ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Пряхина Екатерина Олеговна1, Симдянкина Елена Константиновна1
1Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, студент

Аннотация
В статье раскрывается необходимость развития умения целеполагания у учащихся начальной школы. Приводятся методы и приемы для поэтапного формирования и развития целеполагания в младших классах.

Ключевые слова: воспитание, обучение, целеполагание, цель


THE PROBLEM OF GOAL-SETTING IN MODERN EDUCATION AND WAYS OF ITS SOLUTION

Pryahina Ekaterina Olegovna1, Simdyankina Elena Konstantinovna1
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student

Abstract
The article reveals the necessity of developing the skill of goal setting in elementary school students. Provides methods and techniques for the gradual formation and development of goal setting in Junior high.

Keywords: education, goal, goal setting, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пряхина Е.О., Симдянкина Е.К. Проблема целеполагания в современном обучении и пути ее решения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/75138 (дата обращения: 29.03.2024).

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы относится умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Ученые-педагоги В.В. Давыдов, Э. Дюркгейм, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский отмечали ведущую роль педагогического целеполагания. Они придавали понятию цели разное значение, как практическое, так и теоретическое, но неизменно подчеркивали ее значение, считая, что цель воспитания определяла все течение учения и ее правильная постановка служила пониманию природы ученичества.

Современные специалисты (Г.О. Аствацатуров, Г.Д. Бухарова, А.С. Воронин, Т.Е. Демидова, О.Б. Епишева, Г.М. Коджаспирова, З.А. Кокарева, и другие) уделяют значительное внимание умению целеполагания и считают, что способность осуществления осознанного целеполагания во многом зависит от богатства опыта, приобретаемого в школе. Это дает возможность учащимся проявить себя как личность при постановке и реализации учебной цели. Младшие школьники имеют глубокий потенциал для развития целеполагания.

Однако, как показывают исследования, в практике работы школы, с учётом современных подходов к образованию, пока нельзя считать проблему формирования целеполагания у младших школьников удовлетворительной. Такая ситуация в определенной степени обусловлена недостаточной разработанностью условий, способствующих развитию целеполагания у младших школьников. Следовательно, перед нами встает проблема: какие педагогические условия будут способствовать формированию навыка целеполагания у младших школьников на современном этапе образования.

В период начального образования в большей мере развиваются способности ребенка, происходит формирование общеучебных знаний, умений и навыков. Учебная деятельность в это время становится основной и носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер.

Сознательно формулируемая цель является основанием любой деятельности. Цель выступает как фактор, обуславливающий характер и способ деятельности, она представляет собой конечный результат, и исходный побудитель деятельности.

Цели являются объектом исследования многих наук: философии, психологии, педагогики. Рассмотрим, как раскрывается понятие «цель» в педагогической науке.

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров понимают цель как элемент поведения, сознательной деятельности, характеризующийся предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности, путей и способов её достижения [5].

Понятие «цель» в педагогике чаще всего рассматривается через воспитание. Цели воспитания меняются в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

По мнению Я.А. Коменского, цель воспитания – это познание себя и окружающего мира, стремление к соединению с Богом.

И.Г. Песталоцци цель воспитания видел в развитии всех природных сил и способностей человека.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский в воспитании патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский считал целью воспитания развитие ума, в подготовке к труду, в котором человек обретет счастье.

Э. Дюркгейм писал, что цель воспитания проявляется в развитии у ребенка некоторого числа физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит [2].

В современном образовании целью воспитания является познавательное, личностное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию образования как «научить учиться».

При постановке цели необходимо устанавливать, какой именно результат предполагается получить при её достижении, какими средствами, каковы сроки достижения.

Для того, чтобы достичь учебной цели, необходимо поставить некоторое количество задач. В процессе обучения одна цель требует решения нескольких задач, в то же время одна и та же задача может служить для достижения нескольких целей.

Задачи, помогающие достичь обучающих целей, имеют такую трактовку: формировать умения и навыки, знания изучаемого материала и понимание его.

На достижение развивающих целей направлены обобщенные задачи на внимательность, мышление и речь, представление и воображение, творчество, память, восприятие, умение учиться и мировоззрение.

На достижение воспитательных целей используются задачи на воспитание интереса, патриотизма, социализацию и культуру личности, культуру ее общения.

Понятия «цели» и «задачи» тесно связаны с понятием «целеполагание».

В педагогическом словаре целеполагание трактуется как постановка цели субъектом деятельности [3].

Г.О. Аствацатуров считал целеполагание логико-конструктивной операцией, осуществляемой по следующему алгоритму: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению – выяснение имеющихся ресурсов, сил и возможностей – выбор потребностей или интересов, удовлетворение, которых при заданной затрате сил и средств даёт наибольший эффект – формулировка цели [1].

Т.Е. Демидова выделила основные признаки проявления целеполагания у младших школьников:

-     представление учащихся начальной школы о целеполагании и его роли в жизни человека;

-     понимание специфики целеполагания в постановке учебной задачи, которая проявляется в ориентации освоения общего способа действий;

-     наличие субъектного опыта осуществления целеполагания в различных видах деятельности, характер проектируемых целей, доминирующие мотивы, определяющие процесс целеполагания;

-     умение моделирования и планирования действий, связанных с целереализацией;

-     осознание процесса целеобразования, анализа целей на предмет их значимости и возможности достижения, анализа результатов с позиции соответствия намеченных и достигнутых целей (самооценка);

-     удержание целей в ситуациях помех и препятствий, характер эмоциональных проявлений в процессе целеполагания [4].

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

К приемам организации принятия цели З.А. Кокарева относит: опору на личный жизненный опыт учащихся начальной школы, использование занимательного игрового материала, создание проблемных ситуаций в процессе целеполагания, выбор цели из ряда предложенного учителем и обоснование ее выбора, моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача», постановка как краткосрочной цели, так и рассчитанной на долгий период времени, например, составить карту знаний, маршрут движения.

По мнению Т.Е. Демидовой реализовывать принятие учебных задач необходимо через организацию определенных условий:

  • необходимость участия школьников в постановке цели и в анализе обсуждения условий ее достижения;
  • четкое формулирование учащимися цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделение ими способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности;
  • в ходе выполнения действий должно происходить оценивание – насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания.

Таким образом, умение целеполагания формируется рядом умений: отбором целей; принятием и пониманием целей; осознанием и самостоятельной постановкой целей; обоснованностью выбора конкретной цели; определением достижимости цели; уточнением целей; определением ресурсов для достижения цели; реализацией целей.

Без осознанной цели учение теряет смысл для школьника, поэтому ребенка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе.

С целью выявления уровня сформированности умения целеполагания младших школьников младших школьников было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14» г. Биробиджана. В эксперименте участвовали 26 учащихся третьего класса.

Для выявления уровня сформированности умения целеполагания младших школьников нами была использована диагностика сформированности умения удерживать цель и умения соотносить учебные задачи с целью урока (З.А. Кокарева, Л.П. Никитина и Л.С. Секретарева) [6].

Диагностика предполагала посещение учебных занятий и последующее анкетирование обучающихся, где им предлагалось назвать цель урока, задачи, которые решались на уроке, а также результат учебного занятия.

Результаты исследования показали, что у 6 учащихся, что составляет 24% от общего числа выборки – высокий уровень сформированности умения целеполагания, у 10 учащихся, что составляет 38% – средний, и у 10 учащихся, что составляет 38% – низкий.

Также для исследования умения целеполагания учащимся был предложен текст, который они должны были прочитать и выполнить задания, а также указать какие задачи они перед собой ставили для их выполнения.

Результат показал, что у 5 учащихся, что составляет 20% от общего числа выборки – высокий уровень сформированности умения определять задачи исходя из цели, у 10 учащихся, что составляет 38% – средний, и у 11 учащихся, что составляет 42% – низкий.

Из проведенного исследования следует, что у учащихся недостаточно сформировано умение целеполагания и его следует формировать и развивать при помощи определенных методов и приемов.

Для поэтапного формирования и развития целеполагания в младших классах можно использовать некоторые методы и приемы:

На первом этапе в первом классе построение цели уроков происходит в вопросной форме. Цель в виде вопроса формирует учитель и постепенно передает ее учащимся.

Учитель создает специальные условия, в которых учащиеся первого класса учатся задавать вопросы по содержанию. На уроках математики предлагаются задания с недостающими данными. Для решения такого задания, учащиеся задают вопрос учителю. В букварный период учащиеся задают вопрос в случае выбора разделительного твердого или мягкого знаков. Во втором полугодии первого класса таких ситуаций на уроках русского языка становится еще больше, когда дети знакомятся с орфограммами сильной позиции и случаями нефонемного написания (синего, красного, учиться, учится).

На втором этапе во втором классе учитель начинает обучать формулировать вопросы с определенным словом: почему, как, отчего, зачем и т.д.

Создает условия для анализа ситуации, когда и какой вопрос (с какого слова) лучше и правильнее задать. Необходимо обучать детей тому, что первым в цепочке должен быть вопрос «Почему?». Отвечая на него, можно легко ответить на такие вопросы, как: «Зачем?», «Как?» и др.

Также учитель создает условия для формулирования детьми учебной задачи, цели урока в виде вопроса самих детей. Чтобы дети сами понимали свое новое поле незнания, учитель дает детям возможность самим сформулировать вопрос, а сам просто уточняет его форму, при необходимости, и помогает справляться с затруднениями.

Обучает планированию своих действий, при выполнении конкретного задания после его прочтения в учебнике.

Проводит рефлексивный контроль учебных действий, выполненных для решения учебно-практической задачи (все действия, совершенные в исследовании, необходимо фиксировать доске в той же последовательности).

На третьем этапе в третьем – четвертом классах происходит предварительное выстраивание всего плана выполнения учебных действий для решения учебно-практической задачи.

Учащиеся совместно с учителем выстраивают последовательную цепочку вопросов в рамках работы по большому учебному разделу.

Таким образом, при соблюдении данных приемов к концу обучения в начальной школе ученики смогут в полной мере владеть умением целеполагания, сформированным на уровне превращения конкретно-практической задачи в познавательную, неотъемлемо для дальнейшего обучения в школе.


Библиографический список
  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Бухарова Г.Д. Общая и пофессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Академия, 2009.
  3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
  4. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №4.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005.
  6. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. – 2014. – №2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Симдянкина Елена Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация