Психолого-педагогическая служба в Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского работает с 2003 года, за этот период накоплен большой опыт в организации психолого-педагогического сопровождения студентов, выявлены наиболее эффективные формы, методы и приемы деятельности, структурированные в определенную технологию.
Основная цель работы службы – помочь каждому студенту найти эмоционально-комфортную позицию в образовательной среде вуза, реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный потенциал в позитивной форме.
Из четырех основных направлений работы психолога – психопрофилактического, психодиагностического, коррекционно- развивающего и консультативного в качестве основного, ведущего мы выбрали психопрофилактическое, в которое включаются остальные.
Психопрофилактика включает в себя три взаимосвязанных уровня:
1) первичная профилактика – направлена на сохранение психического здоровья и психических ресурсов всех студентов и включает в себя работу с небольшими эмоциональными, поведенческими и учебными трудностями;
2) вторичная профилактика – предполагает раннее выявление трудностей в учебе и поведении студентов «группы риска», с целью первичной коррекции этих трудностей на начальном этапе.
3) третичная профилактика – включает в себя работу с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, проведение коррекционных мероприятий, с целью преодоления серьезных психологических трудностей.
Наиболее важной является система работы с первокурсниками, именно в этот период закладывается основа последующего адаптивного или дезадаптивного поведения в образовательной среде вуза.
Первый год обучения в вузе – это период интенсивной физиологической и социально-психологической адаптации, поскольку необходимо одновременно приспособиться к новому режиму нагрузок, новому образу жизни, новым людям, освоить формы и методы учебной работы в вузе, сформировать межличностные взаимоотношения и выработать собственный стиль поведения.
В этой связи, нами была разработана технология психолого-педагогической поддержки первокурсников, которая базируется на интеграции ряда отечественных и зарубежных психологических концепций и идей.
Методологической основой работы по достижению успешной физиологической адаптации студентов (адаптации организма к новым нагрузкам) является концепция стресса канадского ученого Г. Селье.
Г. Селье определяет стресс как «…неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [1, с. 15]. Это означает, что в любой ситуации адаптации возникает потребность в перестройке работы организма. Возникший стресс имеет положительное значение, так как мобилизует организм, но только до тех пор, пока не перешел в состояние, которое Г. Селье назвал дистресс, когда возникающие трудности превосходят физические и личностные ресурсы человека. Как только учебная нагрузка становится настолько интенсивной, что первокурсник начинает чувствовать хроническую усталость, напряжение, у него обостряются хронические заболевания, начинаются трудности с засыпанием или, наоборот, повышенная сонливость, – это признаки начинающегося дистресса и подобное состояние требует немедленной коррекции. В этой связи, нами ведется мониторинг эмоционального состояния студентов, поскольку это важнейший показатель комфорта или дискомфорта, испытываемого человеком.
Дистрессом является любая крайность – как чрезмерно отрицательная эмоциональная реакция (тревога, подавленность и т.п.), так и чрезмерно положительные эмоциональные реакции (эмоциональное возбуждение, экзальтация, агрессия и т.п.). Студенты с подобными проявлениями относятся к «группе риска» и с ними начинается консультативная и коррекционная работа, с целью развития адаптивных способностей.
По мнению Г. Селье, эмоциональные раздражители (необходимость уживаться с другими людьми, прежде всего неприятными, вызывающими у нас напряжение, негативные эмоции) – основная причина дистресса [1, с. 18]. В этой связи, важно развивать у студентов навыки общения и правильного реагирования на людей «стрессогенного» типа, что осуществляется в процессе тренингов общения и индивидуального консультирования.
Поведение человека в условиях стресса, обозначаемое понятием “общий адаптационный синдром”, проходит три фазы:
1) реакция тревоги, когда в ответ на новую ситуацию практически все системы организма человека отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели, и в этот период важно снизить уровень тревоги путем максимального уменьшения неопределенности ситуации, ориентирования первокурсников в пространственной и образовательной среде вуза.
2) фаза сопротивления, когда организм ищет и находит оптимальные, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования. Наблюдения показывают, что относительно устойчивая адаптация к условиям вуза у большинства происходит на 5–6-й неделе обучения. На этом этапе начинается индивидуальная консультативная и коррекционная работа со студентами «группы риска», в соответствии с выявленными у них трудностями, с целью недопущения дистресса.
3) фаза истощения, когда возникшие на предыдущих этапах трудности превышают адаптационные возможности организма, что приводит к ухудшению физиологического состояния, а также различным поведенческим расстройствам. На этом этапе человек нуждается в комплексной медико-психологической помощи.
Концепция Г. Селье важна для понимания сущности физиологической адаптации, как приспособления организма к новым условиям. Но человеку как личности свойственна не только физиологическая, но и социально-психологическая адаптация (адаптация к социуму).
В отечественной психологии социально-психологическая адаптация понимается как взаимосвязь двух процессов – приспособления личности к среде и приспосабливания среды личностью (И.А. Милославова, 1974).
Приспособление (как полагает А.Д. Глоточкин) – это изменение поведения в соответствии с новыми условиями, новыми требованиями внешней среды (например, с общественным мнением). Приспосабливание же означает реализацию внутреннего потенциала (возможностей) человека путем изменения внешних условий, в целях удовлетворения своих потребностей. Таким образом, адаптация не сводится только к приспособлению личности к социуму, она предполагает действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой [2, с. 113-114].
В этой связи, психолого-педагогическая поддержка, направленная на то, чтобы обеспечить смягчающее вхождение первокурсников в новую социальную реальность, основывается на процессе доверительного межличностного взаимодействия преподавателя, психолога и студента и обязательно предполагает формирование у него чувства уверенности в себе, своих возможностях (но не самоуверенности), мотивирование к преодолению трудностей путем перестройки деятельности и поведения, стимулирование активной адаптации.
В индивидуальной беседе важно помочь студенту осознать сильные стороны его личности, личностные ресурсы, которые помогут ему найти комфортную «нишу» в общении с другими людьми и новой деятельности. Необходимо выявить и «проблемные зоны», то есть особенности личности, затрудняющие межличностное взаимодействие и дать рекомендации по их корректировке.
Поскольку социальная среда – фактор динамичный, «текучий», человеку, чтобы адекватно действовать в изменяющейся обстановке, необходимо осуществлять постоянное всестороннее самоопределение личности, включающее в себя знание:
1) о том, как его воспринимают окружающие (социальная перцепция);
2) какие суждения о нем имеют (стереотипы группового мнения);
3) чего от него ожидают (социальные экспектации);
4) каким в этой связи ему надо быть или хотя бы казаться [2, с. 114].
Таким образом, для успешной адаптации в социуме необходима ориентированность личности в себе и в условиях внешней среды, которая происходит на основе сравнения себя с окружающими и с самим собой (во времени) [3, с. 8-9]. Для облегчения и ускорения этих процессов с первокурсниками проводятся адаптивные тренинги на сплочение, личностное самораскрытие, в ходе которых происходит первичная коррекция неадекватной самооценки, образа «Я», уровня притязаний. Кроме того, именно в этот период важно дать вчерашним школьникам правильную ориентацию в системе поведения, поскольку подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. В ходе адаптивных тренингов совершается еще одно важнейшее событие: формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, закладываются модели позитивного межличностного взаимодействия, основы благоприятного психологического климата.
А.Д. Глоточкин выделил следующие критерии успешности социально-психологической адаптации:
1. Успешное освоение новых условий деятельности.
2. Успешное вхождение в систему новых взаимоотношений.
3. Нахождение в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в комфортной позиции [2, с. 114].
На основе этих критериев нами были разработаны диагностические показатели эффективности адаптации первокурсника в образовательной среде вуза.
1. Учебная успешность, формирование «позиции студента» (стремление выполнять требования преподавателей, систематическая подготовка к занятиям, усвоение правил поведения, норм и традиций, сложившихся в вузе).
