Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая предоставляет ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности, как правило, принято классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество [1].
Сегодня досуг очень часто соотносят с внеучебным временем. В большинстве случаев он ассоциируется с разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Одним из важнейших средств воспитания студентов, направленных на формирование у данной категории стремления к самосовершенствованию является культурно-досуговая деятельность. Она, в свою очередь, приобщает человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения, предполагает оригинальную и творческую деятельность, развивает способность к решению проблемных ситуаций, вырабатывает продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату [2].
На сегодняшний день большинство университетов России сталкиваются с проблемой отсутствия мест, способствующих организации культурно – досуговой деятельности студентов. В студенческие годы необходимо реализовывать правильную организацию досуга, так как именно в этом возрасте становятся доступнее самые сложные виды профессиональной деятельности, а так же полнее и интенсивнее происходит общение [3].
В качестве одной из задач современной высшей школы можно выделить личностное развитие современного студента. Воспитательная работа в вузах осуществляется в учебное и внеучебное время, что также требует особого внимания к досугу студенческой молодежи в качестве целесообразно организованной и содержательно наполненной активности не только студенческих групп в целом, но и конкретно каждого отдельно взятого студента в свободное от учебного процесса время, которая осуществляется в соответствии с целями социально-культурного развития на базе потребности в перемене характера деятельности [4].
Достаточно широкие возможности по организации свободного времени открываются в настоящее время студентам вузов [5]. Так, например, на базе Мининского университета существуют различные студенческие объединения и организации, направления деятельности которых весьма разнообразны. Объединения организуют работу со студентами в рамках конкурсов и КВН, музыкальных групп, студенческих объединений, спортивных клубов, студенческих театров и т.д. [1]
Одной из таких организация является Объединенный совет обучающихся (ОСО), который представляет собой общее пространство для деятельности всех студенческих организаций университета. Основной целью Совета является нахождение точек соприкосновения молодёжных студенческих объединений, преследующих социально-значимые и общественно-полезные цели. Вместе с тем, скоординированная деятельность подобных объединений даёт уникальный результат, который открывает перед студенческой молодёжью огромный спектр возможностей в плане реализации идей и достижения поставленных целей.
ОСО осуществляет координацию деятельности студенческих объединений университета по следующим направлениям:
– развитие системы студенческого самоуправления;
– поддержка деятельности студенческих научных обществ, студенческих конструкторских исследовательских бюро и лабораторий;
– поддержка деятельности центров профориентации, развития карьеры, сертификации и трудоустройства;
– поддержка деятельности профильных студенческих отрядов;
– создание условий для организации студенческого досуга, развитие творческих клубов и клубов по интересам;
– развитие студенческого спорта, поддержка студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг.
Студенческий Спортивный Клуб «Мининец» воплощает в себе сообщество активных студентов, которое стремится сделать спорт доступным для каждого, занимается развитием массового студенческого спорта в НГПУ им. Козьмы Минина, популяризацией здорового образа жизни и организацией спортивных мероприятий.
В целях развития социальной активности молодежи, поддержки и реализации студенческих инициатив и решения вопросов жизнедеятельности студенческого сообщества был создан Студенческий совет НГПУ им. К. Минина. Он представляет собой орган самоуправления студентов, который позволяет совершенствовать свой личностный и профессиональный уровень, а также получить опыт разработки, организации и проведения проектов, массовых мероприятий различной направленности, праздников, что также позволяет реализовать творческий потенциал учащихся.
В Мининском университете работа по организации культурно-досуговой деятельности проводят также студенческие советы, которые создаются и действуют на каждом факультете. На Факультете управления и социально-технических сервисов создан Совет студенческих инициатив, который содержит в себе направления сразу семи секторов: научного, профориентационного, информационно-редакционного, спортивного, культурно-массового, старост и кураторов, а так же защиты прав студентов [1].
Члены Совета студенческих инициатив организовывают для студентов различные мероприятия, такие как: Кубок первокурсника факультета, состоящий из трех этапов (фотокросс, спортивный, КВН); научные конференции, квесты, вебинары, мастер-классы, игры на сплочение. Проводят школу КВН, организуют театральный кружок и вокальную студию, а так же выпускают газету «Студенчество NEW».
В рамках работы сектора профориентации осуществляется организация мероприятий не только для студентов, но и для абитуриентов:
- День открытых дверей на ФУиСТС
- Весенняя и осенняя каникулярная школа на ФУиСТС
- Мастер-классы
- Олимпиады
- Вебинары
- Конкурсы
- «День карьеры»
- «День тренингов
Профком студентов организует поездки во Владимир, Пешелань, Казань и Суздаль. У студентов Мининского университета имеются огромные возможности для участия в школах актива и лидерских сменах. Так же на Факультете управления и социально-технических сервисов существует студенческий педагогический отряд «Фортуна», благодаря которому студенты вуза могут стать вожатыми в таких лагерях, как «Салют» и «Артек».
Труд студентов требует напряжения основных психических функций и нередко сопровождается стрессовыми ситуациями. Как любая интенсивная работа, он неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что на стандартный объем работы студент затрачивает большее количество времени и энергии.
Одним из способов организации качественного отдыха студентов является создание комнат отдыха или релаксации. Кроме психологической разгрузки эти комнаты способствуют непринужденному общению, обсуждению внеучебных вопросов, обладают значительным потенциалом для проведения культурно-досуговых мероприятий [2].
Несмотря на то, что необходимость наличия такого элемента социальной инфраструктуры вуза не вызывает сомнений, в России пока можно констатировать лишь наличие комнат отдыха в студенческих общежитиях, а также малочисленные проекты о создании подобных элементов вузовской инфраструктуры, которые на настоящий момент не имеют реального воплощения.
Исследование на предмет необходимости создания в НГПУ им. К. Минина на базе Факультета управление и социально-технических сервисов комнаты, которая послужила бы местом психологической разгрузки обучающихся, проведения занимательных встреч и просто позитивного общения, было проведено авторами в октябре 2016 года на базе указанного выше университета в форме анкетного опроса.
Исследование показало, что проект комнаты отдыха для студентов весьма актуален в нашем учебном заведении. Реализация проекта позволит обеспечить полноценный разноплановый досуг во внеучебное время взамен бесцельному времяпрепровождению [5].
Предназначение данной комнаты отдыха заключается в:
1. проведении мастер-классов, тренингов;
2. организации киноклуба, игровых и литературных вечеров, праздников;
3. оказании учебной взаимопомощи и консультаций;
4. психологической разгрузке и релаксации.
Создание комнаты обеспечит:
1. реализацию навыков студентов, приобретённых в ходе проведения мероприятий, в учебном процессе (например, повышение успеваемости);
2. развитие способности к интерпретации и оценке зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
3. формирование умения изложения самостоятельных суждений;
4. повышение уровня мотивации к исследовательской деятельности, к творческому труду.
Студенческая комната отдыха будет располагаться в одном из свободных аудиторных помещений корпуса Мининского университета по адресу ул. Челюскинцев, дом 9. Площадь указанного помещения составляет 45, 2 м2. Помещение для реализации проекта уже найдено, теперь остается только получить необходимое финансирование для воплощения идеи. Однако данный результат не является конечным, предполагая разнонаправленную организацию досуга студентов, адаптацию студентов-первокурсников, а также студентов по переводу. При успешной апробации комнаты отдыха в стенах одного из корпусов Мининского университета планируется расширить целевую аудиторию: реализовать проект в рамках всего университета, а также осуществлять сотрудничество с центрами дополнительного образования, тренинг-центрами, образовательными организациями города.
Подводя итоги, следует отметить, что культурно-досуговая деятельность осуществляется в свободное время и находится вне сферы общественного и бытового труда. Именно во время подобной деятельности все накопленные знания, опыт, идеи обретают форму. Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира студента, формированием у него способности к решению проблемных ситуаций и продуктивного воображения.
Библиографический список
- Сундеева М.О., Татаренко М. А., Хижная А.В., Возможности развития профориентационной деятельности в Мининском университете //Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, 2015.
- Сундеева М.О., Татаренко М.А., Калякина К.А., Прохорова М.П. Студенческая комната отдыха: социальный проект развития инфраструктуры ВУЗа // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72641 (дата обращения: 16.11.2016)
- Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности // В мире научных открытий. 2011. №6.1. С.317.
- Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 221.
- Гумель Е.Б. Опыт организации студенческих сообществ в современном образовательном пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1511 (дата обращения: 15.10.2015).
- Калякина К. А. К вопросу подготовки педагогических кадров профессиональных учебных заведений // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2016. С. 220-221.