В современном мире деятельность педагога уже давно выходит за границы образовательных учреждений. С увеличением сферы деятельности, увеличились задачи преподавателя [1]. Если, когда-то основная задача педагога состояла в передаче знаний ученикам, то со временем к этой основной задаче прибавлялось множество других. К ним относятся: воспитание трудолюбия и усидчивости, формирование моральных принципов (доброты, терпимости, уважения), воспитание командного духа и коммуникабельности, обучение учеников структурированию полученные знания и применению их на практике и т.д. [2]. Для достижения этих целей преподаватель, как руководящее учениками лицо, должен хорошо уметь организовывать деятельность обучающихся, мотивировать на достижение новых вершин, направлять и контролировать их [3, 4].
Менеджер – это руководящее лицо, основная задача, которого, управление подчиненными, включающая планирование, организацию, мотивацию и контроль, для достижения целей фирмы. Его деятельность, в общем, называется менеджментом. Менеджмент – это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей [5, 6].
Так и педагог достигает решения педагогических задач, используя интересы учащихся. Используя верную тактику, он добивается соблюдения дисциплины, интереса к уроку, задействует учащихся во внеклассной деятельности, взращивает в учениках качества, необходимые для современного цивилизованного человека. Так же педагог должен справляться с организацией не только детей, но и своих коллег, если занимает руководящую должность.
Помимо этого современный педагог обладает и большинством личностных качеств, присущих настоящему менеджеру [7]. К таким качествам, прежде всего, относят: честность, порядочность и справедливость. Любой руководитель должен стараться видеть в своих подчиненных, прежде всего личностей, заботиться об их интересах, стремясь к сотрудничеству.
Учитель, как и менеджер должен уметь сопротивляться давлению окружающих, уметь отстаивать свое мнение, управлять стрессом, не перекладывая свои проблемы и свой негатив на окружающих. Он должен уметь формировать у себя положительные эмоции. Так, из всего выше сказанного мы можем выделить следующее качество, самое важное – гуманность. Это умение понимать и сопереживать окружающим. Оставаться человеком, не смотря ни на какие трудности.
Что касается качеств, способствующих карьерному росту, то можно выделить такое качество, как умение бороться со своими недостатками. Другими словами в любой ситуации формировать в себе положительное отношение, как к работе, так и к жизни в целом. Никогда не опускать руки и стремиться к совершенству, предела, которого, как известно, нет.
Среди профессиональных качеств менеджера и педагога так же очень много общего.
Одно из главных качеств это – компетенция. Проще говоря, своеобразный комплекс знаний, умений и навыков, помогающий ему хорошо справляться со своей деятельностью. При этом к профессиональным качествам можно отнести и творческий взгляд на мир. Так педагог, как и менеджер должен испытывать потребность в переменах, искать новые, нестандартные, более простые пути решения поставленных задач, легко воспринимать новые идеи, как свои, так и окружающих. Поощрять свободное выражение эмоций и нестандартное мышление. Легко получать информацию из внешней среды и отдавать ее. Но это не возможно без способности схватывать все на лету и анализировать полученную информацию. Что менеджер, что учитель, должны быстро оценить обстановку, понять, что в ней изменилось, и оценить какие, положительные или отрицательные, перемены произошли.
Не менее важное качество для обеих профессий это энергичность. И менеджер, и учитель должны справляться со всеми задачами, успевать все и оставаться на позитиве. Тем самым подавая пример коллегам и подчиненным. Они должны уметь зажечь, заинтересовать, стать примером, передать свою увлеченность окружающим.
Таким образом, управленческая деятельность и личностные качества менеджера похожи с поведением и деятельностью учителя, но полностью перенос модели управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможен. Это связано с множеством факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.
Поэтому со временем выделилась отдельная теория менеджмента – педагогический менеджмент. Он имеет большой перечень возможностей:
- Создает комфортный климат для каждого участника образовательных отношений.
- Обеспечивает возможность развития каждой личности.
- Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления. Который учитывает качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности для достижения максимальных результатов.
Теория педагогического менеджмента, основываясь на сложившимся опыте управления образовательным учреждением, выделяет пять типов такого управления или по-другому их еще называют типы лидерства, необходимых руководителю, чтобы его деятельность считалась успешной [8].
- Техническое лидерство. Руководитель такого типа успешен в составлении бюджета, отчетов, учебного расписания. Хорошо понимает в хозяйственной части школы.
- Человеческое лидерство. Этот руководитель легко управляется с конфликтами. Его деятельность оказывает влияние на формирование моральных устоев и нравственных ценностей обучающихся.
- Образовательное лидерство. Здесь предполагается успешность руководителя в диагностике проблем в работе школы, учителей. Оказание помощи в оценке учителей. Ему хорошо дается составление учебного плана и структурирование программы обучения.
- Символическое лидерство. Этот руководитель – лицо своего образовательного учреждения. Многие знают это учреждение не по названию, отзывам знакомых, рекламе, а по фамилии руководителя. Он присутствует на всех церемониях, собраниях, делает обходы школы, знает по имени всех и каждого. Его коллектив уверен в своем руководители и ценит его, ощущая свою вовлеченность в дела школы.
- Культурное лидерство. Здесь руководитель наподобие «верховного жреца». Он главный хранитель традиций и символов школы. Он поддерживает основные задачи и направления учебного учреждения. В результате его работы люди воспринимают учебное заведение, как единую сильную культуру, придавая ей чувство значимости.
В любом случае педагогический менеджмент – это, то чем студентам, будущим педагогам, непосредственно придется заниматься во время практики и работы в школе или любом другом образовательном учреждении. Так, как даже обычный учитель предметник, а уж тем более классный руководитель, выступает своеобразным менеджером. Он взаимодействует с малыми отделами (классами), к каждому классу нужно найти свой метод преподнесения информации, для каждого ученика каждого класса нужно найти свою мотивацию на учебную деятельность.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что профессия – менеджер просматривается через призму педагогической деятельности, являясь важной ее частью.
Библиографический список
- Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В. Подходы к формированию современного имиджа руководителя // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 104-106.
- Булганина С.В., Тюмина Н.С., Погодина Т.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 75-77.
- Егоров Е. Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом // Е. Е. Егоров монография /.; М-во образования Рос. Федерации, Волж. гос. инженер.-пед. акад.. Н. Новгород, 2004.
- Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70-72.
- Кулешова С.С., Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 125-130.
- Синева Н.Л. Принципы креативного менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 33-35.
- Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В.Требования к современному учителю// Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Студенческий гений -2016» (19 мая 2016 г.) – Н. Новгород: Гладкова О.В., 2016 – С. 177-179.
- Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 13.