В педагогической науке неоднократно подчеркивается, что для эффективного усвоения иностранного языка необходимое наличие мотивации. Известно, что мотивация оказывает положительное влияние на процесс обучения иностранным языкам и способствует эффективности запоминания языкового материала. Эффективность обучения иностранным языкам тесно связана с мотивацией [1].
Изучение предмета «Иностранный язык» представляет сложность для студентов вузов неязыковых специальностей, так как он относится к числу непрофилирующих предметов. Педагогическая практика показывает, что студенты неязыковых вузов часто испытывают затруднения при обучении иностранного языка и теряют интерес к его изучению[2]. Для чтобы сделать процесс обучения иностранного языка более эффективным и результативным а также повысить мотивацию студентов, преподаватели должны тщательно относиться к отбору учебного материала и правильному его применению.
В настоящее время в неязыковых вузах наблюдается тенденция применения чтения периодических изданий на уроках английского языка. Причиной их использования служит тот факт, что чтение журналов и газет повышает мотивацию студентов, побуждает их познавать «живой язык».
Чтение периодики благотворно влияет на эмоциональный фон студентов. Процесс чтения газет и журналов доставляет им удовольствие, так как отражает реальный, «живой язык». Обычно преподаватель отбирает материал для чтения, согласно возрастным особенностям и интересам студентов. Преимуществом использования чтения периодических изданий признается тот факт, что позволяет преподавателю заниматься со студентами различных возрастных категорий и разным уровнем владения языка.
Обычно тексты газетных статей и журналов составлены таким образом, что дают возможность увидеть знакомый тип текста. Периодика освещает повседневные события, бытовые темы. Она представляет огромное жанрово-композиционное разнообразие.
В основном, периодические издания включают аутентичные тексты следующей тематики: письма, дневники, анекдоты, кулинарные рецепты, рекламу, страноведческие и научно-популярные тексты. Польза прочтения газет и журналов неоценима. Чтение газет и журналов воспитывает чувство уважения к стране и культуре изучаемого языка, а также развивает мышление, языковые умения и навыки студентов.
Чтение газет и журналов часто служит в качестве самостоятельной работы студентов при изучении английского языка в неязыковом вузе. Самостоятельная работа с чтением текста направлена на увеличение профессиональной компетенции и творческой активности студентов[3].
Важно правильно организовать самостоятельную работу по чтению газет и журналов, так как правильная организация самостоятельной работы является одной из ключевых дидактико-организующих проблем и основной составляющей вузовского обучения иностранным языкам [4].
Следует подчеркнуть, что студентам необходимо дать методические указания по работе с периодикой на иностранном языке, которые облегчат работу с текстом.
При выборе периодической литературы важно учитывать возрастные критерии и уровень владения языком. Для успешной организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза необходимо учитывать реальный уровень знаний и умений студентов[3].
Существуют различные интернет – источники, предлагающие многообразие периодических изданий на иностранных языках. Известно, что современный образовательный процесс обучения характеризуется основным положением информации и функциональным использованием общеизвестных источников сети Интернет [5].
Рассмотрим самые популярные периодические издания [6-10]. Нашей задачей является анализ периодики и выяснение, для какого языкового уровня подходит то или иное периодическое издание.
К числу основных периодических изданий относится английская газета «The Times», в которой можно найти информацию о внутренней и внешней политике и экономике страны, национальных событиях, а также представлен качественный обзор происшествий в мире. Данное издание интересно тем, что изложение в нем ведется зачастую с использованием знаменитого тонкого английского юмора. Хотя эта деталь и привносит в чтение статей изрядную неповторимость, однако может осложнить понимание текста студентам, имеющим элементарный, либо базовый уровень английского языка – Elementary.
«The New York Times» — американский аналог периодического издания. Она освещает финансовые, экономические, политические события. Данное издание представляет типично американский вариант английского языка. Для него характерен такой недостаток – некоторые грамматические структуры сокращены и поэтому вызывают трудность у студентов, знания английского языка которых, ниже среднего уровня- Intermediate.
Одним из самых популярных и доступных британских изданий является «The Guardian». Оно походит для студентов с разным уровнем знаний английского языка и сформированными языковыми навыками. Здесь публикуются статьи, которые посвящены вопросам внутренней и внешней политики, психологии, экономики. В отношении языковых оборотов отметим, что большинство английских предложений – распространенные, то есть у студентов будет возможность сосредоточиться на полноформатных структурах.
«The Daily Telegraph» — одно из наиболее популярных газет в Великобритании. Она состоит из трёх постоянных разделов: Main News, Business и Sport. Представлены такие рубрики как политика, искусство, мода, здоровье и образование. Газета «The Daily Telegraph» подходит для студентов вузов с уверенным владением английского языка – высокий уровень Upper Intermediate.
«The Washington Post» – это газета для любителей моды, путешествий, политики. Это издание подойдет как раз для тех, кто только начинает свое знакомство с англоязычной прессой, так как именно здесь употребляются простые грамматические конструкции.
Проанализировав интернет-ресурсы, включающие популярные периодические издания на английском языке приходим к выводу, что можно сделать подборку текстов периодики, в соответствии с возрастными особенностями студентов и уровнем знаний английского языка.
Итак, чтение периодической литературы обогащает словарный запас студентов неязыковых вузов, повышает их языковой уровень, способствует пониманию образа мыслей людей, разговаривающих на иностранном языке.
Библиографический список
- Макарова О.С. Социальная мотивация учащихся в условиях реализации обратной связи в процессе обучения иностранному языку // Педагогическая наука и практика – региону. Материалы XVI региональной научно-практической конференции. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». 2016. С. 185-191.
- Павленко В.Г. Ассоциативный метод обучения иностранного языка в неязыковом вузе. Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 (64). С. 391-394
- Павленко В.Г. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 102-104.
- Сарибекова Э.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов в процессе изучения иностранного языка. Дисс.канд. пед. наук – Ставрополь, 2006. -189 с.
- Кузнецова Е.Н. Электронный сайт Lingualeo как источник дополнительных средств, способствующих эффективности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Актуальные проблемы современной науки. V Международная научно-практическая конференция в двух томах – Ставрополь: Ставропольский университет, 2016. С. 80-83.
- URL: https://www.theguardian.com/ (дата обращения: 04.12.2016).
- URL: http://www.thetimes.co.uk/ (дата обращения: 04.12.2016).
- URL: http://www.telegraph.co.uk/ (дата обращения: 04.12.2016).
- URL: http://www.nytimes.com/ (дата обращения: 04.12.2016).
- URL: https://www.washingtonpost.com// (дата обращения: 04.12.2016).