ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА

Конкина Маргарита Витальевна
Пензенский государственный университет
студентка 1 курса Историко-филологического факультета

Аннотация
В статье в хронологической последовательности рассматривается история изучения археологических памятников Сердобского района.

Ключевые слова: археология, курганы, р. Хопер, Сердобский район, срубная культура, ямочно-гребенчатая керамика


THE HISTORY OF THE STUDY OF ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS OF THE SERDOBSKY AREA

Konkina Margarita Vitalyevna
Penza State University
1st year student of history and Philology

Abstract
In article in the chronological sequence the history of studying of archaeological monuments of Serdobsky district is considered.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Конкина М.В. История изучения археологических памятников Сердобского района // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74954 (дата обращения: 29.03.2024).

СЕРДОБСКИЙ РАЙОН – находится на юге Пензенской области. Площадь района составляет 1697 кв. км. Административным центром является г. Сердобск. Сердобский район был образован 26.7.1928 г. в составе Нижневолжского края (с декабря 1936 г. – Саратовской области). С февраля 1939 г. – районный центр Пензенской области. Почвы района представлены выщелоченными черноземами, серыми лесными и пойменно-луговыми. Согласно почвенного зонирования район входит в Белинско-Сердобскую зону.

Следы пребывания человека в Поволжье относятся к эпохе палеолита, когда шло формирование человека современного физического типа. Но на территории Сердобского района стоянок людей эпохи палеолита пока не обнаружено. Первые известные археологические памятники, связанные с проживанием людей, относятся в крае к эпохе бронзы, раннего железного века. Проживали здесь люди и в эпоху средневековья [1].

Это подтверждают многочисленные курганы, несколько обследованных в XX веке стоянок, единичные находки керамики, костей животных. По рекам Хопру и Сердобе нередки находки костей мамонтов. К сожалению, археологические особенности Сердобского края еще мало изучены. Хотя их исследование началось еще в XIX веке [2, с.12]. 18 июля 1826 года Н.И. Смирнов вместе с учащимися школы второй ступени произвел раскопки близ села Пригородное и нашел несколько осколков глиняной посуды и банкообразный целый горшочек, кости взрослого человека, ребенка и кости каких-то роющих зверьков. В то время в различных направлениях от села находились 19 курганов-могильников. Все это является ярким свидетельством того, что на Сердобской земле десятки веков назад проживали люди каменного и бронзового веков, оставившие после себя следы хозяйственной деятельности, в далеком периоде предыстории человечества.

В 1870 году геолог Куприянов в отрогах оврага Малой Сердобы обнаружил останки плезиозавра, жившего в середине Мезозойской эры.[3, с.36] В 1875 г. были опубликованы «Материалы к описанию Саратовской губернии», где сообщались сведения о курганах Кузнецкого и Сердобского уездов. Позже на основании различных материалов, в том числе и этих Н.П. Горожанский выпустил в 1884 г. в своей книге дал сводку уже о 200 курганах Пензенской и Саратовской губерний (памятники бронзового и раннего железного века).

В частности Сердобские курганы не в полной мере исследованы. Возможно, некоторые из них не будут принадлежать срубной культуре, а печенежскими или половецкими, или разновременными. По сегодняшнему  виду древних могил  нелегко располагать данными  о времени погребения. Многие из них  распаханы и почти не заметны даже на зяблевом поле после свежей вспашки [2, с.12].

На рубеже 19–20 вв. Сердобском уезде Саратовской губернии исследованиями занимался Ф. Ф. Чекалин, большое внимание он отводил средневековым крепостям и валам.

В 20 – 30-е гг. XX века П.С. Рыковым производились разведочные исследования у села Куракино. Обнаруженное городище построено, предположительно, племенами городецкой культуры, предками нынешней мордвы. Оно расположено в нескольких сотнях метров от Куракино на левом берегу Хопра в урочище Еврейка.

В начале xx века А.А. Кротков составил археологическую карту Сердобского уезда, где указал 37 одиночных курганов и 34 курганные группы (2 кургана и более). На 1912 год 11 курганов носили следы раскопок. Разной высоты и разной формы, они неизменно привлекали внимание.

