Одной из приоритетных целей современной системы образования в высшем учебном заведении является формирование интеллектуальной, творческой, духовно-нравственной личности. Необходимо отметить, что чем выше духовно – нравственная культура личности, тем выше ее социальная востребованность и социальная значимость для общества.
В основе формирования духовно-нравственного воспитания будущего специалиста лежит процесс культурного самоопределения личности, осмысление им социально и индивидуально значимых ценностей. Процесс духовно-нравственного воспитания - это восхождение субъектов воспитания к себе как уникальной духовной индивидуальности, к духовному идеалу, который возникает в результате рефлексивно-ценностного осмысления системы социально и индивидуально значимых ценностей [1, с. 47].
В настоящее время, в высших учебных заведениях большое внимание уделяется коммуникативным дисциплинам, в том числе дисциплине «Иностранный язык», так как на уроках иностранного языка можно проявить интеллектуально-творческую активность и индивидуальность.
Одной из главных задач обучения иностранному языку в педагогическом вузе является формирование духовно – нравственных качеств студента посредством чтения. Именно чтение способствует формированию духовно-нравственных качеств студентов и позволяет им глубже понять окружающий мир. Оно направлено на развитие мышления учащихся, языковых умений и навыков.
На уроках чтения иностранного языка, студенты вовлекаются в активный творческий процесс языковой деятельности. Чтение активизирует когнитивную деятельность, воспитывает чувство уважения к стране и культуре изучаемого языка.
В учебном процессе широко используется чтение аутентичных текстов по специальности. В ФГОС ВО 3+ подчеркивается, что студенты нелингвистических специальностей по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) должны обладать готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности [2 ]. Они должны быть знакомы с особенностями чтения текстов профессиональной направленности. Следовательно, обучение студентов в педагогическом вузе иностранным языкам предполагает практическую направленность данной дисциплины, т.е. учёт потребностей в деловом общении на профессиональные темы на иностранном языке.
В неязыковом вузе чтение направлено на извлечение основной информации из читаемых текстов и понимании его содержания. Так как обработка информации и понимание ее содержания является важным фактором запоминания языкового материала.
Для эффективного усвоения языкового материала необходимо создавать положительный эмоциональный фон и благодаря этому можно повысить мотивацию и интенсивность интеллектуальной деятельности студентов. Ведь именно мотивация оказывает существенное влияние на эффективность обучения иностранным языкам [3].
Также очень важно правильно выбирать тексты, учитывать их содержание, новизну и их практическую значимость. Следует учитывать тот факт ,что информация в текстах должна вызывать повышенный интерес у студентов.
К одним из самых популярных текстов, который воспринимается студентами с большим энтузиазмом, можно отнести аутентичный текст лингвострановедческого содержания. Под аутентичным текстом (от греч. authentikos – подлинный) понимается текст, соответствующий по содержанию тексту на другом языке и имеющий одинаковую с ним силу [4].
Аутентичные тексты отличается своей информативностью. Они отражают реальные факты современной действительности страны изучаемого языка и передают типичное представление об этой стране. Часто темами этих текстов становятся следующие: географическое положение страны изучаемого языка, ее политическая система, денежная единица страны, национальные праздники, символика страны и так далее.
Процесс чтения аутентичных текстов вызывает положительную мотивацию у студентов неязыковых вузов. Благодаря чтению аутентичных текстов студенты знакомятся с культурой и традициями страны изучаемого языка, приобщаются к моральным и духовным ценностям другого народа. Таким образом, у студентов формируется лингвосоциокультурная компетенция.
В современном мире, интернет предлагает многообразие интернет-ресурсов, где можно найти аутентичные тексты на иностранных языках. Современный образовательный процесс обучения характеризуется основным положением информации и функциональным использованием общеизвестных источников сети интернет [5].
Интернет-ресурсы содержат электронные базы известнейших газет и журналов на английском языке, периодических изданий, среди которых: The Daily Telegraph, The Guardian ,Washington Post, Wall Street Journal, USA Today, New York Times и другие.
На основе данных ресурсов, возможно сделать подборку аналитических текстов, в соответствии с возрастными особенностями студентов и уровнем знаний английского языка.
