На сегодняшний день огромное значение в обществе имеет воспитание, так как именно они выступает «залогом», неким фундаментом для формирования и развития духовно-нравственной личности современного поколения. Совершенно очевидно, что никакие социальные, экономические и политические проекты в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и социума в целом.
Одной из актуальных проблем воспитания является процесс формирования и становления духовно-нравственной личности современной молодежи, в связи с тем, что интеллектуальные способности и образование молодого поколения должны быть во взаимодействии с его богатым духовным внутренним миром и высоким культурным уровнем развития. Как правило, прежде всего, это относится к становлению человека, обретению им неповторимой индивидуальности, собственного образа, формированию духовности, нравственному осознанию, творческого начала и исторически сложившейся ментальности страны.
Различные проблемы и кризисные явления современного общества могут свидетельствовать об актуальности воспитания, а прежде всего, духовно-нравственного воспитания, к ним относятся: криминализация социума, наркомания, алкоголизм, низкий уровень моральных ценностей, проституция, бродяжничество, деформированный институт семьи, суицид и т. д. В связи с этим, возникает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в отдельную область воспитания, обладающую доминантными особенностями, идеями, методами и способами своевременной реализации, которые в дальнейшем поспособствуют разрешению кризисных явлений.
В настоящее время, такой специфический спектр воспитания, как духовно-нравственной, осуществляют различные учреждения современного социума: семья, детский сад, школа, друзья, группа сверстников, колледж, высшее и учебное заведение, трудовой коллектив, армия, профессиональное сообщество и весь социум в целом. В качестве лица, осуществляющего воспитание или показательный примером, в качестве образца, примера для подражания могут выступить: родители, опекуны, преподаватели, друзья, руководители, культурные деятеля или же харизматичные общественно-политические активисты. Исходя из этого, нами была сформулирована цель исследования: проанализировать духовно-нравственное воспитание современной молодежи.
Молодежь – это общественно-демографическая категория, выделенная на основе отличающихся возрастных рамок (приблизительно 14-30 лет), социального положения, социальной мобильностью, сопряженной с переходом индивида от детской несамостоятельности к индивидуальному самоопределению в обществе, от финансовой, общественной и иной суверенности от опекунов с осознанием полной правовой ответственности за собственное поведение и образ действия, совершенные в обществе.
Согласно своей сущности, молодое поколение ни прогрессивно, ни консервативно, она потенция, готовая к любому начинанию. При подготовке в будущей самостоятельной жизни, она имеет колоссальное стремление высвободить собственные физиологические и интеллектуальные силы, кроме этого она жаждет воплотить собственные идеи в социальную практическую жизнедеятельность. Вступающая в общественную жизнедеятельность, молодежь проявляет инновационный потенциал возможностей, готовность к приспособлению и обособление в социуме.
Молодежь, как обладатель огромного интеллектуального потенциала, считается не только потребителем материальных и духовных ценностей, она также их производитель. Она нацелена вносить их в общественную жизнь, поскольку только лишь молодое поколение способно обновлять и вносить существенные изменения в нее.
Следует отметить, что современному молодому поколению характерен низкий уровень знания истории своей страны, свойственно слабое представление о духовно-нравственной культуре своего народа и примерах из минувшего исторического прошлого своей Родины. К сожалению, для нынешней молодёжи так же характерно параллельное существование двойного стандарта поведения, «нравственная глухота», то есть отсутствие нравственности или «аберрация морали», «дегуманизация поведения». Так же, стоит отметить широкий размах в смене ориентации молодых людей на параметры массовой, в ключевом, западной культуры в связи со снижением культурных, духовных, истинных национальных ценностей, характеризующих менталитет нашей страны.
Взамен того, чтобы быть добрыми и отзывчивыми людьми, думающими, в первую очередь, о семье, нынешняя молодежь все чаще меняет приоритеты. Широкое распространение среди молодежи имеют пагубные привычки, насилие, превосходство. При этом высоконравственные ценности отходят, как правило, на задний план. Данная тенденция весьма опасна и может привести к глобальным последующим проблемам существования молодежи в социуме. Это не означает, что нужно слепо возвратиться к прошлому и начать следовать давно забытым традициям, убеждениям и нравственным нормам, но при этом и сидеть в стороне так же не стоит.
Молодежь, являясь неизолированным социальным объектом, имеет необходимость в воздействии социума на неё. Так как современное молодое поколение способно абсорбировать энергию и силу влияния на него, воздействие позволит приспособить его к типичному образу жизни. В связи с этим возникает маниакальная идея, что едва ли не все проблемы современной молодежи можно решить с помощью воспитания. В связи с этим, с целью гармоничного формирования современной личности необходимо помочь найти молодому поколению смысл в жизни, приобщенный непосредственно к ценностям духовной культуры народонаселения.
Термин «воспитание» трактуется по-разному, но смысл всегда один. Что же это такое воспитание? Энциклопедический словарь дает следующее определение. Воспитание – это процедура организованного и целенаправленного воздействия, цель которого заключается в формировании социальных взаимосвязей, создании условий для усвоения ребенком социальных норм и правил поведения. В воспитании детей зачастую общество придерживается следующего постулата: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек по-своему уникален и при этом обладает индивидуальным предназначением. Непосредственно от того, достаточно ли человек будет благовоспитан и дисциплинирован, какая обстановка будет господствовать в его семье, будет зависеть его социализация, его образ мыслей, темперамент и жизненный круг интересов.
В современной педагогике воспитание понимается как намеренное и систематическое, постоянное, длительное воздействие взрослых людей на силы и способности малолетних лиц с целью подготовить их к возможному при данных обстоятельствах человеческому совершенству и тем самым помочь им достойно осуществить предназначение в жизни. Воспитательный процесс обуславливается относительно осмысленным, целенаправленным взращиванием человека в соответствии со специфическими особенностями целей, групп и учреждений, в которых он осуществляется.
«Воспитание – великое дело, им решается участь человека» – сказал когда-то В. Белинский. Что же предполагает духовное воспитание? Духовное воспитание – это один из важнейших аспектов воспитания, формирующий ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое становление и развитие человека. По своей сущности духовное воспитание способно сформировать у человека чувства долга, ответственности, справедливости, искренности, ответственности и другие качества, способные придать значение действиям и идеям человека в социуме [1].
Духовное воспитание включает в себя, как правило, религиозное воспитание, которое дополняется интеллектуальным, нравственным, морально-эстетическим, правовым. Стимулирования данного воспитания осуществляется с помощью средств умственного, эстетического, этического, физического воспитания, но при этом не гарантируется ни одним из этих используемых средств, ни всеми ими, комплексно взятыми. Нравственное воспитание с этой точки зрения служит одним из средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его.
Процесс духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью процесса воспитания. Цели и задачи воспитания определяются господствующими отношениями в обществе. Однако, возможно ли определить какие социальные отношения выстраиваются в современном обществе? Условия жизни современного молодого поколения сложны и двойственны. Потоки каждодневной негативной информации захлестывают неокрепшую психику молодежи. Неконтролируемое влияние средств СМИ на их сознание приводит к непредсказуемым последствиям. Современная молодежь характеризуется экспансивностью, волевым характером и духовной незрелость. В связи с этим, можно сделать некий вывод о том, что современная молодежь пребывает в состоянии духовной депрессии [3].
Воспитание духовной личности может осуществиться только при совместном взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями и, конечно же, государством. Одна из насущных проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Молодое поколение в связи с этим лишается возможности брать пример со старшего поколения, обладающего жизненным опытом. У молодежи так же наблюдается отсутствие знаний о том, какими истинами пользовались предыдущие поколения для разрешения возникающих когда-либо проблем [2].
Молодое поколение вправе распоряжаться своей судьбой. Но ему нельзя позволить несознательно подходить к этому процессу. Безусловно, молодежь должна идти по пути духовно-нравственного развития. Задача же общества, в свою очередь, направить молодое поколение в нужное русло, способное сформировать доминирующие, нравственные приоритеты развития в социуме. Способствовать развитию элементов духовно-нравственного мира стоит начинать с детства. Нравственные установки молодых людей нужно формировать под постоянным контролем, но и при этом предоставляя права выбора. Оказывать влияние можно примерным поступком, поведением, беседой с разъяснением, используя воздействие культуры и окружающей природы, как волшебной палочки, и, самое важное, силой воздействия собственного примера родителей.
В воспитании современной молодежи стоит придерживаться следующих рекомендаций:
- создавать ориентацию на духовное развитие личности ребенка;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- не пропускать мелочей в развитии личности ребенка;
- помогать овладевать общечеловеческими нормами и ценностями нравственности, формировать внутреннюю систему нравственных регуляторов поведения;
- строить отношения не на порицании негативных качеств личности ребенка, а на поддержке положительных индивидуальных черт и качеств характера, которые ему присущи;
- актуализировать принадлежность ребенка к определенной культуре и содействовать приобретению им ценностей и черт данной культуры.
Основу нравственного воспитания ребенка, в первую очередь, должен составлять его личностный опыт, который содержит свои ценностные особенности, смысл, умения и индивидуальные способности, социальные навыки и способы поведения.
Таким образом, современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодежи в обществе. Молодые люди, получающие аттестат зрелости, должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Для этого им необходимо усвоить социальные нормы, навыки и практические умения, которые обеспечивают, во-первых, его адаптацию в условиях меняющегося окружающего мира, во-вторых, – социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных, политических и экономических ролей, что невозможно без сформированной системы ценностных ориентаций, установленных в обществе, и без высокой личной ответственности за свое поведение в обществе.
Библиографический список
- Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
- Покатыло В. В., Шигабутдинова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4.
- Табакаев, Ю.В. Реформаторский зуд и депрессия общественного сознания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.