Часто курганы называли «мары» или «шишаки». Они достигали в высоту 3,5-5 м, а в ширину от10 до 60 м.  В 1923-1926 гг. в полукилометре от села Куракино по дороге на Секретарку археологом Черпаковым вскрыт курган. Под насыпью оказалось женское захоронение. Был найден бронзовый браслет, по углам могилы стояли 4 глиняные корчаги [2, с.13].

Много курганов было в окрестностях села Долгоруково. Первый из них находился на восток от села, между рекой Арчадой и лесом, высота его 3 метра. Еще один курган – на северо-западе, с левой стороны от дороги на Александровку (высотой 2 метра, окружность – 30 метров) 6 курганов в 5 км от села в том же направлении, слева от дороги. на расстоянии 500 метров один от другого, курган (высотой 3 метра) на островке, образованном рекой Арчадой и ее притоком Старицей. В 6 километрах от села Зеленовка находился курган высотой 2 метра, окружностью 50 метров. В 1 километре на север от  села Константиновка, слева от дороги на Еленополье – курган  высотой 1,5 метра, окружностью 60 метров [4, с.20].  Захоронения в курганах совершались разными племенными объединениями, которые сменяли друг друга на данной территории на протяжении 4 тысячелетий. Обряд погребения в самых ранних захоронениях был примитивным, а погребальный инвентарь бедным.

К концу III тыс. до н. э. в крае осели скотоводческие племена, жившие на Южном Урале, в Причерноморских степях. Они были более развиты, разводили домашний скот, производили орудия труда из бронзы. Умерших хоронили в глубоких ямах, перекрытых накатником. Покойника укладывали на бок без гроба, с полусогнутыми коленями, тоесть придавали ему положение спящего человека, снабжали погребальным инвентарем. Иногда труп покрывали минеральной краской – охрой. Изнутри Яму обкладывали срубом, отсюда и название племен – «срубники» или «срубная культура» Сверху возводили насыпь-курган.

Известный Сердобский краевед М.М. Черемисинов в 1926 (1927) гг. открыл стоянку у села Куракино. Был произведен пробный раскоп. Обнаружили керамические изделия, грузила, каменный пестик, рыболовный крюк, кремниевые осколки, а местные жители уверяли, что ранее на этом месте находили металлические серпы. Таким образом, в данном поселении сочетались и каменные и металлические находки.

Отчетом об этой работе заинтересовался ведущий специалист в области археологии Саратовский профессор П.С. Рыков который датировал стоянку 1400-900 годами до н.э. Наиболее интересная находка – керамика, имеющая свастический орнамент (крест с изогнутыми концами). Рыков придает данному элементу важное и на его взгляд «доброе значение».

В 1930г. П.С. Рыков вскрыл 3 кургана и поселение в окрестностях села Куракино. В одном из них обнаружено скорченное погребение. Умерший лежал на левом боку, головой на северо-восток. У головы каменный топор. Погребение относилось к середине II тысячелетия до н. э. Аналогичным оказался курган, вскрытый близ села Репьевка. Так же П.С. Рыков провел разведочные исследования в бассейне реки Хопер и раскопки курганов эпохи бронзы в районе станции Беково и возле села Соколки. Раскопки показали, что жившие здесь племена занимались скотоводством и земледелием. Возделывали пшеницу, просо, ячмень. Археологами найдены кремниевые мотыги, песты-терочники из камня, плиты зернотерки [5, с.217-218].

В 1952, 1960, 1968 гг. археологические разведки в Сердобском районе проводил известный пензенский археолог М.Р. Полесских [6]. В 1952 г. М.Р. Полесских несколько фрагментов керамики с сильно затертой поверхностью было найдено на расположенном неподалеку от села Куракино городище «Еврейка», однако установить по ним культурную принадлежность памятника не удалось, однако примерно его относят  к городецкой культуре (ранний железный век) [6, с.47-48].

В 1960 году М.Р.Полесских было открыто поселение срубной культуры, расположенное в 5 км к СЗ от с. Байка, в 1,5 км от станции Колдабаш (о котором сообщил учитель Байковской школы Усков).  Культурные останки были обнаружены в осыпи левого берега оврага глубиной 7-8 м, по его дну протекает ручей. Примерная площадь данного памятника 0,2 га. М.Р. Полесских было зачищено обнажение оврага и собрана достаточно большая  коллекция керамики, а так же костей домашних животных (лошадь, свинья, овца, коза корова). Культурный слой на поселении был перекрыт слоем чистого чернозема, в котором не содержалось находок до 1 м. А далее были обнаружены зольные пятна, густо насыщенные культурными остатками. Среди  находок фрагменты лепной посуды бурого и розоватого цвета с сильным нагаром изнутри. Внешняя поверхность гладкая, внутренняя в большинстве случаев заглажена зубчатым штампом. Орнамент зубчатый, нарезной или ямчатый, преобладают сосуды баночной формы, единичны горшковидные [7].

В 1968 году М.Р. Полесских осуществил шурфовку Нарышкинского селища срубной культуры. В 1968 На р. Хопер М.Р. Полесских еще было обследовано Куракинское  поселение №3, расположенное на левом  берегу р.Хопер, на 2ой надпойменной террасе, в 300-450 м к северу от  села Куракино Сердобского р-на. Оно представляет собой группу песчаных выдувов, поверхность которых в некоторых местах окрашена в темный цвет. Здесь изредка встречается подъемный материал: керамика и единичные кремневые отщепы. С восточной стороны котлованы выдувов ограничены лесопосадками, с юга – лощиной, переходящей в пойму реки. Полесских считал, что здесь ранее была неолитическая стоянка, а потом – поселение эпохи бронзы. Была выполнена зачистка обнажения края котловины. Стратиграфия: 1) слабо задернованный песок 30 см, 2) песок более темного цвета 10 см, 3) светлый песок 20 см, 4) слабо гумусированный песок 30 см, 5) материковый песок. Возможно, темные слои обнажения связаны с древними поселениями. Собранная на выдувах керамика, по мнению М.Р. Полесских, напоминает посуду абашевской культуры [8].

В 1977 г. М.Р. Полесских была опубликована монография «Древнее население Верхнего Посурья и Притмокшанья», где в заключение главы по бронзовому веку он коснулся вопросов происхождения и дальнейших судеб срубно-хвалынской культуры, отметив, что: «в науке на этот счёт существует мнение, что сложение срубной культуры произошло в южных степях. Срубные скотоводческие племена по мере их размножения и по мере увеличения стад скота стали продвигаться к северу в лесостепную зону и отчасти в леса среднего Поволжья и соседних территорий, где столкнулись с охотничье-рыболовецкими племенами позднего неолита. При этом, надо полагать, сильные пришельцы оттеснили коренное население. Так, по-видимому, и образовались здесь поселения скотоводов-земледельцев с их новыми орудиями из бронзы, с их патриархально-родовым укладом жизни, не выходящим ещё за рамки первобытнообщинного строя. Срубно-хвалынцы входили в общение с местным коренным населением, возможно, частично смешивались с ним и таким образом повлияли па сложение в среднем Поволжье племён последующей эпохи — раннего железного века. Освоение лесными племенами скотоводства с наступлением железного века является, по-видимому, результатом культурного воздействия тех же насельников срубно-хвалынских поселений. М.Р. Полесских также было отмечено, что: «довольно густо заселенной срубниками оказалась южная часть Пензенской области, в особенности земли по рекам Узе и Верхнему Хопру. …В свою позднюю пору она (срубная культура – прим. автора) в наших местах сильно нивелировалась, сливаясь с другими культурами бронзовой эпохи. Интересно в этом отношении Байкинское селище в Сердобском районе, обследованное в 1960 г, которое было обнаружено учителем Н.В. Усковым. Расположенное на обрывистом берегу оврага, оно содержало осыпающийся мощный культурный слой с керамикой, костями животных, остатками кострищ. Керамика здесь происходит от больших, грубо слепленных, обработанных штриховой зачисткой, сосудов. На многих есть орнамент — неровные ряды ямок, нанесенных ногтем. Характерен венчик, обладающий срубной орнаментацией, выполненной неряшливо, как бы наспех. Здесь же — редкая находка — гладилка из рога лося». Единичные фрагменты ямочно-гребенчатой керамики собраны на поселениях: Софьино и Секретарка [9, с.18-19].

В 1995 г. экспедицией Пензенского краеведческого музея были проведены раскопки поселения на р. Хопер, расположенного между селам Сердобского р-на Куракино и Софьино, в ходе которых был выявлен слой раннего  энеолита и материалы городецкой культуры [10, с. 185-187].

В 1996 г. раскопки на стоянке были продолжены совместно с экспедицией Самарского педагогического университета. Было доисследованно поселение Софьино, где была получена выразительная коллекция энеолитической «воротничковой» керамики, Интересной особенностью этой посуды является своеобразный «воротничковый» налеп на внешней стороне венчика. Вероятно, подобный «воротничок» служил для укрепления горла сосуда, которое являлось его наиболее уязвимой частью. Причем появлению «воротничков» предшествовали похожие налепы, но совершенные с внутренней стороны сосуда. Однако они сужали горло и затрудняли доступ к содержимому. Кроме того «воротничковый» налеп снаружи можно было использовать и для подвешивания, часть ее имела гибридный характер, чему было найдено  объяснение в контактах энеолитческого населения с носителями культуры ямочно-гребенчатой керамики [11, с.131-132.].

Материалы раскопок впервые обнаруженного на Верхнем Хопре энеолитческого поселения были опубликованы в ряде статей, в которых были рассмотрены контакты лесного населения ямочно-гребенчатой керамики с носителями «воротничковой посуды лесостепной зоны. В частности было отмечен, что  на ряде сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом фиксируются следы контактов с южными раннеэнеолитическими культурами, что привело к появлению желобчатых венчиков, которые являются характерной чертой среднестоговских древностей. В Прихоперье подобные контакты имели место между носителями культуры ямочно-гребенчатой керамики и представителями «воротничковых» культур мариупольского круга. На поселении Софьино отмечена «воротничковая» керамика нижнедонской культуры, украшенная ямочно-гребенчатой орнаментацией. Здесь же была найдена ямочно-гребенчатая керамика  с желобчатыми венчиками, характерными для энеолитических культу бассейна Дона [12-17].

Впоследствии материалы софьинской стоянки были опубликованы в монографии В.В. Ставицкого и А.А. Хрекова [18] и были использованы одним из её авторов в доктоской диссертации [19].

В ходе раскопок в Сердобском  районе обнаружен пещерный монастырь. Во главе поисковых работ встал настоятель Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни иеромонах Андрей.  Жители поселка Сазанье принимали активное участие в поиске.

При обнаружении на Сазань-горе входа в православную обитель, исследователи вскоре  открыли на глубине 15-ти метров подземные ходы, кельи и ориентировочное место где располагался пещерный храм. Раскопки начали проводиться в середине августа 2005 года. На данный момент к святыне тянутся большие количества паломников.  Исследователи хотят продолжить поиски, для того чтобы найти возможные захоронения отшельников. Иеромонах Андрей также планирует перезахоронить у монастыря прах его основателя, чья могила находится в городе Сердобске [20]. В 2011 году началась  реконструкция  церкви  расположенная у кладбища в с. Куракино. При расчистке храма, работниками был найден  свод склепа. Пензенские эксперты в присутствии представителей администрации, УВД и жителей села, вскрыли склеп. Внутри оказался гроб с останками мужчины, на нем был костюм конца XVIII — начала XIX века. На груди его обнаружен позолоченный медальон — панагия с надписью: «1813 г. 7 мая. Киев. Александр Сердобин». Так были подтверждены  документальные сведения о том, что летом 1816 года в склепе кладбищенской церкви был похоронен барон Александр Николаевич Сердобин. Он считался воспитанником  князя Александра Борисовича Куракина — владельца села Надеждино, который создал уникальный дворцово-парковый ансамбль. Барон Сердобин родился в селе Надеждино, получил хорошее образование, был одним из любимых воспитанников князя Куракина. — После проведения соответствующих исследований над останками Сердобина была отслужена панихида, гроб барона был возвращен на прежнее место в склеп, который заложили. Нужно сказать, что данный  случай является редчайшим, так как точно удалось восстановить имя покойного. Далее пензенским краеведам предстоит длительная работа для того чтобы выяснить детали биографии Сердобина [21].


