адрес в детстве, усиливается угроза возникновения проблем в области следования социальным нормам поведения, установленным в обществе, а так же физическое и психологическое здоровья. Кроме воздействия на здоровье и социум жестокое обращение с детьми оказывает также непосредственное воздействие на экономическую сферу, в том числе расходы и затраты на госпитализацию, лечение психологических расстройств, охрану детства и расходы, связанные с продолжительными нарушениями здоровья.
По результатам проведенного анализа практической деятельности центров психолого-педагогической помощи семьям, решение проблем социально-психологического характера на сегодняшний день осуществляется следующими тенденциями: социально-правовая работа, оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи.
Отмечается преобладание консультативных бесед по проблеме детско-родительских взаимоотношений. Помимо прочего повышается доля обращений к друзьями, психологических расстройств, трудностей в общении, одиночества. Суицидальные запросы, алкоголизм и наркомания современного молодого поколения требуют, в свою очередь, особого контроля.
Проблемы стабилизации семейных отношений зависят от состояния и динамики семейных разводов, их социальные, типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности института семьи, удовлетворенность браком, как фактором семейной стабильности, ее социально-психологическая оценка.
Категория проблем воспитания содержит состояние современного семейного воспитания, типы семей по показателю воспитания, роли родителей, место ребенка в семье, условия эффективности и просчеты воспитательных процессов в семье.
Детей, подвергшихся различными видами насилия в семье, объединяет единая проблема, связанная с насильственными действиями над ними. Они обладают заниженной самооценкой, в отличие от детей из благополучных семей, им характерны неадекватная оценка собственной значимости, что в дальнейшем повлияет на их социализацию в обществе.
Насильственные действия над детьми приводят к продолжительным эмоциональным, физическим, социальным проблемам, оказывающим влияние на дальнейшую жизнь. Отмечают так же, что проявление насильственных действий в детстве повышает вероятность стать жертвой оскорблений и унижений в будущем.
Возможности повышения уровня жизни детей, подвергшихся семейному насилию, как правило, видят в осуществлении социально-психологической помощи. Она направлена на работу с травматическим прошлым ребенка, поддержку, произведение оценки факторов семейного риска, решение задач по безопасности и конфиденциальности, управление действиями специалистов, социальных служб, центров и организаций, осуществляющих помощь детям, пострадавшим от семейного насилия. Главная цель их деятельности состоит в сокращении и преодолении последствий стрессовых ситуаций. Установлено, что стрессовые ситуации никогда не являются единственной составляющей депрессивно-апатического расстройства. Ее доля составляет приблизительно 50%, остальные проценты определяются жизнью детей после стрессовых травм и, в первую очередь, эффективностью, оказываемой им помощи и поддержки.
Решение проблемы семейного насилия осуществимо лишь при активном воздействии всех государственных и общественных организаций, которые в связи со своей деятельности непосредственно сталкиваются со случаями насилия в семье. Это, прежде всего, органы правозащиты, образовательные учреждения, здравоохранение и социальная защита населения. В случае если каждое из упомянутых учреждений благополучно выполняет свои функции с прецедентом семейного насилия, работа станет считаться результативной только если межведомственное взаимодействие будет скоординированным. Иными словами, необходима разработка эффективной модификации междисциплинарного реагирования на случаи семейного насилия в адрес детей. Предоставленная образцовая модель должна состоять из системного комплекса мер и мероприятий, проводимых вовремя и поэтапно [4].
Таким образом, игнорирование родительского долга и жестокое обращение с детьми – одни из наиболее пагубных проявлений домашнего насилия и жестокости. Под категорию «детей, пострадавших от семейного насилия» относятся дети, попавшие под любое насилие со стороны родителей, опекунов или попечителей, а также других более старших членов семьи. При этом оно необязательно должно проявляться в применении телесных побоев или в виде сексуального домогательства – психологическое насилие ничуть не менее опасно. Основные проблемы детей, требующих вмешательства социального работника, могут быть различны: социально-психологическая адаптация, депрессивный характер отношения к жизни, отношения с социальной микросредой, проблемы в сфере здоровья, образования и воспитания и культурно-досуговая проблема. Можно сказать, что у детей, пострадавших от семейного насилия, отмечают поведенческие расстройства, посттравматические стрессы и апатические депрессии. Выделение семейного насилия над детьми в самостоятельную и актуальную социальную проблему – только первый шаг, на пути ее разрешения. На данном направлении возникает ряд преград: отсутствие точных дефиниций и теоретико-информационной базы; недостаточное информирование о насущной социальной проблеме и о факторах её распространения и причинах применения насильственных действий в семье; позиция органов правозащиты, которые в связи с различными причинами практически отстранились от работы с семьями и не принимают меры, нацеленные на решение переломных обстановок в семье. В условиях современной России социальный работник становится ключевым звеном в данной цепочке. Он не только устанавливает взаимоотношения с семьями, но и несет ответственность за координацию усилий различных организационных структур.
Библиографический список
- Агапов Е. П. Семьеведение : учебное пособие / Е. П. Агапов, О. А. Норд-Аревян. – М. : Издательско–торговая корпорация «Дашков и Кº»; Ростов н/Д:Наука-Спектр, 2010.
- Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
- Павленок П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения : уч. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка, М. Я. Рудневой. – М. : ИНФРА , 2010.
- Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. // Павленок П.Д., Руднева М.Я. Под общ. ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. – М.: Инфра-М, 2009.