Зарождение управленческой деятельности связано с первобытным обществом, где понятия «власть» и «управление» считались практически взаимозаменяемыми, так как управление долгое время считалось средством реализации власти. Немецкий социолог, политический экономист Макс Вебер изучал управленческие процессы того времени. Государство, как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство [1]. Согласно М. Веберу, власть – способ господства определённой группы людей над обществом.
Классики античной философии, такие как Платон, Аристотель, также вложили свой вклад в понятие управленческой деятельности. Платон считал, что важным аспектом управления является материальное обеспечение общества. Называя управление «наукой о питании», философ подчеркивал важность её жизнеобеспечивающей функции.
Современная наука управления, черпающая опыт из многолетней практики, развивается быстрыми темпами. Интенсивность ее развития объясняется тем, что это одна из самых часто использующих в настоящий момент наук.
Практика зарубежной и отечественной литературы по направлениям современного образовательного менеджмента показала, что неумение владеть современными технологиями и методами управления – недостаток современного управления. Так, существует множество методов образовательного менеджмента, но их практически не используют в сфере российского управления. В российских образовательных учреждениях усилия направлены на создание внутренней системы оценки качества подготовки специалистов, которая не выдерживает конкуренцию на рынке [2].
Рациональное использование ресурсов организаций и достижение с помощью них своих целей включает в себя управление организацией. Нужно помнить, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности и т.п. [3].
Система управления образовательным процессом, структура взаимодействия его звеньев должны быть разработаны для обеспечения стратегии успеха даже при изменении условий внешней среды. Каждый управленец образовательного учреждения должен предлагать свою структуру методов и инструментов, которая смогла бы поддержать или даже повысить оценку эффективности организации. Прежде чем внедрять определенные методы и технологии, необходимо учесть позиции своего учреждения. Успешные менеджеры оповещают персонал возможными вариантами дальнейшего развития учреждения, а также вдохновляют их новыми мыслями и идеями.
Любая организация должна постоянно улучшаться. В менеджменте используется цикл Деминга. Она имеет следующие составляющие:
- Планируй (Plan) – выявление и анализ проблемы; оценка возможных изменений.
- Делай (Do) – поиск разрешения проблемы, проведение необходимых для ее решения мероприятий.
- Проверяй (Check) – анализ результатов и вывод.
- Воздействуй (Act) – принятие решения на основе приобретенного опыта.
Рисунок 1 – Модель непрерывного улучшения процессов – Цикл Шухарта Деминга или цикл PDC(S)A [4].
Такой метод может способствовать внедрению реинжиниринга в сферу образования. Это позволяет работодателю размещать запросы на образовательные услугу, получать информацию о качестве образования выпускников.
В практике современного менеджмента в сфере образования можно отметить следующие наиболее эффективные методы управления:
1. Диаграмма Исикавы «рыбий скелет». Она предназначена для визуализации и системного анализа причинно-следственных связей [4]. Такой метод применяется для совершенствования продукции организации. Его главной целью является поиск достоверной проблемы и наилучшего варианта её решения. Этот метод позволяет выделить самые существенные возникающие проблемы, а также провести поуровневый поиск их первопричины.
2. Мозговой штурм. Это обсуждение группой или организацией самой значимой проблемы с целью получения новых вариантов ее решения. Этот метод позволяет выявить людей с творческими подходами в генерировании идей. Здесь у людей есть возможность свободно высказать своё мнение, которое сразу записывается в таблицу и учитывается в дальнейшем при принятии окончательного решения.
3.SWOT-анализ. При составлении стратегических и маркетинговых планов необходимо учитывать данные, полученные в результате SWOT-анализа [5, 6]. Главной целью данного метода заключается выявление факторов организации и разделение их на четыре вида: Strengths –сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности и Threats – угрозы.
Для образовательного учреждения подойдут методы менеджмента со следующими качествами: разносторонность, многофункциональность, быстрота освоения и внедрения, не слишком высокая стоимость применения (для бюджетного образовательного учреждения) [7, 8]/
Подведя итоги, можно сделать вывод, что необходимым условием образования является анализ целей и задач, освоение новых технологий и инструментов, а также их эффективное применение на практике.
Библиографический список
- М. Вебер. Политика как призвание и профессия – М.: Директ-Медиа, 2014 – с. 84.
- Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие/под ред. М.М. Поташника. – М., 2004, с. 236.
- Черных А.В. Использование методов и инструментов менеджмента качества в образовании // Власть, 2013. – №10. – с. 61-63.
- Тарасенко В. В. Логика и методология управления: книга для руководителя: учебное пособие – М.: Юнити – Дана, 2015 – с.368.
- Митрофанова И.А., Воронина Ю.В., Булганина С.В. Анализ конкурентных преимуществ фирмы // В сборнике: Актуальные вопросы аграрной экономики: теория, методология, практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А.Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. 2015. С. 160-165.
- Егорова А.О., Кузнецов В.П., Зокирова Н.К. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 5.
- Шкунова А.А., Булганина С.В. Менеджмент – маркетинг: организация профориентационной работы // В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 165-167.
- Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.