2. Успешность в общении с куратором, преподавателями и одногруппниками (отсутствие конфликтов в общении с ними, приобретение круга общения в своей группе, установление дружеских отношений, как минимум, с 1-2 студентами).
3. Удовлетворенность новой позицией студента(удовлетворенность сложившимися отношениями, преобладающее позитивное эмоциональное состояние, нормальная работоспособность, отсутствие ухудшения физического самочувствия, участие в общественной жизни вуза).
Эти критерии лежат в основе комплексного мониторинга процесса адаптации студентов, который проводится в начале и конце учебного года.
Выстраивание индивидуальной стратегии коррекционно-развивающей работы со студентами «группы риска» невозможно без учета их характерологических особенностей, поскольку преобладающие черты характера (акцентуации) определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Как отмечал К. Леонгард, в акцентуациях характера потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд [по: 4, с. 76]. В этой связи, исследование преобладающих акцентуаций характера по методике К. Леонгарда включено в диагностическую программу первокурсников и, на основе полученных данных, у каждого студента выявляются сильные стороны личности, деятельность, в которой он раскроется наиболее успешно, а также ситуации, в которых возможен его конфликт с окружающими и характер протестных реакций. Этот материал используется и в индивидуальных консультациях со студентами, и для разработки рекомендаций кураторам групп.
Обобщая все вышесказанное, обозначим основные этапы реализации разработанной и апробированной сотрудниками психолого-педагогической службы АФ ННГУ комплексной адаптационной программы, направленной на преодоление трудностей, возникающих в период адаптации к вузу у студентов-первокурсников, а также дающей возможность сформировать студента как субъекта учебной деятельности, обучить его умению планировать, организовывать свою учебную деятельность, полноценно общаться и взаимодействовать в новом коллективе.
В начале сентября проводится первичная групповая диагностика первокурсников, с целью изучения мотивации поступления (анкетирование), индивидуально-психологических особенностей (методика на определение типа акцентуации характера К. Леонгарда), самооценки (тест Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн), эмоционального состояния (модифицированный тест М. Люшера).
По результатам психодиагностики планируются индивидуальные собеседования с каждым студентом, при необходимости – индивидуальное психологическое консультирование. Одновременно кураторами организуется работа по ознакомлению первокурсников с пространственной средой филиала, сложившимися в вузе правилами поведения, нормами, традициями, особенностями образовательного процесса и т.п.
С середины сентября в каждой группе сотрудниками службы проводится цикл адаптационных тренингов, в которых участвуют и кураторы. В ходе тренингов полученные ранее данные диагностики по каждому студенту уточняются, конкретизируются, обобщаются и на их основе формулируются рекомендации деканатам, кураторам, преподавателям, ведущим занятия в группах. Результаты психологической диагностики представляются и обсуждаются на заседаниях Советов факультетов.
На этом этапе выделяются студенты «группы риска», намечается стратегия индивидуальной коррекционно-развивающей работы с каждым, с учетом выявленных проблем.
В течение всего учебного года, в соответствии с запросами, ведется индивидуальное психологическое консультирование студентов, преподавателей, кураторов и родителей первокурсников. Кроме того, организуются открытые психологические тренинги (на добровольной основе), направленные на обучение студентов навыкам эффективной коммуникации, эмоциональной саморегуляции, уверенности в себе, преодоления трудных жизненных ситуаций, и т.п.
В конце мая проводится повторная диагностика первокурсников, анализируется динамика адаптации личности и особенности формирования взаимоотношений и психологического климата в студенческих группах.
Как показал наш опыт, реализация подобной комплексной адаптационной программы позволяет существенно уменьшить симптомы дезадаптации среди студентов и, тем самым, оптимизировать показатели адаптации первокурсников к условиям вуза.
Библиографический список
- Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992. – 109 с.
- Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика (Избранные публикации). – Уфа: УТИС, 2001. – 120 с.
- Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов): автореф. дисс. канд. псих. наук. – М., 2004.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Феникс, 1989. – 250 с.