ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Щеулова Екатерина Алексеевна1, Николаева Алена Евгеньевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка

Аннотация
Статья посвящена изучению духовно-нравственного воспитания как одного из аспектов воспитания, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности. Данное теоретическое исследование в области нравственного воспитания показывает, что в условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления с целью усовершенствования процесса духовно-нравственного воспитания современной молодежи.

Ключевые слова: духовно нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие личности, молодое поколение, общество, социализация


SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TODAY'S YOUTH AS A BASIS OF AND PERSONAL DEVELOPMENT

Shcheulova Ekaterina Alekseevna1, Nikolaeva Alena Evgenievna2
1National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, Assistant Department of General Education and Professional Education Pedagogy
2National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, student

Abstract
The article is devoted to the spiritual and moral education as one of the aspects of education, is a key link of the process of identity formation. This theoretical research in the field of moral education shows that in today's society the traditional means of education and technology need to be updated in order to improve the process of spiritual and moral education of the youth of today.

Keywords: moral and spiritual development of the individual, socialization, society, spiritually moral education, younger generation


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 18.04.2024).

На сегодняшний день огромное значение в обществе имеет воспитание, так как именно они выступает «залогом», неким фундаментом для формирования и развития духовно-нравственной личности современного поколения. Совершенно очевидно, что никакие социальные, экономические и политические проекты в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и социума в целом.

Одной из актуальных проблем воспитания является процесс формирования и становления духовно-нравственной личности современной молодежи, в связи с тем, что интеллектуальные способности и образование молодого поколения должны быть во взаимодействии с его богатым духовным внутренним миром и высоким культурным уровнем развития. Как правило, прежде всего, это относится к становлению человека, обретению им неповторимой индивидуальности, собственного образа, формированию духовности, нравственному осознанию, творческого начала и исторически сложившейся ментальности страны.

Различные проблемы и кризисные явления современного общества могут свидетельствовать об актуальности воспитания, а прежде всего, духовно-нравственного воспитания, к ним относятся: криминализация социума, наркомания, алкоголизм, низкий уровень моральных ценностей, проституция, бродяжничество, деформированный институт семьи, суицид и т. д. В связи с этим, возникает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в отдельную область воспитания, обладающую доминантными особенностями, идеями, методами и способами своевременной реализации, которые в дальнейшем поспособствуют разрешению кризисных явлений.

В настоящее время, такой специфический спектр воспитания, как духовно-нравственной, осуществляют различные учреждения современного социума: семья, детский сад, школа, друзья, группа сверстников, колледж, высшее и учебное заведение, трудовой коллектив, армия, профессиональное сообщество и весь социум в целом. В качестве лица, осуществляющего воспитание или показательный примером, в качестве образца, примера для подражания могут выступить: родители, опекуны, преподаватели, друзья, руководители, культурные деятеля или же харизматичные общественно-политические активисты. Исходя из этого, нами была сформулирована цель исследования: проанализировать духовно-нравственное воспитание современной молодежи.

Молодежь – это общественно-демографическая категория, выделенная на основе отличающихся возрастных рамок (приблизительно 14-30 лет), социального положения, социальной мобильностью, сопряженной с переходом индивида от детской несамостоятельности к индивидуальному самоопределению в обществе, от финансовой, общественной и иной суверенности от опекунов с осознанием полной правовой ответственности за собственное поведение и образ действия, совершенные в обществе.

Согласно своей сущности, молодое поколение ни прогрессивно, ни консервативно, она потенция, готовая к любому начинанию. При подготовке в будущей самостоятельной жизни, она имеет колоссальное стремление высвободить собственные физиологические и интеллектуальные силы, кроме этого она жаждет воплотить собственные идеи в социальную практическую жизнедеятельность. Вступающая в общественную жизнедеятельность, молодежь проявляет инновационный потенциал возможностей, готовность к приспособлению и обособление в социуме.

Молодежь, как обладатель огромного интеллектуального потенциала, считается не только потребителем материальных и духовных ценностей, она также их производитель.  Она нацелена вносить их в общественную жизнь, поскольку только лишь молодое поколение способно обновлять и вносить существенные изменения в нее.

Следует отметить, что современному молодому поколению характерен низкий уровень знания истории своей страны, свойственно слабое представление о духовно-нравственной культуре своего народа и примерах из минувшего исторического прошлого своей Родины. К сожалению, для нынешней молодёжи так же характерно параллельное существование двойного стандарта поведения, «нравственная глухота», то есть отсутствие нравственности или «аберрация морали», «дегуманизация поведения». Так же, стоит отметить широкий размах в смене ориентации молодых людей на параметры массовой, в ключевом, западной культуры в связи со снижением культурных, духовных, истинных национальных ценностей, характеризующих менталитет нашей страны.

Взамен того, чтобы быть добрыми и отзывчивыми людьми, думающими, в первую очередь, о семье, нынешняя молодежь все чаще меняет приоритеты. Широкое распространение среди молодежи имеют пагубные привычки, насилие, превосходство. При этом высоконравственные ценности отходят, как правило, на задний план. Данная тенденция весьма опасна и может привести к глобальным последующим проблемам существования молодежи в социуме. Это не означает, что нужно слепо возвратиться к прошлому и начать следовать давно забытым традициям, убеждениям и нравственным нормам, но при этом и сидеть в стороне так же не стоит.

Молодежь, являясь неизолированным социальным объектом, имеет необходимость в воздействии социума на неё. Так как современное молодое поколение способно абсорбировать энергию и силу влияния на него, воздействие позволит приспособить его к типичному образу жизни. В связи с этим возникает маниакальная идея, что едва ли не все проблемы современной молодежи можно решить с помощью воспитания. В связи с этим, с целью гармоничного формирования современной личности необходимо помочь найти молодому поколению смысл в жизни, приобщенный непосредственно к ценностям духовной культуры народонаселения.

Термин «воспитание» трактуется по-разному, но смысл всегда один. Что же это такое воспитание? Энциклопедический словарь дает следующее определение. Воспитание – это процедура организованного и целенаправленного воздействия, цель которого заключается в формировании социальных взаимосвязей, создании условий для усвоения ребенком социальных норм и правил поведения. В воспитании детей зачастую общество придерживается следующего постулата: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек по-своему уникален и при этом обладает индивидуальным предназначением. Непосредственно от того, достаточно ли человек будет благовоспитан и дисциплинирован, какая обстановка будет господствовать в его семье, будет зависеть его социализация, его образ мыслей, темперамент и жизненный круг интересов.

В современной педагогике воспитание понимается как намеренное и систематическое, постоянное, длительное воздействие взрослых людей на силы и способности малолетних лиц с целью подготовить их к возможному при данных обстоятельствах человеческому совершенству и тем самым помочь им достойно осуществить предназначение в жизни. Воспитательный процесс обуславливается относительно осмысленным, целенаправленным взращиванием человека в соответствии со специфическими особенностями целей, групп и учреждений, в которых он осуществляется.

«Воспитание – великое дело, им решается участь человека» – сказал когда-то В. Белинский. Что же предполагает духовное воспитание? Духовное воспитание – это один из важнейших аспектов воспитания, формирующий ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое становление и развитие человека. По своей сущности духовное воспитание способно сформировать у человека чувства долга, ответственности, справедливости, искренности, ответственности и другие качества, способные придать значение действиям и идеям человека в социуме [1].

Духовное воспитание включает в себя, как правило, религиозное воспитание, которое дополняется интеллектуальным, нравственным, морально-эстетическим, правовым. Стимулирования данного воспитания осуществляется с помощью средств умственного, эстетического, этического, физического воспитания, но при этом не гарантируется ни одним из этих используемых средств, ни всеми ими, комплексно взятыми. Нравственное воспитание с этой точки зрения служит одним из средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его.

Процесс духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью процесса воспитания. Цели и задачи воспитания определяются господствующими отношениями в обществе. Однако, возможно ли определить какие социальные отношения выстраиваются в современном обществе? Условия жизни современного молодого поколения сложны и двойственны. Потоки каждодневной негативной информации захлестывают неокрепшую психику молодежи. Неконтролируемое влияние средств СМИ на их сознание приводит к непредсказуемым последствиям. Современная молодежь характеризуется экспансивностью, волевым характером и духовной незрелость. В связи с этим, можно сделать некий вывод о том, что современная молодежь пребывает в состоянии духовной депрессии [3].

Воспитание духовной личности может осуществиться только при совместном взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями и, конечно же, государством. Одна из насущных проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Молодое поколение в связи с этим лишается возможности брать пример со старшего поколения, обладающего жизненным опытом. У молодежи так же наблюдается отсутствие знаний о том, какими истинами пользовались предыдущие поколения для разрешения возникающих когда-либо проблем [2].

Молодое поколение вправе распоряжаться своей судьбой. Но ему нельзя позволить несознательно подходить к этому процессу. Безусловно, молодежь должна идти по пути духовно-нравственного развития. Задача же общества, в свою очередь, направить молодое поколение в нужное русло, способное сформировать доминирующие, нравственные приоритеты развития в социуме. Способствовать развитию элементов духовно-нравственного мира стоит начинать с детства. Нравственные установки молодых людей нужно формировать под постоянным контролем, но и при этом предоставляя права выбора. Оказывать влияние можно примерным поступком, поведением, беседой с разъяснением, используя воздействие культуры и окружающей природы, как волшебной палочки, и, самое важное, силой воздействия собственного примера родителей.

В воспитании современной молодежи стоит придерживаться следующих рекомендаций:

- создавать ориентацию на духовное развитие личности ребенка;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- не пропускать мелочей в развитии личности ребенка;

- помогать овладевать общечеловеческими нормами и ценностями нравственности, формировать внутреннюю систему нравственных регуляторов поведения;

- строить отношения не на порицании негативных качеств личности ребенка, а на поддержке положительных индивидуальных черт и качеств характера, которые ему присущи;

- актуализировать принадлежность ребенка к определенной культуре и содействовать приобретению им ценностей и черт данной культуры.

Основу нравственного воспитания ребенка, в первую очередь, должен составлять его личностный опыт, который содержит свои ценностные особенности, смысл, умения и индивидуальные способности, социальные навыки и способы поведения.

Таким образом, современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодежи в обществе. Молодые люди, получающие аттестат зрелости, должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Для этого им необходимо усвоить социальные нормы, навыки и практические умения, которые обеспечивают, во-первых, его адаптацию в условиях меняющегося окружающего мира, во-вторых, – социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных, политических и экономических ролей, что невозможно без сформированной системы ценностных ориентаций, установленных в обществе, и без высокой личной ответственности за свое поведение в обществе.


Библиографический список
  1. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  2. Покатыло В. В., Шигабутдинова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4.
  3. Табакаев, Ю.В. Реформаторский зуд и депрессия общественного сознания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Николаева Алена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация