ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ К ВУЗУ (В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ АФ ННГУ)

Трухманова Елена Николаевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования

Аннотация
В статье рассматриваются особенности психофизиологической и социально-психологической адаптации студентов-первокурсников и специфика психолого-педагогического сопровождения этого процесса, с целью его оптимизации, в рамках деятельности психолого-педагогической службы вуза.

Ключевые слова: дистресс, критерии успешности адаптации, психологическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение, психофизиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация


THE TECHNOLOGY WORKS WITH STUDENTS-FRESHMEN FOR OPTIMIZATION OF ADAPTATION TO UNIVERSITY (IN THE FRAMEWORK OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SERVICES AF UNN)

Trukhmanova Elena Nikolaevna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of pedagogy and psychology teacher education

Abstract
This article considers the features of psychophysiological and socio-psychological adaptation of students-freshmen and specificity of psychological and pedagogical support of this process, with the goal of optimization, in the framework of psychological-pedagogical service of higher education institution.

Keywords: disstres, psychological and pedagogical support, psychological prevention, psychophysiological adaptation, socio-psychological adaptation, success criteria of adaptation


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трухманова Е.Н. Технология работы со студентами-первокурсниками по оптимизации адаптации к вузу (в рамках деятельности психолого-педагогической службы АФ ННГУ) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75244 (дата обращения: 18.04.2024).

Психолого-педагогическая служба в Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского работает с 2003 года, за этот период накоплен большой опыт в организации психолого-педагогического сопровождения студентов, выявлены наиболее эффективные формы, методы и приемы деятельности, структурированные в определенную технологию.

Основная цель работы службы – помочь каждому студенту найти эмоционально-комфортную позицию в образовательной среде вуза, реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный потенциал в позитивной форме.

Из четырех основных направлений работы психолога – психопрофилактического, психодиагностического, коррекционно- развивающего и консультативного в качестве основного, ведущего мы выбрали психопрофилактическое, в которое включаются остальные.

Психопрофилактика включает в себя три взаимосвязанных уровня:

1) первичная профилактика – направлена на сохранение психического здоровья и психических ресурсов всех студентов и включает в себя работу с небольшими эмоциональными, поведенческими и учебными трудностями;

2) вторичная профилактика – предполагает раннее выявление трудностей в учебе и поведении студентов «группы риска», с целью первичной коррекции этих трудностей на начальном этапе.

3) третичная профилактика – включает в себя работу с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, проведение коррекционных мероприятий, с целью преодоления серьезных психологических трудностей.

Наиболее важной является система работы с первокурсниками, именно в этот период закладывается основа последующего адаптивного или дезадаптивного поведения в образовательной среде вуза.

Первый год обучения в вузе – это период интенсивной физиологической и социально-психологической адаптации, поскольку необходимо одновременно приспособиться к новому режиму нагрузок, новому образу жизни, новым людям, освоить формы и методы учебной работы в вузе, сформировать межличностные взаимоотношения и выработать собственный стиль поведения.

В этой связи, нами была разработана технология психолого-педагогической поддержки первокурсников, которая базируется на интеграции ряда отечественных и зарубежных психологических концепций и идей.

Методологической основой работы по достижению успешной физиологической адаптации студентов (адаптации организма к новым нагрузкам) является концепция стресса канадского ученого Г. Селье.

Г. Селье определяет стресс как «…неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [1, с. 15]. Это означает, что в любой ситуации адаптации возникает потребность в перестройке работы организма. Возникший стресс имеет положительное значение, так как мобилизует организм, но только до тех пор, пока не перешел в состояние, которое Г. Селье назвал дистресс, когда возникающие трудности превосходят физические и личностные ресурсы человека. Как только учебная нагрузка становится настолько интенсивной, что первокурсник начинает чувствовать хроническую усталость, напряжение, у него обостряются хронические заболевания, начинаются трудности с засыпанием или, наоборот, повышенная сонливость, – это признаки начинающегося дистресса и подобное состояние требует немедленной коррекции. В этой связи, нами ведется мониторинг эмоционального состояния студентов, поскольку это важнейший показатель комфорта или дискомфорта, испытываемого человеком.

Дистрессом является любая крайность – как чрезмерно отрицательная эмоциональная реакция (тревога, подавленность и т.п.), так и чрезмерно положительные эмоциональные реакции (эмоциональное возбуждение, экзальтация, агрессия и т.п.). Студенты с подобными проявлениями относятся к «группе риска» и с ними начинается консультативная и коррекционная работа, с целью развития адаптивных способностей.

По мнению Г. Селье, эмоциональные раздражители (необходимость уживаться с другими людьми, прежде всего неприятными, вызывающими у нас напряжение, негативные эмоции) – основная причина дистресса [1, с. 18]. В этой связи, важно развивать у студентов навыки общения и правильного реагирования на людей «стрессогенного» типа, что осуществляется в процессе тренингов общения и индивидуального консультирования.

Поведение человека в условиях стресса, обозначаемое понятием “общий адаптационный синдром”, проходит три фазы:

1) реакция тревоги, когда в ответ на новую ситуацию практически все системы организма человека отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели, и в этот период важно снизить уровень тревоги путем максимального уменьшения неопределенности ситуации, ориентирования первокурсников в пространственной и образовательной среде вуза.

2) фаза сопротивления, когда организм ищет и находит оптимальные, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования. Наблюдения показывают, что относительно устойчивая адаптация к условиям вуза у большинства происходит на 5–6-й неделе обучения. На этом этапе начинается индивидуальная консультативная и коррекционная работа со студентами «группы риска», в соответствии с выявленными у них трудностями, с целью недопущения дистресса.

3) фаза истощения, когда возникшие на предыдущих этапах трудности превышают адаптационные возможности организма, что приводит к ухудшению физиологического состояния, а также различным поведенческим расстройствам. На этом этапе человек нуждается в комплексной медико-психологической помощи.

Концепция Г. Селье важна для понимания сущности физиологической адаптации, как приспособления организма к новым условиям. Но человеку как личности свойственна не только физиологическая, но и социально-психологическая адаптация (адаптация к социуму).

В отечественной психологии социально-психологическая адаптация понимается как взаимосвязь двух процессов – приспособления личности к среде и приспосабливания среды личностью (И.А. Милославова, 1974).

Приспособление (как полагает А.Д. Глоточкин) – это изменение поведения в соответствии с новыми условиями, новыми требованиями внешней среды (например, с общественным мнением). Приспосабливание же означает реализацию внутреннего потенциала (возможностей) человека путем изменения внешних условий, в целях удовлетворения своих потребностей. Таким образом, адаптация не сводится только к приспособлению личности к социуму, она предполагает действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой [2, с. 113-114].

В этой связи, психолого-педагогическая поддержка, направленная на то, чтобы обеспечить смягчающее вхождение первокурсников в новую социальную реальность, основывается на процессе доверительного межличностного взаимодействия преподавателя, психолога и студента и обязательно предполагает формирование у него чувства уверенности в себе, своих возможностях (но не самоуверенности), мотивирование к преодолению трудностей путем перестройки деятельности и поведения, стимулирование активной адаптации.

В индивидуальной беседе важно помочь студенту осознать сильные стороны его личности, личностные ресурсы, которые помогут ему найти комфортную «нишу» в общении с другими людьми и новой деятельности. Необходимо выявить и «проблемные зоны», то есть особенности личности, затрудняющие межличностное взаимодействие и дать рекомендации по их корректировке.

Поскольку социальная среда – фактор динамичный, «текучий», человеку, чтобы адекватно действовать в изменяющейся обстановке, необходимо осуществлять постоянное всестороннее самоопределение личности, включающее в себя знание:

1) о том, как его воспринимают окружающие (социальная перцепция);

2) какие суждения о нем имеют (стереотипы группового мнения);

3) чего от него ожидают (социальные экспектации);

4) каким в этой связи ему надо быть или хотя бы казаться [2, с. 114].

Таким образом, для успешной адаптации в социуме необходима ориентированность личности в себе и в условиях внешней среды, которая происходит на основе сравнения себя с окружающими и с самим собой (во времени) [3, с. 8-9]. Для облегчения и ускорения этих процессов с первокурсниками проводятся адаптивные тренинги на сплочение, личностное самораскрытие, в ходе которых происходит первичная коррекция неадекватной самооценки, образа «Я», уровня притязаний. Кроме того, именно в этот период важно дать вчерашним школьникам правильную ориентацию в системе поведения, поскольку подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. В ходе адаптивных тренингов совершается еще одно важнейшее событие: формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, закладываются модели позитивного межличностного взаимодействия, основы благоприятного психологического климата.

А.Д. Глоточкин выделил следующие критерии успешности социально-психологической адаптации:

1. Успешное освоение новых условий деятельности.

2. Успешное вхождение в систему новых взаимоотношений.

3. Нахождение в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в комфортной позиции [2, с. 114].

На основе этих критериев нами были разработаны диагностические показатели эффективности адаптации первокурсника в образовательной среде вуза.

1. Учебная успешность, формирование «позиции студента» (стремление выполнять требования преподавателей, систематическая подготовка к занятиям, усвоение правил поведения, норм и традиций, сложившихся в вузе).

2. Успешность в общении с куратором, преподавателями и одногруппниками (отсутствие конфликтов в общении с ними, приобретение круга общения в своей группе, установление дружеских отношений, как минимум, с 1-2 студентами).

3. Удовлетворенность новой позицией студента(удовлетворенность сложившимися отношениями, преобладающее позитивное эмоциональное состояние, нормальная работоспособность, отсутствие ухудшения физического самочувствия, участие в общественной жизни вуза).

Эти критерии лежат в основе комплексного мониторинга процесса адаптации студентов, который проводится в начале и конце учебного года.

Выстраивание индивидуальной стратегии коррекционно-развивающей работы со студентами «группы риска» невозможно без учета их характерологических особенностей, поскольку преобладающие черты характера (акцентуации) определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Как отмечал К. Леонгард, в акцентуациях характера потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд [по: 4, с. 76]. В этой связи, исследование преобладающих акцентуаций характера по методике К. Леонгарда включено в диагностическую программу первокурсников и, на основе полученных данных, у каждого студента выявляются сильные стороны личности, деятельность, в которой он раскроется наиболее успешно, а также ситуации, в которых возможен его конфликт с окружающими и характер протестных реакций. Этот материал используется и в индивидуальных консультациях со студентами, и для разработки рекомендаций кураторам групп.

Обобщая все вышесказанное, обозначим основные этапы реализации разработанной и апробированной сотрудниками психолого-педагогической службы АФ ННГУ комплексной адаптационной программы, направленной на преодоление трудностей, возникающих в период адаптации к вузу у студентов-первокурсников, а также дающей возможность сформировать студента как субъекта учебной деятельности, обучить его умению планировать, организовывать свою учебную деятельность, полноценно общаться и взаимодействовать в новом коллективе.

В начале сентября проводится первичная групповая диагностика первокурсников, с целью изучения мотивации поступления (анкетирование), индивидуально-психологических особенностей (методика на определение типа акцентуации характера К. Леонгарда), самооценки (тест Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн), эмоционального состояния (модифицированный тест М. Люшера).

По результатам психодиагностики планируются индивидуальные собеседования с каждым студентом, при необходимости – индивидуальное психологическое консультирование. Одновременно кураторами организуется работа по ознакомлению первокурсников с пространственной средой филиала, сложившимися в вузе правилами поведения, нормами, традициями, особенностями образовательного процесса и т.п.

С середины сентября в каждой группе сотрудниками службы проводится цикл адаптационных тренингов, в которых участвуют и кураторы. В ходе тренингов полученные ранее данные диагностики по каждому студенту уточняются, конкретизируются, обобщаются и на их основе формулируются рекомендации деканатам, кураторам, преподавателям, ведущим занятия в группах. Результаты психологической диагностики представляются и обсуждаются на заседаниях Советов факультетов.

На этом этапе выделяются студенты «группы риска», намечается стратегия индивидуальной коррекционно-развивающей работы с каждым, с учетом выявленных проблем.

В течение всего учебного года, в соответствии с запросами, ведется индивидуальное психологическое консультирование студентов, преподавателей, кураторов и родителей первокурсников. Кроме того, организуются открытые психологические тренинги (на добровольной основе), направленные на обучение студентов навыкам эффективной коммуникации, эмоциональной саморегуляции, уверенности в себе, преодоления трудных жизненных ситуаций, и т.п.

В конце мая проводится повторная диагностика первокурсников, анализируется динамика адаптации личности и особенности формирования взаимоотношений и психологического климата в студенческих группах.

Как показал наш опыт, реализация подобной комплексной адаптационной программы позволяет существенно уменьшить симптомы дезадаптации среди студентов и, тем самым, оптимизировать показатели адаптации первокурсников к условиям вуза.


Библиографический список
  1. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992. – 109 с.
  2. Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика (Избранные публикации). – Уфа: УТИС, 2001. – 120 с.
  3. Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов): автореф. дисс. канд. псих. наук. – М., 2004.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Феникс, 1989. – 250 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Трухманова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация