Психологические особенности детей с нарушениями зрения заключаются в том, что они фиксированы на своем недостатке – зрительном дефекте. Этот фактор является значимым для дальнейшего формирования их самосознания и психического развития в целом. Поэтому проблема исследования и формирования адекватной самооценки через принятия слабовидящими и незрячими детьми младшего школьного возраста своего зрительного недостатка является актуальной.
В тифлопсихологии имеются результаты исследований по проблеме отношения людей со зрительными нарушениями к своему дефекту (Г.А. Буткина, В.Г. Гудонис, Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, А.Н. Шимгаева и н. др.). Установленo, что до 4-5 ребенок не осознает своего зрительного дефекта [3]. В дальнейшем в процессе взросления причинами неадекватного самовосприятия может стать реакция личности на хроническую психологическую ситуацию, которая обусловлена oсознанием своей неполноценности, несостоятельности, ограничением возможностей контактов вследствие социальной изоляции [1; 2; 4].
Целью проведенного нами исследования являлось определение связи между развитием самооценки, психологическим отношением ребенка к своему зрительному дефекту и личностной тревожностью, а также оказание психологической помощи по формированию адекватной самооценки и снижению тревожности через принятия детьми младшего школьного возраста своего зрительного недостатка в условиях школы – интерната. Гипотеза исследования: самооценка младших школьников характеризуется своеобразием развития, что проявляется в ее неадекватности, и связана с особенностями осознания детьми своего зрительного дефекта. Дети с неадекватно завышенной самооценкой не осознают свой зрительный дефект, и соответственно не испытывают выраженной тревоги. Дети с низкой самооценкой осознают свой зрительный дефект, который порождает чувство тревоги. Использовались следующие методики: методика «Лесенка» (составитель В.Г. Щур); методика определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн; методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой); проективная методика «Я в настоящем, прошлом и будущем», разработанная
на основе методики половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской; Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен., проективная методика «Выбери нужное лицо» Для проверки достоверности полученных данных использовались методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В результате измерения общего показателя самооценки были получены следующие данные (рис. 1).
Рис.1. – Результаты исследования общей самооценки младших школьников с нарушениями зрения.
50% учащихся имеют завышенную самооценку, 17% адекватную и 33% низкую самооценку. Затем исследовался когнитивный компонент самооценки. Дети с завышенной самооценкой менее критичны к себе и своему состоянию, характеризуются личностной незрелостью, ограниченным кругом знаний о самих себе. Дети с адекватной самооценкой характеризуются личностной зрелостью, способны оценить свое состояние на данный момент. Дети с низкой самооценкой отличаются повышенной требовательностью к самим себе и неуверенностью в своих силах и возможностях. Исследование эмоционального компонента самооценки показало, что дети с завышенной самооценкой имеют дефицит знаний о нравственных категориях, слабое представление о собственных личностных качествах. Эти школьники менее критичны к особенностям своей личности. Дети с адекватной самооценкой имеют знания о нравственных категориях, четкое представление о положительных и отрицательных сторонах своей личности. Дети с низкой самооценкой имеют знания о нравственных категориях, но проявляют повышенную критичность к себе. Школьники фиксированы на недостатках собственной личности.
Изучение самооценки во времени, настоящем, прошлом и будущем, показало следующие результаты (рис.2).
Рис.2. Результаты исследования осознания детьми своего зрительного дефекта в трех временных категориях.
В настоящем – 90% детей осознают свой зрительный дефект и 10% не осознают. В прошлом – 83% осознают и 17% не осознают. В будущем – 87% не осознает своего дефекта и 13% детей считают, что их зрение либо не изменится, либо станет хуже.
Далее исследовалась тревожность школьников. Данные приведены на рис. 3.
Рис.3. Результаты исследования личностной тревожности младших школьников с нарушениями зрения.
Результаты показали, что 27% школьников имеют высокий уровень тревожности и 73% – средний.
Полученные результаты подтверждены нами в результате проверки с помощью непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена. С вероятностью 99% выявлена обратная корреляционная связь между уровнем тревожности и самооценкой слепых и слабовидящих младших школьников (r=-0.8).
Нами была разработана и апробирована развивающая программа, целью которой была коррекция самооценки младших школьников с нарушениями зрения через принятия своего дефекта и самого себя, а также снижение тревожности. В ней участвовали 6 младших школьников с нарушениями зрения. Программа включала три блока: 1 блок – организационный, состоящий из занятий, направленных на объединение учащихся, на создание комфортной и безопасной атмосферы. 2 блок – коррекционно-развивающий, состоящий из 8 занятий, направленных оптимизацию самооценки, предупреждение эмоциональных нарушений. 3 блок – контрольный, на котором осуществлялись контрольные срезы измерения самооценки и тревожности с целью проверки эффективности проведенной работы.
Результаты контрольного эксперимента по итогам осуществления программы показали, что у большинства школьников со зрительной патологией (83%) самооценка повысилась до нормальных показателей и лишь у 17% она не изменилась, осталась низкой. У 83% младших школьников также снизилась тревожность. Полученные положительные результаты были подтверждены показателями математической статистики: по Т-критерию Вилкоксона. С вероятностью 95 % самооценка младших школьников нормализовалась и снизилась тревожность в результате коррекционно-развивающих занятий.
Т.о. по данным нашего исследования можно сделать следующие выводы.
1) Большинство слабовидящих и незрячих школьников (83 %) имеют неадекватную (либо завышенную, либо заниженную) самооценку.
2) Дети с высокой самооценкой не осознают своего дефекта и не испытывают тревоги; дети с низкой самооценкой переживают по поводу своего зрительного дефекта и испытывают интенсивную неконтролируемую тревогу, так как они не принимают данного нарушения, а, следовательно, и самих себя в целом; дети с адекватной самооценкой реалистично относятся к себе и к своему недостатку.
3) Была разработана и апробирована развивающая программа, целью которой была коррекция самооценки младших школьников с нарушениями зрения через осознанное принятия своего дефекта и самого себя, а также снижение тревожности.
4) Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проведенной коррекционной работы: школьники стали более осознанно и адекватно относится к себе и своему дефекту, развили уверенность, что позволило им активно вступать в межличностные отношения, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Библиографический список
- Белякова Е.Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида. – Тюмень, 1996. – 420 с.
- Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья// Современная педагогика. – 2012. – № 1. С 44 – 48.
- Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. – – 2000. – № 4. С.3-8.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М., 2008. – 145с.