В настоящее время угрозы и опасности социального характера, такие как экстремизм и терроризм, локальные и региональные вооружённые конфликты, сектантство, лудомания, характеризуются беспрецедентным ростом. Данное обстоятельство, выступающее в качестве социального заказа системе общего образования, нашло отражение в нормативных документах – Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования. Всё выше сказанное обусловило необходимость усиления внимания к процессу формирования культурной личности безопасного типа поведения (Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, С.В. Петров, В.О. Сапронов, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, О.М. Филатова). Анализ методических работ, программ и школьных учебников показал, что содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности», охватывающие вопросы социальных угроз и опасностей не в полной мере изучается школьниками [6].
Таким образом, в современной педагогической науке сложилось противоречие между необходимостью обеспечения безопасности обучающихся в социальной среде, характеризующейся разномасштабными и разнообразными проявлениями угроз и опасностей и недостаточным уровнем освещенности данного содержания в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Исходя из выше сказанного, цель нашего исследования состояла в разработке системы изучения обучающимися опасностей социального характера на основе технологии модульного обучения.
Рассмотрение научно-теоретических основ современных социальных опасностей позволило установить неоднозначность подходов к определениям понятий «социальная опасность», «социальная безопасность», которые нашли отражение в трудах А.Г. Арбатова, О.А. Белькова, В.И. Голубева, Р. Ильмана, В.И. Митрохина, О.А. Новикова, А. Робертса, В.В. Серебрянникова, А.Д. Урсула, Р. Д. Фишера, А.Н. Хлопьева, Е.И. Шапошникова и других.
В качестве психолого-педагогических оснований изучения в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности нами определена технология модульного обучения, представляющаяся нам наиболее адекватной при разработке методической системы и авторской методики. В процессе работы нами были проанализированы различные подходы к определению понятия «модуль», рассмотрена структура модуля, основные характеристики технологии модульного обучения, в разработку которой значительный вклад внесли П.А. Юцявичене, И.Д. Зверев, Е.В. Сковин, В.В. Карпов, М.А. Чошанов, Ю.Ф. Тимофеева, Т.Н. Шамова и другие [7].
Анализ методических исследований позволил установить подходы отдельных авторов и педагогических коллективов на проблемы изучения опасных ситуаций социального характера и применения в образовательной практике технологии модульного обучения при формировании культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся. Наиболее системно методические аспекты изучения опасностей социального характера раскрыты В.М. Губановым, Л.А. Михайловым, В.П. Соломиным. Ими определен тезаурус данного раздела курса основ безопасности жизнедеятельности, ключевыми понятиями которого выступают «опасность», «безопасность», «социальные опасности», «чрезвычайные ситуации социального характера». Авторами обоснованы статические и динамические аспекты механизмов развития социальных опасностей. Подробно раскрыта типология опасностей социального характера с использованием различных признаков и оснований.
В работе М.А. Картавых, Е.Л. Агеевой, И.В. Прохоровой раскрыты методические особенности изучения социальных опасностей с использованием электронной образовательной среды [3].
В различных вариантах опасные и чрезвычайные ситуации социального характера представлены в школьных учебниках основ безопасности жизнедеятельности (9 класс).
Так, авторский коллектив под руководством А.Т. Смирнова делает акцент на проблемах антитеррористической защищённости и наркомании, рассматривая их разрозненно в течение учебного года, оставляя все остальные социально-проблемные зоны вне поля зрения обучающихся.
С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков предлагают обучающимся заострить внимание на таких актуальных социально-опасных проблемах, как: преступление, его виды и категории; мошенничество.
Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова раскрывают особенности безопасного поведения при террористических акциях, в различного рода криминогенных ситуациях, дают ряд рекомендаций, чтобы не стать жертвой сект.
В этой связи нами предлагается расширение содержательного контента курса основ безопасности жизнедеятельности 9 класса. В качестве методики мы рассматриваем необходимость внедрения технологии модульного обучения, которая предоставляет возможность концентрации и генерации учебного содержания в крупных информационных блоках. Для реализации обозначенной задачи нами сконструирована система изучения социальных опасностей в курсе основ безопасности жизнедеятельности основной школы на основе технологии модульного обучения, которая проектировалась на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом.
Теоретико-методологический уровень системы представлен основополагающими идеями, подходами, принципами и функциями, которые составляют фундаментальные основания.
Методический уровень системы изучения опасностей социального характера образован единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и рефлексивно-оценочного компонентов. Целевой компонент предполагает развитие культурной личности безопасного типа поведения. Содержательный компонент интегрирует три образовательных модуля, связанных с изучением социальных опасностей в курсе основ безопасности жизнедеятельности. Процессуальный компонент отражает особенности структуры модуля и предполагает, с одной стороны, вариативность в последовательности изучения содержательных блоков, с другой стороны, чёткую последовательность изучения учебных элементов внутри них с обязательным целеполаганием – УЭ0, рефлексией, контролем и оцениванием – УЭn. Технологический компонент отражает особенности модульного обучения, подразумевающий приоритет самостоятельной деятельности обучающихся, управленческую роль учителя, разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент эквивалентен заключительному учебному элементу модуля и предполагает рефлексию, контроль и оценку деятельности.
В процессе исследования были разработаны технологические карты уроков для трёх модулей: «Террористические опасности», «Криминогенные опасности», «Профилактика зависимых состояний (аддикций)».
Эффективность разработанной системы изучения социальных опасностей обучающихся основной школы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» экспериментально апробировалась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 129» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, результаты чего показали эффективность выбранной методики.
Библиографический список
- Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2008. – 135 с.
- Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 208 с.
- Картавых М.А. Изучение будущими учителями безопасности жизнедеятельности социальных опасностей с использованием ресурсов электронной образовательной среды / М.А. Картавых, Е.Л. Агеева, И.В. Прохорова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21978 (дата обращения: 22.11.2016).
- Картавых М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, Е.Л. Агеева, М.А. Веряскина // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf
- Картавых М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1; URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/obrazovanie-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelno
- Картавых М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова, Е.Л. Агеева. – НГПУ: Мининский университет, 2015.
- Кротова Е.А. Организация изучения студентами проблем экологической безопасности на основе проектной технологии / Е.А. Кротова, М.А. Веряскина // Наука и мир, 2015. № 6(22), Т. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://scienceph.ru/d/413259/d/scienceandworldno6(22)junevol.ii.pdf
- Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Общественная безопасность // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 137-142.