ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЦЕЛЯХ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Мочалова Юлия Владимировна1, Сорокина Ольга Андреевна1, Толстова Мария Владимировна1, Мельникова Наталия Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студент 4 курса

Аннотация
В данной статье поднимается вопрос о возможностях электронно-образовательной среды в целях адаптации студентов-первокурсников. Рассматривается теоретический и практические аспекты заявленной проблемы. Приведены результаты опроса студентов-первокурсников Нижегородского Государственного Педагогического университета имени Козьмы Минина, а также сделаны выводы о применении информационно-образовательного портала не только с целью обучения, но и для социализации студентов.

Ключевые слова: адаптация, Интернет-среда, информационно-образовательная среда, информационно-образовательный портал, киберсоциализация


INVESTIGATION OF POSSIBILITIES OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN ORDER TO ADAPT THE FIRST-YEAR STUDENTS

Mochalova Julia Vladimirovna1, Sorokina Olga Andreevna1, Tolstova Maria Vladimirovna1, Melnikova Natalia Alexandrovna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 4th year student

Abstract
This article raises the question of possible electronic-educational environment in order to adapt the first-year students. The theoretical and practical aspects of the stated problem. The results of the survey of first-year students of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, as well as conclusions on the application of information and educational portal is not only to educate, but also for students of socialization.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова Ю.В., Сорокина О.А., Толстова М.В., Мельникова Н.А. Исследование возможностей информационно-образовательной среды в целях адаптации студентов-первокурсников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74698 (дата обращения: 17.03.2024).

Современная жизнедеятельность человека характеризуется все большим развитием информационно-коммуникационной области, что заставляет все больше задуматься о масштабе ее применения. С каждым днем информационные технологии внедряются в нашу жизнь, предоставляя человеку возможность осуществлять обмен знаниями и опытом. Сегодня информационно-коммуникационные технологии способны активизировать процесс потребностно-мотивационной сферы личности, а также изменять самосознание человека, тем самым способствуя киберсоциализации индивидуума.

Проблема формирования и развития личности остается актуальной до настоящего времени. Психологи Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон писали, что немаловажную роль в процессе развития играет общение, но, поскольку живое общение давно уже вытеснено Интернет-общением, необходимо понимать важность изучения особенностей коммуникации в информационной среде как одного из факторов социализации человека.

Информационные коммуникации занимают особое место в педагогической деятельности. Особенность Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике студентам и педагогам не только в процессе обучения, но и в процессе адаптации, когда студенты только поступают в профессиональное образовательное учреждение.

Проблема адаптации в информационной среде поднималась уже такими исследователями, как И.А. Васильева, В.В Нестерова, М.Ю. Сидорова и другими, а доктор педагогических наук А.В. Мудрик считает, что сегодня глобальная сеть – Интернет – это совокупность духовного и материализованного информационного потенциала общества, представляющая собой огромный базис для всех направлений деятельности человека и являющаяся в настоящее время одним из самых важных факторов социализации личности в целом [1].

На данный момент информационная среда доступна для жителей боле 180 стран и включает в себя различные тематические порталы, сайты, блоги, содержит большое количество знаний и многое другое. Интернет-среду принимают за достояние человечества. Большую часть своего времени человек проводит именно в сети-Интернет, создается некое информационное пространство, где непосредственно и происходит социализация человека, а в нашем случае студента первого курса, как определенный вид киберсоциализации.

Поступая в образовательное учреждение, многие студенты приезжают из отдаленных местностей, что затрудняет процесс их адаптации в новом городе. Не имея знакомых и друзей на новом месте, студент начинает искать поддержку в интернете,  а в особенности, в социальных сетях, блогах, форумах. Информационная среда создает стихийные условия для социализации студента, так как влияние Интернета имеет спонтанный характер и зависит от интересов и потребностей индивида.

Изменения потребностно-мотивационной сферы студента и структуры его самопознания в информационной среде могут быть как позитивными, так и негативными. Негативное влияние глобальной сети в процессе адаптации студента происходит в случае формирования интернет-зависимости с ее отрицательными для человека последствиями. Как уже говорилось, особую роль в адаптации студента играют социальные форумы, которые могут оказывать пагубное влияние на личность. Не различая нужную информацию от ненужной, студент забывает о главных целях приезда – получить образование.

Позитивное влияние информационные сети оказывают в процессе киберсоциализации, когда студентом используются тематические и полуфункциональные веб-ресурсы и сервисы для удовлетворения определенных потребностей. Именно поэтому нами был предложен проект создания тематического информационно – образовательного портала на базе университета, где студент-первокурсник мог бы получать всю необходимую информацию не только об учебе, но также мог участвовать в жизни университета, находить новых знакомых, получать последние новости и еще много интересного.

Информационно-образовательная среда сегодня используется почти во всех ВУЗах в педагогических целях. Она представляет собой совокупность ресурсов, ориентированных, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения. Данные электронные образовательные модули пользуются популярностью у студентов лишь в том случае, когда вынуждает учеба.

Мы предлагаем разнообразить такого рода образовательные модули до уровня современной развитой образовательной сети. В целях адаптации студентов-первокурсников нами был разработан проект информационно-образовательного портала, который позволяет студентам первых курсов адаптироваться в университете с помощью Интернет-сети.

Разработанный электронно-образовательный портал представляет собой сайт на базе университета, который содержит в себе несколько модулей: учеба, новости, развлечения, досуг и так далее. Прежде всего, проект ориентирован не на учебные курсы, а на помощь студентам, которые только приехали в новый город, не зная, что и где искать, куда обратиться за помощью. Основная задача образовательного портала – донести всю необходимую информацию, которая пригодится для ребят первых курсов, поможет им раскрыться как личностям и понять все самые основные положительные моменты обучения в данном учебном заведении.

Основным преимуществом разработанного электронного образовательного портала от других социальных форумов и поисковиков является то, что портал ориентирован именно на студентов одного высшего учебного заведения. Портал объединяет в себе общие интересы и вопросы студентов: жизнь в общежитии, вопросы с расписанием, экскурсии по городу и многое другое. От социальных же форумов электронный портал отличается тем, что он оказывает только положительное влияние. Студент, посещая сайт, не отвлекается на разносторонние темы и форумы, которые могут отнимать время и вызывать зависимость.

Для исследования данных теоретических положений и внедрения проекта информационного образовательного портала в целях адаптации студентов нами было организовано анкетирование. Контингент испытуемых составили студенты первых курсов Нижегородского Педагогического университета имени Козьмы Минина, так как именно на данную категорию лиц ориентируется разработка проекта. Тестирование проводилось в октябре 2016 года. В данной статье приведены основные полученные данные, на основе которых можно сделать выводы об использовании информационно-образовательного портала в целях адаптации студентов.

Результаты анкетирования показали: средний возраст опрошенных студентов 17-18 лет, 83% являются иногородними студентами, то есть больше половины опрошенных впервые уехали от родителей и начинают взрослую жизнь. Большинство из них не привыкли решать проблемы самостоятельно, из-за чего и могут возникнуть трудности в адаптации.

Находясь в поиске ответа на какой-либо вопрос, больше половины студентов ответили, что обратились бы за помощью к интернету, на втором месте – к знакомым. 67% ответивших считают, что основным условием адаптации студентов-первокурсников является наличие какого-либо электронного модуля, где можно найти всю информацию. Причиной такого выбора обучающихся, возможно, является, во-первых, удобство портала, позволяющее сократить время на поиски нужной информации, а во-вторых, у многих студентов может присутствовать страх быть отвергнутым новыми знакомыми.

Также стоит отметить, что выбор студентов в пользу электронно-образовательного портала в целях адаптации (61%) объясняется тем, что сеть-Интернет сегодня широко развита и является не только способом нахождения информации, но и средством общения. Большинство пользователей, а точнее 62% опрошенных, находятся постоянно в режиме on-line. Больше шести часов в день 25% опрошенных также проводят в Интернете. Таким образом, для многих студентов намного удобнее получать информацию, общаться, узнавать последние новости через информационную сеть, так как современный мир всегда «на связи».

В сознании людей глобальная сеть-Интернет до сих пор является пространством, где можно развлекаться, работать, читать, но анкетирование показало, что большинство студентов (90%) было бы не против, если на базе образовательного учреждения был бы создан портал, где можно было общаться и получать всю ценную информацию. Студенты выразили интерес и указали, что именно они хотели бы видеть в такой, не совсем еще привычной для нас, информационно-образовательной среде. Все до одного согласились, что основное предназначение данного проекта – учеба. 83% не против заводить знакомства с одногруппниками через данный модуль, 28% были за то, чтобы можно было узнавать новости и информацию о мире в целом.

Одним из важных вопросов в анкетировании был о том, упростит ли информационно-образовательная среда жизнь студентам. 91% опрошенных считают, что данный портал позволит быстрее адаптироваться на новом месте. Данный проект позволит студентам проходить обучение, поддерживать постоянную связь с преподавателями и однокурсниками, общаться, знакомится, делится общими идеями на одном сайте.

Следовательно, обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Электронная среда обладает большими возможностями для социализации и адаптации студентов-первокурсников. Это совокупность всех направлений деятельности человека, позволяющая развиваться студентам в различных сферах жизнедеятельности. Для положительного влияния электронной среды на адаптацию студентов первых курсов она должна быть представлена специализированным ресурсом, в данном случае – это электронно-образовательный портал в виде сайта. Такой портал в первую очередь должен быть ориентирован на студентов и общение между ними. Электронный образовательный портал создается на базе университета, то есть должен объединять студентов только одного высшего учебного заведения. Необходимо, чтобы содержание сайта было насыщенным не только в плане учебы, но также было развито в других различных направлениях, то есть студент мог бы найти в таком портале решение административных вопросов (оформление индивидуального графика обучения, заказ справок), узнать о различных досуговых центрах, познакомиться с однокурсниками, узнать город и так далее. Конечно же, сайт должен содержать в себе всю информацию об университете и иметь форум, где студенты могли бы обращаться за помощью к старшекурсникам. Особое внимание нужно уделить оформлению портала. Он должен «вызывать» у студентов чувство защищенности, где они бы не стеснялись задавать любого рода вопросы.

84% опрошенных студентов-первокурсников готовы использовать электронно-образовательный портал в целях адаптации, знакомства, организации совместных мероприятий и так далее.


Библиографический список
  1. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М., 2015.
  2. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / под общ. ред. А.В. Мудрика. – М., 2014.
  3. Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 221.
  4. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «teddy538»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация