Многие из выдающихся врачей-дерматологов специализируются на лечении детей. Имеется большое количество книг, учебников и статей по детской дерматологии. Авторы некоторых из них: доктор медицинских наук, профессор Игорь Александрович Горланов; доктор медицинских наук, профессор Денис Владимирович Заславский.
Вспомним еще и Игоря Владимировича Попова, который не имеет высоких академических званий, но привлек внимание тем, что создал информационный портал «Детская дерматология в России», и этот портал выполняет важную просветительскую функцию. В марте 2016 года в Москве прошел IX Международный форум “Перспективы дерматовенерологии и косметологии XXI века – приоритет эффективности и персонализированной медицины”, отдельный день которого был посвящен секции «Детская дерматология», где И.В. Попов выступил с докладом о диагностике нарушенного микробиоценоза кожи у детей больных атопическим дерматитом.
В числе известных популяризаторов науки нельзя не упомянуть доктора Е.О. Комаровского (у него тоже есть сайт в Интернете), чьи книги не только пользуются популярностью в России, но и переведены на польский и китайский языки.
В России и за рубежом имеются клиники или отделения больниц, специализирующиеся именно на детской дерматологии. Однако это направление медицины все еще находится в процессе разработки. Достаточно напомнить, что в настоящее время «детская дерматология» отсутствует в номенклатуре медицинских специальностей. Есть проблема непонимания и недооценки различий между кожей ребенка и взрослого. У нас в стране детская дерматологическая помощь не регламентирована должным образом.
Рассматривая особенности строения детской кожи, специфику детских кожных заболеваний и их лечения. Сделаем вывод о необходимости дифференцированного подхода к дерматологическим проблемам детей и взрослых.
Строение Кожи это наружный покров тела, сложный орган, выполняющий разнообразные функции, без которых нормальная жизнедеятельность человека невозможна. Она защищает организм от негативных внешних воздействий, принимает участие в терморегуляции и обмене веществ, выполняет сигнальные функции, реагирует на действие экзогенных и эндогенных раздражителей, выполняет секреторные и экскреторные функции.
Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы и гиподермы. Эпидермис – многослойный плоский ороговевающий эпителий, состоящий из пяти слоев: базальный; слой шиповатых клеток (над базальным слоем); зернистый слой; блестящий слой (только на ладонях и подошвах); роговой слой. В частности, пигмент меланин синтезируется в базальном слое и, накапливаясь, образует защитный экран от ультрафиолетового и радиоактивного излучения.
Границей между эпидермисом и дермой служит базальная мембрана, выполняющая опорную и транспортную функции.
Дерма представляет собой соединительнотканную основу, в которой заключены волосяные сосочки, кровеносные и лимфатические сосуды, сальные и потовые железы; нервные окончания; разделяется на сосочковый и сетчатый отделы.
Гиподерма (подкожная клетчатка) состоит из рыхлой соединительной ткани, заполненной жировыми дольками.
Нельзя не упомянуть о придатках кожи: это волосы и ногти, сальные и потовые железы.
В коже также есть кровеносные и лимфатические сосуды.
Кожа связана с центральной нервной системой посредством многочисленных нервных проводников.
Мышцы кожи – это гладкие мышцы, поднимающие волос.
Кожа выполняет в организме человека ряд незаменимых функций. Ее значимость сложно переоценить. Это не просто оболочка, а скорее барьер на пути проникновения в организм солнечной радиации, вредных веществ и болезнетворных микробов. Именно кожа, выполняя функцию терморегуляции, не допускает нашего переохлаждения или перегрева. Кожа является также органом выделения: именно через поры, вместе с потом, из организма выводятся опасные вещества, например, тяжелые металлы. В коже синтезируется витамин (Д), она принимает участие в жировом, углеводном, солевом обмене. Нельзя недооценивать важность этого органа.
Детский кожный покров как и кожа взрослого человека, состоит из эпидермиса, дермы и гиподермы. Однако по своим морфологическим и функциональным особенностям она отличается значительным своеобразием, особенно у детей раннего возраста. Верхний слой кожи ребёнка, имея ту же структуру, отличается меньшим количеством клеток и более тонкими слоями эпидермиса. Базальная мембрана недоразвита, процесс кератинизации ускорен. Дерма отличается незрелостью, преобладанием клеточных элементов и аморфного вещества. Гиподерма отличается главным образом большим весом по отношению к весу органа. Сальные и потовые железы сформированы, но «начало их функционирования отложено во времени»1, сроки их функционирования индивидуальны. Волосы и ногти идентичны взрослым по своей структуре, но отличаются по составу. Кровеносная система кожи ребенка более подвержена внешним раздражителям, капиллярная сеть недоразвита, проницаемость эндотелия сосудов повышена, что и обусловливает возрастное течение дерматитов (экссудативный характер высыпаний). В связи с незрелостью нервной системы и нейрорецепторного аппарата, до пятилетнего возраста практически невозможно ставить диагноз на основе субъективных ощущений – зуд, жжение, болезненность, выражены незначительно. К возрасту 7-8 лет кожа ребенка приближается по строению к коже взрослого человека. Гиперреактивность организма маленьких детей приводит к бурным реакциям организма на внешние раздражители. С особенностями детской кожи и связаны правила ухода за ней.
Особенности кожи ребенка предрасполагают к возникновению патологических процессов, поэтому необходимо обеспечить тщательный уход и своевременно корректировать возникающие проблемы. Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний.
Во-первых, кожа ребенка должна быть чистой и сухой, а водный режим должен включать купание, подмывание, утренний и вечерний туалеты. До 6 месяцев необходимо купать ребёнка каждый день, до года – через день, далее не реже 2-х раз в неделю. Для очищения кожи и при купании применяются специальные средства. Сразу после принятия ванны назначаются увлажняющие кремы. С 2—2,5 лет надо учить детей самостоятельно умываться и мыть руки, если они испачкались, и всякий раз после игры с песком, животными, после посещения уборной и, главное – перед едой. Дети не должны находиться в мокрой или влажной одежде, способствующей быстрому охлаждению. Их одежда должна содержаться в чистоте. При появлении даже небольшого покраснения или незначительной сыпи ребенка следует показать врачу. Несоблюдение правил гигиены повышает риск возникновения различных кожных заболеваний, особенно с учетом того, что многие из этих заболеваний заразны.
Международная классификация болезней 10-го пересмотра, разработана Всемирной организацией здравоохранения и является общепринятой классификацией для медицинских диагнозов. Болезни кожи и подкожной клетчатки – это класс XII упомянутой классификации. Этот класс, в свою очередь, как и все остальные классы, делится на однородные блоки:
- инфекции кожи и подкожной клетчатки;
- буллезные нарушения;
- дерматит и экзема;
- папулосквамозные нарушения;
- крапивница и эритема;
- болезни кожи и подкожной клетчатки, связанные с воздействием излучения;
- болезни придатков кожи;
- другие болезни кожи и подкожной клетчатки.
В каждый из блоков входят десятки заболеваний. Но и этим не ограничивается многообразие кожных болезней: следует рассматривать также блоки «Вирусные инфекции, характеризующиеся поражениями кожи и слизистых оболочек» и «Педикулез, акариаз и другие инфестации», бактериальные болезни с кожными проявлениями, не вынесенные в отдельный блок, в классе I («Некоторые инфекционные и паразитарные болезни»); блок «Меланома и другие злокачественные новообразования кожи» в классе II (“Новообразования»). Спектр дерматологических проблем еще более широк – я не берусь описать его исчерпывающим образом. Пользуясь возможность подробно описать дерматологическое заболевание, я выбрал одно из них: «ДИАТЕЗ», так как в статье не возможно подробно описать весь спектр кожных заболеваний.
Только чтобы на примере продемонстрировать важность дифференцированного подхода к проблемам здоровья детей и взрослых, важность профилактики и своевременного обращения к специалисту. Само описание болезни тоже не претендует на полноту.
Когда мы думаем о детских проблемах с кожей, первым делом приходит в голову слово «диатез». Что же оно означает? В возрасте до трех лет это самая распространенная проблема кожи, которую следует отличать от аллергического дерматита. Диатез – это даже не заболевание кожи, а транзиторное состояние: действительно, в классификации МКБ его нет. «ДИАТЕЗ (diathesis; греч. склонность к чему-либо, предрасположение) – аномалия конституции, характеризующаяся предрасположенностью к некоторым болезням или неадекватным реакциям на обычные раздражители.»2 Симптомы диатеза (аллергического дерматита) разнообразны — участки покраснения кожи, сыпь в виде красных точек, пятен и пятнышек, нередко зуд, шелушение и сухость кожи, трещинки, язвы и язвочки.
В медицинской документации это состояние записывается как «аллергический дерматит», хотя, строго говоря, до трех лет такого диагноза ставить нельзя: только 20% детей, страдавших в раннем возрасте от диатеза, становятся аллергиками. Организм новорожденного малыша сверх нормы реагирует даже на самые минимальные раздражители. «Например, мандарин, съеденный ребёнком в год и в пять лет, имеет одинаковое раздражающее действие, но реакция у маленького ребёнка будет намного обширнее и выраженнее, чем у более взрослого.» Эта реактивность имеет и положительный аспект: она работает и в обратную сторону, поэтому эффект от лечения у ребенка более младшего возраста проявится гораздо раньше. Врачу необходимо учитывать эти особенности при назначении лечения. Диатез провоцируется в основном пищевым фактором, но при его возникновении коже необходим правильный уход, Рекомендации по уходу и диета подбираются детским дерматологом индивидуально, в зависимости от клинических проявлений кожного процесса. Самостоятельное лечение нередко приводит к ухудшению состояния ребёнка.
Причины кожных заболеваний так же разнообразны, как и сами кожные заболевания. Это могут быть проявления инфекционных болезней (острых или хронических), наследственные факторы, аутоиммунные состояния, изменения нервной системы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, паразитарные поражения и т.д. В свою очередь, кожные болезни могут быть первыми симптомами в нарушении работы внутренних органов: пищеварения, кроветворения, нервной и эндокринных систем.
Чем меньше ребенок, тем легче у него возникают кожные заболевания, а протекают они тяжелее. Это связано с тем, что кожа у детей очень нежная, а организм еще не выработал сопротивляемость к вредным микроорганизмам. Нервная система еще не вполне регулирует работу желез внутренней секреции. Все это может приводить к своеобразному течению кожных заболеваний. Некоторые из них связаны с врожденными пороками развития кожного покрова (неправильный процесс ороговения, образование пузырей и других поражений). Другие заболевания кожи могут и не являться самостоятельной проблемой, а лишь симптомами инфекционных (ветряная оспа, корь, скарлатина, краснуха) или неинфекционных болезней. В таких случаях на коже ребенка появляются поражения в виде сыпей, экземы, крапивницы, которые могут быть ограниченными или распространенными. Бывает, что проблемы с кожей возникают у детей вследствие непереносимости определенных видов пищи, запахов или лекарств. В таких случаях надо выявить и исключить причину, вызвавшую расстройство. Заболевания кожи могут возникать и в результате воздействия на нее различных факторов механического, химического, термического свойства, а также в результате облучения. Любое поражение кожи может привести к осложнениям (гнойничковым, грибковым и другим заболеваниям). Эти заболевания в ряде случаев возникают и самостоятельно. Дети подвижны, любят играть в песок и с домашними животными. Такие игры могут приводить к мелким нарушениям кожного покрова и к проникновению микроорганизмов через кожу. Особенно часто это происходит, когда не соблюдаются элементарные правила гигиены. Напомним, что большинство грибковых, гнойничковых и вирусных заболеваний заразны.
По состоянию кожи, волос и ногтей ребенка детский дерматолог часто может оценить наличие в организме различных патологических процессов.
Широчайший спектр кожных заболеваний и причин их возникновения делает постановку диагноза сложной даже для опытного специалиста, особенно если учесть, что многие заболевания имеют схожие симптомы. Поэтому ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, полагаясь на собственную интуицию. Необходимо обращаться к врачу. Лучше, если это будет детский дерматолог, то есть врач, специализирующийся на диагностике и лечении заболеваний кожи, волос и ногтей у детей.
Поскольку поражения кожи у ребенка могут быть следствием какого-то основного системного, аутоиммунного, наследственного или инфекционного заболевания, для правильной диагностики и лечения, может потребоваться совместная с детским дерматологом работа педиатра, детского аллерголога, иммунолога, детского невролога, уролога-андролога, детского гастроэнтеролога, врача функциональной диагностики. Заболевания кожи у ребёнка могут не вызывать сильного беспокойства, но они могут печально отразиться на общем состоянии всего организма. Именно в детской дерматологии профилактическое лечение, то есть уход за здоровой кожей выходит на первый план.
Необходимо своевременно обращаться к врачу. При самостоятельном лечении некоторых кожных заболеваний они могут распространяться по всей поверхности кожного покрова, перейти в тяжёлое, затяжное, хроническое состояние, быть заразными для окружающих.
Таким образом кожа – это очень важный орган, выполняющий важнейшие функции. Детская кожа имеет свои особенности строения, а значит следует соблюдать и особые правила ухода за ней. Поддержание ее чистоты, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, правильное питание – необходимые условия сохранения здоровья кожи.
Болезни кожи следует рассматривать как общее заболевание всего организма, а болезни кожи, в свою очередь, могут оказывать сильное влияние на весь организм. Своевременная постановка диагноза и назначение правильного лечения усложняются и приобретают особую значимость, когда пациентом является ребенок.
Библиографический список
- Вейнберг С., Проуз Н., Кристал Л. Детская дерматология. Атлас. М.: ГЭОТАР-медиа, 2015.
- Детская дерматовенерология под редакцией И.А. Горланова. М.:Академия, 2012.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1995 г.
- Захарова И.Н., Мачнева Е.Б. Уход за кожей детей раннего возраста //Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. № 2
- Зеленова Н.А. Симптомы кожных заболеваний для детей: Комсомольская правда от 19.01.2013, интернет-ресурс http://www.kp.ru/
- Гусев Д.А., Флеров О.В. К вопросу о межкультурной коммуникации в контексте экономики образования // Наука и школа. 2016. № 2. С. 30-39
- Новикова В.Н., Флёров О.В. О психологии межкультурной коммуникации. В сборнике: Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 364-369.
- Потатуров В.А. Проблемы отечественного гуманитарного образования в условиях глобализации // Современное образование. 2016. № 2. С.12-24. DOI: 10.7256/2409-8736.2016.2.17614. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_17614.html
- Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В. Инновационные подходы к обучению специалистов для работы с девиантными подростками // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 3. С. 205-212.
- Флеров О.В. Основные принципы самостоятельной работы студентов в ходе их лингвистической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 3(28). С. 13-18.