Система КАНБАН (KANBAN) реализует концепцию, в которой основная идея заключается в том, что на все участки производства в соответствии с графиком отправляют именно такое количество сырья, которое необходимо для выпуска только того количества продукции, которое запланировали для клиента [11].
Система KANBAN предназначена для изготовления образца продукции только тогда, когда ее заказывает определённый потребитель. Эта система основывается на следующих принципах:
- Усиление качественного контроля;
- Доставка продукции клиенту в установленный срок;
- Использование технологических инноваций, которые могут исключить возможность производства брака;
- Уменьшение количества контрагентов, поставляющих сырье и ресурсы;
- максимально тесная связь смежных производств с головным (как правило, сборочному) заводом.
Главной задачей системы «точно вовремя» (ТВ) является сокращение уровня запасов организации до нулевого показателя. Данная система имеет название – система без склада, система нулевых запасов [7]. Идея такой системы имеет в основании принцип, по которому контрагенты поставляют ресурсы точно тогда, когда в них возникает потребность, результатом чего служит уменьшение запасов до нулевого показателя. Помимо этого, сводится к минимальному показателю и незавершённое производство, так как соответствующие изделия производятся только в случае потребности обслуживания следующей стадии производства. Запасы готовых товаров минимизируются до их точного соответствия заказам торговли [8].
Концепция «точно вовремя» предполагает простую, хорошо отлаженную систему производства (см. рис. 1), в которой продукция проходит по определённым этапам обработки только в соответствии c разработанным планом.
Рисунок 1 Системы “точно вовремя” и “сделай-передай”
Система ТВ еще включает подсистему «спросил – получи», так как каждый участок производства изготавливает нужные операции после согласования того, что другие участники производства готовы к приему дополнительных материалов. Рассматривая данную концепцию можно увидеть полную противоположность традиционной системе «сделай партию и передай дальше», когда детали изготавливают объемными партиями и отправляют на следующую технологическую операцию, которая соответствует плановому расписанию. При работе системы «сделай-передай» любой технологический участок работает с постоянным временем производственного цикла и не зависит от реальных запросов других участников производства. Система «спроси – получи» позволяет добиться снижения количества запасов, увеличению качественных показателей и усилению уровня ответственности, однако данная логистическая модель нуждается в совершенной синхронизации процессов производственных постов [5, 6, 9].
Снижения количества запасов до минимального значения покажет на поверхности все проблемы менеджмента и синхронизации. Календарное планирование обязано быть абсолютно точным, а логистика строго координированной [1, 2, 3, 4].
Система «точно вовремя» предполагает высокие требования к синхронизации действий и мотивации работников. Ожидается, что сотрудники будут выполнять свои обязательства с максимально положительным результатом, так как на них возлагается ответственность и предоставлены управленческие полномочия по обеспечению работоспособности системы нулевого запаса [12]. При возникновении проблемы они обязаны быстро организовывать другим работникам помощь, обладать опытом, позволяющим им реализовать всевозможные задачи, связанные с производством [10].
Система «точно вовремя» имеет свои плюсы. Низкое количество запасов дает возможность использовать финансовый капитал в разных сферах деятельности.
Библиографический список
- Актуальные вопросы научных исследований XXI века : монография/Ю. И. Авадэни ; под ред. В. Ю. Кирничного, В. В. Бирюкова . -Омск: СибАДИ, 2015. -1315 с.
- Куликова О.М. Алгоритм поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности для экономических симуляторов //в сборнике: тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг Научно-практическая конференция. под общей редакцией Д. П. Маевского. 2013. С. 88-90.
- Лoгиcтика: Учeбник/Пoд peд. Б. А. Аникина. – М.:ИНФPА-М, 2009.- 368 c.
- Метелев И.С., Мочалин С.М., Чебакова Е.О. Перспективы развития регионального рынка транспортно-логистических услуг//Проблемы современной экономики. 2009. № 1. С. 301-302.
- Метелев С.Е., Бирюков В.В., Власенко О.В., Метелев И.С. Коммерческое предпринимательство //учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело) / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Российский государственный торгово-экономический университет”, Омский институт (фил.). Москва, 2008.
- Миpoтин Л. Б., Ташбаeв Ы. Э. Лoгиcтика для пpeдпpиниматeля: ocнoвныe пoнятия, пoлoжeния и пpoцeдуpы. – М.: ИНФPА-М, 2007. – 252 c.
- Мочалин С.М., Шамис В.А. Рассмотрение путей повышения эффективности складской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-1 (46). С. 67-69.
- Нepуш Ю. М. Кoммepчecкая лoгиcтика: Учeбник для вузoв. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 245 c.
- Панкpатoв Ф. Г. Кoммepчecкая дeятeльнocть. – М.: Дашкoв и Кo, 2009. – 504 c.
- Cepгeeв В. И. Мeнeджмeнт в бизнec лoгиcтикe. – М.:ЮНИТИ, 2008. – 258 c.
- Шамис В.А., Метелев И.С. Маркетинг. Практикум//Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080507 “Менеджмент организации”/Омск, 2010.
- Шамис В. А. Менеджмент: Практикум/Шамис В.А., Куликова О.М./Омск, 2013.