Малое и среднее предпринимательство (МСП) принято воспринимать, как “фактор роста”, но не всегда это является таковым. Во многих случаях государственное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства выгодно и полезно для страны, а в иных случаях бесполезно. Как всем известно, на начальной стадии российских рыночных реформ, из Японии было заимствовано много институтов поддержки малого и среднего бизнеса. Это было связано с тем, что Япония оказывала новой России помощь в вопросе выработки государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса. Малое и среднее предпринимательство считалось панацеей.
Основываясь на практике Японии 1950-80-х гг., в России создавались концепции организации институтов поддержки малого и среднего бизнеса, а так же составлялись первые нормативные акты по малому предпринимательству. Для этого были веские причины. В Японии, после войны, малое и среднее предпринимательство сыграло важную роль в экономике, а в дальнейшем и вовсе оказалось причиной для ускоренного экономического роста. Японское малое и среднее предпринимательство достигло того, что обошло все страны в общей численности занятых в экономике и по доле ВВП.
Японское Правительство возложило много надежд на малое и среднее предпринимательство, надеясь за счет него преодолеть криз в экономике. Но кратковременные периоды экономического роста в Японии сменились спадами. Рост ВВП Японии с 2003 по 2013 г. составлял всего 0,25%. Число закрытых предприятий значительно превышало над числом открытых новых. Потому японскими экспертами малое и среднее предпринимательство во многом рассматривается как груз, неблагоприятно отражающийся на бюджете страны.
Если рассмотреть периоды роста и спада количества субъектов в малом и среднем предпринимательстве, можно увидеть, что в 1970-е годы рост количества субъектов значительно превышал над его спадом. Но уже 1981-1986 гг. эти коэффициенты почти сравнялись между собой, а в дальнейшем и вовсе возобладала тенденция убывания количества субъектов в малом и среднем предпринимательстве. Из этого можно сделать вывод, что широкомасштабный МСП и специально разработанная правительством система не смогли изменить экономику Японии. Не смотря на неудачу и убеждение многих японских специалистов в ненадежности идеи поднятия экономики за счет малого и среднего предпринимательства, в Японии наличествует много заявлением и деклараций от правительства и от руководителей префектур, убежденных в важности малого и среднего предпринимательства для страны и необходимости его государственной поддержки. Но в действительности, начиная с первой половины 1990-х гг., в Японии происходит лишь сокращение поддержки малого и среднего предпринимательства.
За периоды 1990-2007 гг. объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства сократилось на 37,2%, а с 2007 по 2010 гг. еще на 69,0%, в общем за эти два периоды финансирование МСП было урезано на 131,5%. В следующие годы финансирование резко возросло на 90%, что было связано с огромной необходимостью выделения ресурсов на поддержку малого бизнеса, которое оказалось в зоне стихийного бедствия (марта 2011 г.).
В Японии в большей степени сократилась поддержка торговых МСП. Почти в восемь раз за двадцать лет. Так же сократились расходы по статье “финансовая поддержка малого и среднего бизнеса”. С 1990 по 2023 гг. увеличился объем финансирования на создание и развитие нового бизнеса, но по сравнению с 2010 г. объем выделенных средств на данную цель в 2013 г. сократили почти в четыре раза, поскольку данная форма поддержки МСП оказалась недостаточно результативной.
Не смотря на то, что частные кредитно-финансовые институты получают большую долю финансирования МСП, в годы стагнации правительство Японии начало негативно относится присутствию государства на ссудном рынке для МСП. Предложение о распределении государственных средств в пользу поддержки слабых фирм встретила критику предпринимательской общественности.
Решение оказывать поддержку неэффективным фирмам используя для этого государственные средства, стало порождать обвинения в недобросовестной конкуренции. Эта критика и осознание правительством низкой конкурентоспособности многих малых и средних предприятий привели к постепенному сокращению размеров таких программ. Итогом этого стало то, что сумма кредитования МСП уменьшилась на 30%.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в Японии на государственном уровне поддерживают мнение о том, что малое и среднее предпринимательство не всегда является “фактором роста”. Но тем не менее, правительство не отрицает позитивные стороны МПС. Из чего вытекает, что государству страны и администрациям регионов необходимо уметь пользоваться этими позитивными свойства малого и среднего предпринимательства.
Библиографический список
- Васина Н.В. Модернизация системы отбора кадров для сферы малого предпринимательства // Соц.политика и социология. – 2010. – № 10. – С. 119- 124.
- Кулапина Г. Интеллектуальное обслуживание предпринимательства в сфере малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №5. – С. 87-94.
- Сидорчук Р.Р. Маркетинговый аспект формирования оптимального промышленного ассортимента товара для малого бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №1. – С. 23-31.
- Замедлина Е. А. Предпринимательство; Феникс – Москва, 2013. – 256 c.
- Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика; Вузовский учебник, Инфра-М – Москва, 2013. – 352 c.