В качестве дополнительного материала можно предложить использовать учебно-методические пособия для студентов педагогических вузов, например учебное пособие: Джегутанова Н.И., Павленко В.Г. “Практикум письменной и устной научной речи по иностранному языку для студентов педагогических вузов[6]. Данное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и направлено на развитие у студентов профессиональной и коммуникативной компетенции по овладению чтением по специальности на иностранном языке. Каждый раздел пособия содержит грамматические объяснения, иллюстративный материал с переводом на русский язык; теоретический материал закрепляется в творческих упражнениях, построенных на аутентичных научных и научно-популярных статьях из ведущих иностранных изданий последних лет. В работе представлены методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по чтению аутентичных текстов, тематически связанных с направлением подготовки.
Мы считаем, что эффективность чтения заключается не только в правильной подборке языкового материала, но и в правильной организации самостоятельной работы. Именно правильная организация самостоятельной работы является одной из ключевых дидактико-организующих проблем и основной составляющей вузовского обучения иностранным языкам [7].
Поэтому, студентам педагогических вузов предлагается изучить методические рекомендации по подготовке к самостоятельной работе с текстом по английскому языку, предусмотренные программой дисциплины, что позволяет им составить представление о целях и задачах, о характере и объеме материала, подлежащего изучению.Самостоятельная работа с чтением текста направлена на увеличение профессиональной компетенции и творческой активности студентов [8].
Самостоятельная работа с текстом по английскому языку в педагогическом вузе предусматривает решение следующих целей и задач:
- углубление и систематизация знаний: чтение текста, его перевод, работа со словарями и справочниками;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и литературой: аналитическая обработка текста, аннотирование текста, отбор информации с определёнными целями;
- практическое применение знаний, умений: выполнение лексико – грамматических упражнений, подготовка высказываний по теме, выполнение творческой работы по теме, перевод оригинальной документации, её составление и оформление.
Студентам можно предложить следующий алгоритм работы с аналитическим текстом:
- Читая заголовок текста, высказывать свои предположения, о чем может идти речь в тексте.
- Ориентироваться в композиционной структуре текста.
- Находить ключевые слова ,выделять основной смысл
- Стараться понять значение слов, не прибегая к использованию словарей.
- Еще раз быстро перечитать текст, чтобы получить целостное представление о его содержании.
Проведенный анализ применения чтения аутентичных текстов на уроках иностранного языка в педагогическом вузе, позволил нам сделать следующие выводы . Во-первых, чтение аутентичных текстов на уроках иностранного языка дает возможность студентам неязыковых вузов повысить языковой уровень, обогатить словарный запас и понять образ мыслей людей, разговаривающих на иностранном языке. Во-вторых, чтение аутентичных текстов способствует духовно-нравственному развитию личности и положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние студентов. И в третьих, оно повышает не только коммуникативно-познавательную мотивацию, но и формирует интеркультурную компетенцию.
Библиографический список
- Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе на основе интегративного подхода: автореф. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 23с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “9″ февраля 2016г. № 91.
- Макарова О.С. Социальная мотивация учащихся в условиях реализации обратной связи в процессе обучения иностранному языку//Педагогическая наука и практика – региону. Материалы XVI региональной научно-практической конференции. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». 2016. С. 185-191.
- Угренинова Е.Ф. Обучение иностранному языку и культуре на основе аутентичных текстовых материалов СурГПУ, г. Сургут по материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения», 4 марта 2007 года.
- Кузнецова Е.Н. Электронный сайт Lingualeo как источник дополнительных средств, способствующих эффективности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Актуальные проблемы современной науки. V Международная научно-практическая конференция в двух томах – Ставрополь: Ставропольский университет, 2016. С. 80-83.
- Джегутанова Н.И., Павленко В.Г. Практикум письменной и устной научной речи по иностранному языку для студентов педагогических вузов: учебное пособие для студентов. – Ставрополь: СГПИ; ООО «Бюро новостей», 2015. – 104 с.
- Сарибекова Э.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов в процессе изучения иностранного языка. Дисс.канд. пед. наук – Ставрополь, 2006. -189 с.
- Павленко В.Г. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 102-104.