Библиографический список
  1. Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах…. Саратов, 1999.
  2. Тимошина О., С. Маркин «По страницам истории Сердобского края» , Пенза,2005, с. 12-16.
  3. Бульин Н.П. Сердобский район. Историко-географический очерк. Сердобск, 1975.
  4. Никитин С.Н. Сказ о Сердобском крае. Пенза, 2005г, с. 20-28.
  5. Расторопов А. В., Ставицкий В. В. Хроника исследований // Из истории области. Очерки краеведов. – Пенза: ПГОКМ, 1992. Вып. II.
  6. Ставицкий В.В. Археологические изыскания М.Р. Полесских. Пенза, 2008.
  7. Полесских М.Р. 1960. Отчет об археологических раскопках и разведках 196о г. в Пензенской области   по открытым листам № 47 и № 48, выданным  Институтом археологии  АН СССР 12 мая 1960 г Научный архив ПКМ № 341. Пенза, 1960.
  8. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях  в Пензенской области   в 1968 г. по открытому листу № 20, форма № 1, выданному Институтом археологии  АН СССР от 6 мая 1968г. на имя Полесских М.Р. Экспедиция Пензенского областного краеведческого музея и Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики. Научный архив ПКМ № 431. Пенза, 1968.
  9. Полесских М.Р. Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья. Пенза, 1977.
  10. Ставицкий В. В. Раскопки стоянки Софьино на Верхнем Хопре // Археологические открытия 1995 г. М.: ИА РАН, 1996. С. 184 – 185.
  11. Вискалин А. В., Выборнов А. А., Королев А. И. Исследования стоянки Софьино на Верхнем Хопре // Археологические открытия 1996 г. М., 1997. С.131-132.
  12. Ставицкий В.В. Динамика взаимодействия социумов лесной и степной зон на территории Волгодонского междуречья в древности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007.№ 8. С. 131-136.
  13. Ставицкий В. В. Проблема неолитизации Волго-Донской лесостепи //Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Самара. 2005. С. 145 – 151.
  14. Ставицкий В. В. О некоторых дискуссионных проблемах изучения похоперского неолита // Археология Восточно-европейской лесостепи. Выпуск 2, том I.
  15. Ставицкий В.В. Дискуссионные вопросы изучения памятников ямочно-гребенчатой керамики Среднего Поволжья // Поволжская Археология. 2013. № 1 (3). С. 52-59.
  16. Ставицкий В.В. Историография неолита бассейна р. Сура // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012.№ 27. С. 1015-1018.
  17. Ставицкий В.В. Ранний энеолит Пензенского края // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008.№ 13. С. 138-146.
  18. Ставицкий В.В. Неолит – ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихоперья / В.В. Ставицкий, А.А. Хреков. [Саратов], 2003.
  19. Ставицкий В.В. Неолит, энеолит и ранний бронзовый век Сурско-Окского междуречья и Верхнего Прихоперья: динамика взаимодействия культур севера и юга в лесостепной зоне: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2006
  20. Русская православная церковь . Архив официального сайта московского патриарха https://mospat.ru/archive/2005/10/27884/ В Пензенской епархии обнаружен пещерный монастырь  2005-2009, Новости с мест
  21. «Пензенская правда». «В Сердобском районе нашли склеп, в котором похоронен потомок князя Куракина» 12 июня 2011г. http://www.pravda-news.ru/topic/8134.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Конкина Маргарита Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация