Налоговая система в России, ориентирована на поступления, собираемые с дохода. Это Западная модель. В ней наибольшую долю в структуре налогов имеют налоги на добавленную стоимость, прибыль и доходы физических лиц. Налоговые денежные потоки разделены по уровням бюджетной системы. Но, во всех случаях, бюджетные деньги проходят через единый финансовый механизм. Все элементы этого механизма взаимосвязаны.
Данный аспект Западной модели можно отнести к положительной ее характеристике, но:
- сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства, является одним из факторов обусловливающим коррупцию;
- западная модель налоговой системы имеет системные, а значит неустранимые недостатки, которые вытекают из содержания принципов рациональности налоговой системы.
На основе этих принципов сложились две основные концепции налогообложения [1],[2]. Они имеют следующие недостатки.
Нельзя точно определить личную выгоду конкретного плательщика налогов от расходов государства на национальную оборону, бесплатную медицину, просвещение и т.п. Согласно данной логике, необходимо облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий. Это само по себе лишено смысла.
Организации и граждане должны платить налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. На практике возникают заметные проблемы, т.к. нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица осуществить такие платежи.
Добиться так называемого «рационального» состояния в англосаксонской модели налогообложения нельзя.
Экономических задач такая практика не решает, т.к. общая налоговая нагрузка на экономику в этом случае не изменяется. Решаются лишь политические и административные задачи, задачи управления бизнесом со стороны конкретных чиновников. Бизнесу и населению в основном отводиться роль статистов.
Усложняют Западную модель налогообложения электронные деньги и краудфарфинг.
В исламских государствах мобилизация доходов ориентирована на культурные традиции населения.
В Восточной системе налогообложения уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Объектом налогообложения является не прибыль, а капитал»[3].
В исламской экономике существенно то, что любой объект, который считается необходимым для общества, является общественной собственностью. Необходимым он считается, если при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать, т.е. это ресурсы, которые трудно лично найти и трудно использовать.[4].”Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах” [5].
Благотворительность
В Западной экономике благотворительность тесно связана с налогообложением. Благотворители получают налоговые преференции [6].
В России такого рода «благотворительность» также набирает обороты. Однако население видит в большинстве актов благотворительности лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.
Иные стимулы к благотворительности существовали в Царской России. Их истоки шли к религиозным убеждениям меценатов, основу которых составляли промышленники и купцы старообрядцы. Они чувствовали себя ответственными за свою страну и вкладывали свои деньги в отстающие и развивающиеся отрасли промышленности, науку и искусство. Среди промышленников и торговцев иностранного происхождения меценатов практически не было. Отличительной чертой русского мецената была его приверженность к личному и непосредственному участию в благотворительности.
В Восточной модели благотворительность ассоциируется с понятием «вакф».
Вакф имеет две особенности:
Бессрочность – означает, что собственность, отданная как вакф, остаётся вакфом навсегда.
Постоянство в соглашении основателя вакфа – означает, что вакф и доходы от вакфа должны использоваться исключительно для целей, предусмотренных его основателем.
В отличие от Западной практики стимулирования благотворительности через налоговые преференции, Восточная модель благотворительности запрещает вакф в пользу богатых, т.е. получение ими преференций при осуществлении акта благотворительности.
Подробнее о влиянии культурных факторов изложено в монографии автора настоящей статьи [7].
Библиографический список
- Дадашев, А.З., Мешкова Д.А., Топчи, Ю.А., Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие/ Юнити-Дана/ 2013 г. С.175.
- Налоги и налогообложение/ Поляк Г.Б. – Отв. ред./ 2-е изд., пер. и доп. /Учебник и практикум для СПО/ М.; Издательство Юрайт, 2015 С.474.
- Ледакова, Ю., Казарян, А., Непомнящий, А., Благотворительность: налоговые и правовые аспекты, Журнал “Право и безопасность”, Номер – 4 (37), Декабрь 2010.
- Беккин, Р.И., Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран// Налоговая политика и практика//№ 6/2007, С. 65-69.
- Рябушинский, В.П., Старообрядчество и русское религиозное чувство// М. – Иерусалим/1994.-С.101.
- Солодов, А.К., Системная нейроэкономика: опыт построения модели национальной экономической системы и обеспечивающей её подсистемы финансового менеджмента (модель социального рынка) [Электронный ресурс]: Монография / А.К. Солодов; Финуниверситет. — Электронные текстовые данные (1 файл: 2,5 Мб). — М.: Александра К. Солодова, 2015. Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование).- URL:http://elib.fa.ru/fbook/solodov_neiroeconomika.pdf.
- Солодов, А.К., Англосаксонская и исламская модель систем налогообложения и благотворительности, Экономика и социум, 2015, № 4, С. 802-806.