ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ОПЫТ ЯПОНСКОГО ГОСУДАРСТВА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Хамзатов Висита Ахмадович1, Атамазова Асет Абубакаровна2
1Чеченский государственный университет, доцент кафедры "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
2Чеченский государственный университет, студентка 4 курса

Аннотация
В данной статье рассмотрен опыт Японского государства в области малого и среднего предпринимательства (МСП), а также рассмотрена важность финансирования МСП и проведен тщательный анализ плюсов и минусов развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: кризис, малое и среднее предпринимательство, панацея, финансирование


POSITIVE AND NEGATIVE QUALITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES. THE EXPERIENCE OF THE JAPANESE GOVERNMENT IN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Khamzatov Visita Ahmadovich1, Atamazova Asset Abubakarovna2
1Chechen State University, Associate Professor of "Accounting, analysis and audit"
2Chechen State University, 4th year student

Abstract
This article describes the experience of the Japanese government in the field of small and medium-sized enterprises (SMEs), and considered the importance of SME financing, and a thorough analysis of the pros and cons of small and medium-sized businesses.

Keywords: crisis, finance, panacea, small and medium enterprises


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хамзатов В.А., Атамазова А.А. Положительные и отрицательные качества малого и среднего предпринимательства. Опыт Японского государства в малом и среднем предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74670 (дата обращения: 18.04.2024).

Малое и среднее предпринимательство (МСП) принято воспринимать, как “фактор роста”, но не всегда это является таковым. Во многих случаях государственное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства выгодно и полезно для страны, а в иных случаях бесполезно. Как всем известно, на начальной стадии российских рыночных реформ, из Японии было заимствовано много институтов поддержки малого и среднего бизнеса. Это было связано с тем, что Япония оказывала новой России помощь в вопросе выработки государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса. Малое и среднее предпринимательство считалось панацеей.

Основываясь на практике Японии 1950-80-х гг., в России создавались концепции организации институтов поддержки малого и среднего бизнеса, а так же составлялись первые нормативные акты по малому предпринимательству. Для этого были веские причины. В Японии, после войны, малое и среднее предпринимательство сыграло важную роль в экономике, а в дальнейшем и вовсе оказалось причиной для ускоренного экономического роста. Японское малое и среднее предпринимательство достигло того, что обошло все страны в общей численности занятых в экономике и по доле ВВП.

Японское Правительство возложило много надежд на малое и среднее предпринимательство, надеясь за счет него преодолеть криз в экономике. Но кратковременные периоды экономического роста в Японии сменились спадами. Рост ВВП Японии с 2003 по 2013 г. составлял всего 0,25%. Число закрытых предприятий значительно превышало над числом открытых новых. Потому японскими экспертами малое и среднее предпринимательство во многом рассматривается как груз, неблагоприятно отражающийся на бюджете страны.

Если рассмотреть периоды роста и спада количества субъектов в малом и среднем предпринимательстве, можно увидеть, что в 1970-е годы рост количества субъектов значительно превышал над его спадом. Но уже 1981-1986 гг. эти коэффициенты почти сравнялись между собой, а в дальнейшем и вовсе возобладала тенденция убывания количества субъектов в малом и среднем предпринимательстве. Из этого можно сделать вывод, что широкомасштабный МСП и специально разработанная правительством система не смогли изменить экономику Японии. Не смотря на неудачу и убеждение многих японских специалистов в ненадежности идеи поднятия экономики за счет малого и среднего предпринимательства, в Японии наличествует много заявлением и деклараций от правительства и от руководителей префектур, убежденных в важности малого и среднего предпринимательства для страны и необходимости его государственной поддержки. Но в действительности, начиная с первой половины 1990-х гг., в Японии происходит лишь сокращение поддержки малого и среднего предпринимательства.

За периоды 1990-2007 гг. объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства сократилось на 37,2%, а с 2007 по 2010 гг. еще на 69,0%, в общем за эти два периоды финансирование МСП было урезано на 131,5%. В следующие годы финансирование резко возросло на 90%, что было связано с огромной необходимостью выделения ресурсов на поддержку малого бизнеса, которое оказалось в зоне стихийного бедствия (марта 2011 г.).

В Японии в большей степени сократилась поддержка торговых МСП. Почти в восемь раз за двадцать лет. Так же сократились расходы по статье “финансовая поддержка малого и среднего бизнеса”. С 1990 по 2023 гг. увеличился объем финансирования на создание и развитие нового бизнеса, но по сравнению с 2010 г. объем выделенных средств на данную цель в 2013 г. сократили почти в четыре раза, поскольку данная форма поддержки МСП оказалась недостаточно результативной.

Не смотря на то, что частные кредитно-финансовые институты получают большую долю финансирования МСП, в годы стагнации правительство Японии начало негативно относится присутствию государства на ссудном рынке для МСП. Предложение о распределении государственных средств в пользу поддержки слабых фирм встретила критику предпринимательской общественности.

Решение оказывать поддержку неэффективным фирмам используя для этого государственные средства, стало порождать обвинения в недобросовестной конкуренции. Эта критика и осознание правительством низкой конкурентоспособности многих малых и средних предприятий привели к постепенному сокращению размеров таких программ. Итогом этого стало то, что сумма кредитования МСП уменьшилась на 30%.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в Японии на государственном уровне поддерживают мнение о том, что малое и среднее предпринимательство не всегда является “фактором роста”. Но тем не менее, правительство не отрицает позитивные стороны МПС. Из чего вытекает, что государству страны и администрациям регионов необходимо уметь пользоваться этими позитивными свойства малого и среднего предпринимательства.


Библиографический список
  1. Васина Н.В. Модернизация системы отбора кадров для сферы малого предпринимательства // Соц.политика и социология. – 2010. – № 10. – С. 119- 124.
  2. Кулапина Г. Интеллектуальное обслуживание предпринимательства в сфере малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №5. – С. 87-94.
  3. Сидорчук Р.Р. Маркетинговый аспект формирования оптимального промышленного ассортимента товара для малого бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №1. – С. 23-31.
  4. Замедлина Е. А. Предпринимательство; Феникс – Москва, 2013. – 256 c.
  5. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика; Вузовский учебник, Инфра-М – Москва, 2013. – 352 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Атамазова Асет Абубакаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация