АНАЛИЗ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РФ И ЗА РУБЕЖОМ

Гуварьян Константин Александрович1, Гаврилова Ольга Михайловна1
1Кубанский государственный университет

Аннотация
В настоящее время, представители большинства бизнес-структур решают деловые вопросы по средствам всемирной глобальной сети Интернет. Популярность Интернета увеличивается с каждым годом, на основе данной сети базируются многие бизнес-процессы: брендинг, распространение и продвижение товаров и услуг, стимулирование и увеличение продаж. В статье представлен анализ интернет-маркетинга в России и за рубежом, объем рекламного рынка, выявлены основные сегменты функционирования интернет-маркетинга и проблемы развития рынка Интернет-маркетинга в РФ.

Ключевые слова: Интернет-маркетинг, рынок рекламных услуг, целевая аудитория, электронная коммерция


ANALYSIS OF THE MARKET OF INTERNET MARKETING IN RUSSIA AND ABROAD

Guvaryan Konstantin Aleksandrovich1, Gavrilova Ol'ga Mikhailovna1
1Kuban State University

Abstract
Currently, representatives of the majority of businesses solve business problems by means of the World Wide Web. The popularity of the Internet is increasing every year, on the basis of this network are based, many business processes: branding, distribution and promotion of goods and services, promote and increase sales. The article presents an analysis of Internet marketing in Russia and abroad, the volume of the advertising market, identified the main segments of operation of Internet marketing and the problems of development of the market of Internet marketing in Russia.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гуварьян К.А., Гаврилова О.М. Анализ рынка интернет-маркетинга в РФ и за рубежом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74855 (дата обращения: 06.11.2024).

Эффективность и востребованность интернет-маркетинга в продвижении российского бизнеса подтверждается тем, что он оказался единственным сегментом рынка рекламы, продемонстрировавший рост (+12%) в условиях экономического кризиса (рис. 1).

Рисунок 1 – Объем рекламы в средствах ее распространения (с января 2015 г. по сентябрь 2015 г., млрд. руб.) [21]

Таким образом, организации в период кризисной ситуации увеличили рекламные расходы на интернет-маркетинг, урезая рекламные бюджеты на традиционные виды продвижения. Считаем данные действия логичными так как на фоне снижения эффективности традиционных видов рекламы (печатная пресса, радио, наружная реклама и т.д.), интернет-маркетинг является примером рациональных и результативных инвестиций в развитие бизнеса.

Постоянный рост Интернета и его пользователей, развитие электронной коммерции и различных видов интернет-рекламы – все это содействует укреплению известности интернет-маркетинга, твердо занявшего свое место в комплексной стратегии развития современных компаний [1,2].

Интернет-маркетинг позволяет за короткий промежуток времени и с минимальными издержками привлечь на коммерческие сайты большое число целевых посетителей. Следовательно, это приводит к увеличению продаж и повышению известности продукции различных компаний. Из чего можно заключить, что интернет-маркетинг это уже не виртуальный, а реальный процесс, который оказывает поддержку организациям и брендам существовать в условиях жесткой конкуренции и масштабного снижения спроса [3].

По результатам исследования в первой главе, выяснили, что каждая из технологий интернет-маркетинга раскрывает высокий потенциал для рекламодателей. Выделяют три основных вида интернет-маркетинга, это: медийная реклама, контекстная реклама и поисковая оптимизация. На втором месте располагается реклама и PR в социальных сетях, блоггинг, нестандартная интернет-реклама (например, вирусный маркетинг). При выборе того или иного рекламного инструмента следует исходить из целевой аудитории каждой организации, а также первоочередных задач конкретного вида бизнеса [4].

Изменение в распределении рекламных бюджетов между различными медиаканалами является ключевой тенденцией развития рынка интернет-маркетинга в Российской Федерации. Представитель бизнеса сократили расходы на ТВ, радио, наружную рекламу и печатные СМИ, те самым увеличили расходы рекламного бюджета на интернет-рекламу (табл. 1).

Таблица 1 – Объем рекламного рынка в млрд. руб., включая НДС [22]

Сегменты рынка

млрд. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

Телевидение

в т.ч. эфирное

кабельно-спутниковое

108,2

112,6

90,8

105,5

109,6

89,3

2,69

2,82

1,51

Радио

11,1

11,8

9,6

Печатные СМИ

в т.ч. газеты

журналы

рекламные издания

26,7

24,0

16,3

6,0

5,7

4,3

13,2

11,8

8,1

7,6

6,7

4,1

Наружная реклама

31,8

32,4

24,3

Интернет

в т.ч. медийная реклама

контекстная реклама

48,8

59,5

66,6

13,1

12,9

12,3

35,7

46,6

54,3

Прочие

2,9

2,7

2,6

Итого по рынку маркетинговых коммуникаций

229,5

242,5

209,0

Рост эффективности сетевых площадок, а также увеличение темпов роста рынка интернет-маркетинга являются факторами того, что многие предприниматели основательно рассматривают интернет-маркетинг как альтернативу таким крупным медиаформатам, как телевидение и наружная реклама [5].

Целевая аудитория сетевых порталов увеличивается в геометрической прогрессии. Например, российская поисковая система «Яндекс» имеет целевую аудиторию в 20 млн. чел., которая по многим характеристикам сходна с целевой аудиторией предпочитающих телевидение и наружную рекламу [6].

Таким образом, статистические данные представленные в табл. 10 свидетельствуют о том, что более четверти рекламодателей считают интернет-маркетинг наиболее эффективным медиаканалом, исходя из опыта проведенных рекламных кампаний. По этому показателю российский сегмент Интернета (Рунет) занял в 2015 году второе место, уступив только телевидению и опередив наружную рекламу, прессу.

Сегмент поисковой оптимизации и контекстной рекламы показывает высокий темп роста в 2015 году (рис. 2).

Рисунок 2 – Доли ключевых сегментов рынка интернет-маркетинга в России, 2015 г. [21]

Объем рынка интернет-маркетинга в Российской Федерации по итогам 2016 года составил 96,0 млрд. руб. В 2017 году аналитики ожидают прирост рынка интернет-маркетинга минимум на 36%.

Таким образом, представленные статистические данные свидетельствуют о том, интернет-маркетинг в нашей стране с каждым годом развивается и становится более востребованным [7].

Рост интернет-маркетинга напрямую зависит от роста числа пользователей всемирной глобальной сети.

Статистические данные Международного союза электросвязи на сегодняшний день считаются наиболее достоверными в мире, включая данные о состоянии отрасли в сфере Интернет-технологий. Статистические данные Международного союза электросвязи массово применяются основными межправительственными учреждениями и аналитиками из частного сектора во всем мире [8].

Численность мирового населения на начало 2016 года составило 7,3 миллиарда человек, по оценке Организации Объединенных Наций. Согласно результатам исследования МСЭ, число пользователей всемирной глобальной сети Интернет в 2015 году составило 3,5 миллиарда человек:

̶                   развивающиеся страны (2,5 миллиарда пользователь);

̶                   развитые страны (1 миллиард пользователей).

Большая доля проникновения Интернета, по сравнению с развивающимися странами, сохраняется в развитых странах – 81%.

Начиная с 2000 года удельный вес пользователей Интернета увеличился в семь раз: с 6,5% до 43% мирового населения в течение 15 лет.

Проникновение интернета в странах Европы достигло 79% – мировые лидеры, в Северной и Южной Америке – 65%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 42%, в Африке – 25%, согласно сведениям Международного союза электросвязи (рис. 3).

Рисунок 3 – Анализ пользователей глобальной сети Интернет, 2016 г. [22]

В соответствии с данными о численности интернет-аудитории, всемирным фаворитом является Китай. Количество интернет-пользователей в Китае равняется 710 млн. человек, учитывая, что все население Китайской Народной Республики составляет 1 600 млн. человек. Такой рост обусловлен стремительным развитием технологий, возможности доступа в Интернет, а также увеличением скорости широкополосного доступа (рис. 4).

Рисунок 4 – Страны – лидеры по числу пользователей Интернета, 2015 г., млн. чел. [21]

Количество Интернет-пользователей в Российской Федерации за 2015 год составило 84 миллиона человек. По сравнению с 2014 годом рост аудитории российского Интернета составил 4 миллиона пользователей. Степень проникновения всемирной глобальной сети на конец 2015 года составил 70,4% (рис. 5).

Рисунок 5 – Проникновения Интернета в Российской Федерации, с 2008 по 2015 гг. [22]

В региональном разрезе, если рассматривать динамику проникновения Интернета в нашей стране, лидирует Северо-Западный Федеральный округ. Приволжский федеральный округ в данном рейтинге занимает последнее место (рис. 6).

Рисунок 6 – Динамика проникновения Интернета в федеральных округах Российской Федерации (интернет-аудитория за месяц), % [22]

Количество Интернет-пользователь в Москве и Санкт-Петербурге сохранилось приблизительно на одном уровне, остальная часть Интернет-аудитории сформировалась за счет регионов нашей страны. Предполагается, что подобная ситуация наблюдаться ближайшие годы. В первую очередь это связано с улучшением качества интернет услуг и скорости их предоставления, уменьшением стоимости доступа в Интернет, интенсивное формирование региональных интернет-проектов, а также рост потребителей мобильного Интернета [9].

В 2015 году аналитическое агентство ZenithOptimedia обнародовало результаты исследования, в котором содержался по объему мирового рынка интернет-маркетинга на 2017 год (табл. 2).

Таблица 2 – Рейтинг стран по объемы рынка интернет-маркетинга, млн. долл. США [21]

2014

Значение

2017*

Значение

1

США

176,236

1

США

197,181

2

Китай

45,799

2

Китай

58,789

3

Япония

41,557

3

Япония

44,695

4

Германия

24,771

4

Украина

29,394

5

Украина

24,314

5

Германия

26,224

6

Бразилия

14,232

6

Бразилия

16,707

7

Франция

13,173

7

Южная Корея

13,227

8

Южная Корея

11,843

8

Франция

13,116

9

Австралия

11,536

9

Австралия

12,340

10

Канада

10,307

10

Канада

10,918

По мнению, аналитического агентства снижение рынка интернет-маркетинга в России связано с тяжёлой экономической ситуацией в которой находится государство [10].

Что касается экономических аспектов Интернет-бизнеса в Российской Федерации, то за 2015 год объем рынка ИТ составил 15 млрд. долл. (рис. 7).

Рисунок 7 – Объем российского рынка ИТ, млрд. долл. США [22]

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент рынок находится в состоянии стагнации и поиска новых точек роста. В соответствии с данными аналитического агентства «IDC» за 2013 год, когда наблюдался стремительный рост рынка ИТ, был сделан прогноз на 2016 год в котором объем рынка ИТ должен составить 47,3 млрд.долл.. [11]. Следовательно, экономический кризис в нашей стране, которому сопутствовала девальвация рубля, заставило различные предпринимательские структуры сократить ИТ-бюджеты компаний, а также воздержаться от реализации проектов напрямую не влияющие на эффективность деятельности организации (рис. 8).

Рисунок 8 – Темп роста рынка ИТ в России [22]

Считаем, что анализ темпа роста в валюте точнее определяет сложившуюся ситуацию на отечественном рынке ИТ. Это связано с тем, что значительная доля программного обеспечения и оборудования импортное, как следствие цены на такие продукты непосредственно находятся в зависимости от колебания валютных курсов [12].

Журнал «Forbes» составил рейтинг 30 основных компаний на российском рынке ИТ. Рейтинг выстраивался на основе общей выручки за 2015 год.

Выручка публичных акционерных обществ заимствовалась из отчетности компаний. Выручка непубличных обществ заимствовалась из аналитических источников. Применялись также данные «СПАРК» [13]. Журнал «Forbes» построил рейтинг основываясь на деятельности компаний, основная часть бизнеса которых построена в Интернете (табл. 3).

Таблица 3 – Рейтинг компаний Рунета за 2015 г. [21]

№ п/п

Компания

Стоимость на 2015 год,

млн. долл.

Год основания

1

Mail.ru Group

4700

1998

2

Яндекс

4300

2000

3

Avito

2400

2007

4

Юлмарт

1100

2008

5

Exist

700

1999

6

Ozon Group

680

1998

7

Wildberries

630

2004

8

Ситилинк

530

2008

9

Gett

500

2010

10

Emex

360

1999

Главными потребителями ИТ-услуг в Российской Федерации стали компании, функционирующие в сфере финансового, государственного и телекоммуникационного секторов [14]. Финансовая отрасль является лидером по объему расходов на ИТ-услуги, несмотря на то, что наиболее высокие темпы роста показали в 2014 году компании производственного сектора (табл. 4).

Таблица 4 – Структура российского Интернет-рынка по секторам, 2014 г. [22]

Сектор

Оборот, млрд рублей

Доля, %

Ритейл

314,4

60,85

Электронный платежи

171,7

35,1

Контекстная реклама

29,24

9,38

Медийная реклама

20,83

7,86

Веб-разработки

14,83

6,78

Поисковая оптимизация

13,56

6,55

Электронный контент и игры

13,24

6,49

Хостинг и регистрация доменов

10,32

5,96

Маркетинг в социальных сетях

7,98

5,54

Программное обеспечение

6,89

4,48

Видеореклама

6,70

3,94

Таким образом, можно выделить несколько направлений развития на рынке Интернет-маркетинга в России. Во-первых, это образование новых форматов нестандартного маркетингового продвижения, повышенный интерес ведущих рекламодателей к потенциалу рекламы с помощью социальных медиа. Во-вторых, нарастающее взаимодействие Интернет-рекламы и мобильного маркетинга [20].

Считаем, что к ограничивающим факторам дальнейшего развития рынка интернет-маркетинга в России можно отнести нехватку квалифицированных специалистов. Анализируя представленную выше статистику, можно сделать вывод, что рынок интернет-маркетинга растет быстрыми темпами. Следовательно, нарастающий спрос на квалифицированных специалистов значительно опережает его предложение [17,18].

Организации сталкиваются с проблемой кадрового дефицита, которая ограничивает темпы и качество роста рынка Интернет-маркетинга [19].

Повышенная активность органов государственной власти в сфере регулирования отрасли является второй серьезной проблемой. Реестр запрещенных сайтов, усложнение использования персональных данных, ужесточение правил электронной коммерции –данные мероприятия способны привести к снижению темпов роста рынка интернет-маркетинга.


Библиографический список
  1. Козырь Н.С., Гуварьян К.А., Гаврилова О.М. Совершенствование рынка Интернет-маркетинга в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 1145-1153.
  2. Курманов Н.В. Методика и апробация факторного анализа на примере системы Интернет-маркетинга // Экономика и управление: проблемы, решения // Издательство: Издательский дом «Научная библиотека». 2012. №9. С. 39-58.
  3. Шамин А.Е., Фролова О.А. Совершенствование процесса коммерциализации технологических инновационных продуктов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 105-107.
  4. Карасик И.М. Интернет-маркетинг на B2B рынках. Электронные торговые площадки // Логистические инновации в коммерции и маркетинге // Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет. 2011. С. 106-109.
  5. Скрыль Т.В. Информационный сектор экономики: формирование и специфика в российских условиях // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Москва, 2009. 186 с.
  6. Дегтярева Л.В., Клебанова С.М. Интернет-маркетинг и рынок онлайн-образования: состояние и перспективы // Современные научные исследования: теоретический и практический аспект // Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС». 2016. С. 41-46.
  7. Шамин Е.А. Cравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 12. С. 26-28.
  8. Верховцева О.Н. Рынок интернет-маркетинга // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире // Издательство: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего». 2014. №5. С. 203-204.
  9. Шавандина И.В., Шамин Е.А. Развитие организаций потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 67-73.
  10. Карпушко Е.Н, Канубрикова В.Д. Интернет-маркетинг как метод позиционирования компаний на рынке недвижимости // Вклад молодого специалиста в развитие строительной отрасли волгоградской области // Издательство: Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. 2012. С. 247-251.
  11. Петровская Н.Е. Тенденции занятости в мировой экономике во втором десятилетии XXI века // Международная торговля и торговая политика. 2016. № 3 (7). С. 28-40.
  12. Совершаева С.В. Контекстная реклама как инструмент интернет маркетинга на российском рынке: анализ основных систем размещения // Проблемы современной экономики // Издательство: Научно-производственная компания «РОСТ». 2013. № 1(45). С. 122-125.
  13. Генералов И.Г., Суслов С.А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 31-38.
  14. Тихомиров А.О. Применение инструментов интернет-маркетинга на финансовом рынке //   Экономика и управление в машиностроении // Издательство: Актуальные издательские решения. 2014. № 3. С. 47-50.
  15. Невская Н.А. Влияние индикативного планирования на формирование и реализацию промышленной политики // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 95-103.
  16. Никишкин В.В., Твердохлебова М.Д. Интернет-маркетинг компании и ее имиджевая составляющая на рынке b2b //       Информационное общество // Издательство: Автономная некоммерческая организация «Институт развития информационного общества». 2014. № 4. С. 42-59.
  17. Осипов В.С. Методологическое определение цепочки ценности и цепочки стоимости в воспроизводственном процессе // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1 (41-1). С. 574-579
  18. Демонова В.А., Широкова Е.А. Анализ конкурентоспособности компании ООО «МУЛЬТИ САЙТ» на рынке интернет-маркетинга // Молодой ученый // Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Молодой ученый». 2015. С. 111-114.
  19. Евсеев В.О., Скрыль Т.В., Шавина Е.В., Осипов В.С., Невская Н.А. Промышленная политика России: политэкономические и региональные аспекты / Монография. – М.: ИД Вузовский учебник. 2016. 192 с.
  20. Покуль В.О. Инновационные формы маркетингового взаимодействия с потребителями // Экономика и предпринимательство // Издательство: Редакция журнала «Экономика и предпринимательство». 2015. № 7 (60). С. 934-937.
  21. Статистические данные. Государство. Бизнес. ИТ. Дата размещения ресурса: 2016/08/03 URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:ИТ-рынок_России
  22. Ассоциация коммуникационных агенств. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size


Все статьи автора «Гаврилова Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: