Введение
Проблема общения родителей с младшим школьником в аспекте взаимосвязи социально-личностного развития ребенка и стиля родительского общения рассмотрена недостаточно широко и требует дальнейшего изучения [1], [3], [4]. Проблема оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника также остро стоит в образовании [2]. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории развития и формирования личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин и др.); исследования становления образа «Я» ребенка (М.В. Корепанова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, И.И. Чеснокова и др.); понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности ребенка (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн и др.).
Цель
Цель нашего исследования – изучить влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что стиль родительского общения взаимосвязан с социально-личностным развитием младшего школьника. Данная связь выражается в том, что при определенных стилях родительского воспитания у ребенка развиваются такие социально-личностные особенности как тревожность, отклонения в поведении, трудности в социализации, при этом сила проявления этих особенностей будет зависеть от состава семьи, и в неполной семье они будут выражены больше.
Методики исследования: «Волшебный мир» ( Л.Д. Столяренко); «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений» (О.В. Суворова) [3], [5]; методика «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль).
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей.
Результаты исследования и их обсуждение
Первой проводилась методика «Волшебный мир». Данная методика позволила, прежде всего, изучить преобладающую направленность поведения и, соответственно, преобладающий тип направленности поведения ребенка – просоциальный и эгоистический. Изучалиcь типы поведения младших школьников из полных и неполных семей
В группе детей из неполных семей эгоистичное поведение наблюдается чаще – оно выявлено у 36% (5 человек), тогда как в группе детей из полных семей детей с таким поведением только 13% (2 человек) (p<0,05). Таким образом, можно заключить, что для большинства детей младшего школьного возраста обеих групп характерно просоциальное поведение, но при этом в неполных семьях больше детей с эгоистическим типом поведения, что связано с особенностями родительского общения в таких семьях.
Далее мы изучали широту контактов младших школьников из полных и неполных семей. Дети из полных семей обозначают в речи широту контактов следующим образом: упоминают сверстников, педагогов, родителей, родственников, соседей 100% (16 человек), в то время как у 71 % (10 человек) детей из неполных контакты широкие, а у 29 % (4 человек) детей преобладают узкие социальные контакты. Следовательно, можно заключить, что дети из неполных семей испытывают проблемы в социализации и коммуникативном взаимодействии, что может быть связано с особенностями родительского общения в таких семьях. В том числе это связано и с отсутствием примера всех социальных ролей в семье, чаще всего, отсутствия отца. Особенно это важно для мальчиков, так как отсутствие отца приводит к неумению вести себя по мужскому типу, в связи с чем он не может правильно выстраивать отношения со сверстниками.
В целом анализ отношений детей по методике «Волшебный мир» показала, что для детей младшего школьного возраста характерно просоциальное поведение, контакты с взрослыми и сверстниками широкие. Вместе с тем, для детей из неполных семей более характерно эгоистическое поведение с их контакты более узкие. Все это говорит о личностной незрелости, связанной с проблемой воспитания детей в неполных семьях.
Далее мы исследовали межличностные отношения младших школьников (см. таблицу 1).
Таблица 1. Отношение детей к значимым другим (методика Р.Жиля)
Отношение к матери |
Отношение к отцу |
Отношение к другим родственникам |
Отношение к братьям и сестрам |
Отношение к друзьям |
Отношение к воспитателю |
Стремление к общению |
Стремление к доминированию |
Конфликтность |
Реакция на фрустацию |
Стремление к уединению |
|
Полные семьи
(средний балл) |
10,1 |
6,1 |
3,1 |
4,1 |
2,9 |
3,7 |
2,8 |
2,3 |
2,9 |
1,6 |
3,4 |
Неполные семьи
(средний балл) |
9,5 |
5,0 |
3,0 |
5,0 |
2,8 |
4,2 |
2,6 |
2,4 |
2,8 |
2,3 |
3,4 |
Из таблицы 1 видно, что наибольшие различия наблюдаются в реакции на фрустрацию – в неполных семьях она выше, в отношении к учителю и к братьям и сестрам – в неполных семьях оно более позитивное, и в отношении родителям – в неполных семьях они несколько хуже. Это говорит о том, что при негативном психическом состоянии, которое возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, у детей из неполных семей наблюдаются, грубое обращение, агрессия. То, что в неполных семьях лучше отношения с братьями и сестрами и с учителем говорит о том, что в связи с проблемными отношениями с родителями они удовлетворяют потребность в общении с другими близкими им родственниками, а в учителе видят тот авторитет, которого не хватает в родителях.
Далее проводился опросник «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений». В полных семьях субъектно-ориентированное наблюдается чаще, чем в неполных. Субъектно ориентированное общение используют 56% родителей из полных семей, в неполных семьях преобладает объектно-ориентированное общение – в 79% и только у 21% родителей наблюдается субъектно-ориентированное общение. Из этого следует, что в полных семьях более развито личностно-ориентированное взаимодействие родителей с ребенком, что стимулирует развитие субъектных характеристик его личности (p<0,05). В полных семьях родители с большим уважением относятся к личности ребенка, что способствует максимальной актуализации субъектного опыта ребенка. В неполных семьях довольно часто родители больше относятся к ребенку как к объекту, предъявляя определенные требования, при невыполнении которых ребенка воспринимают как не соответствующего ожиданиям. При таком отношении социально-личностное развитие младшего школьника не реализует все возрастные возможности. Следовательно, данная методика показывает, что существуют существенные различия в типе родительского отношения в полных и неполных семьях (p<0,05).
Выводы
Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу: стиль родительского общения взаимосвязан с социально-личностным развитием младшего школьника в полных и неполных семьях. Данная связь выражается в том, что при определенных стилях родительского воспитания у ребенка развиваются такие социально-личностные особенности как тревожность, отклонения в поведении, трудности в социализации, при этом сила проявления этих особенностей будет зависеть от состава семьи, и в неполной семье они будут выражены больше.
Библиографический список
- Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б./ .Мининский университет. Нижний Новгород, 2012.
- Суворова О.В., Пец О.И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 241-243.
- Суворова, О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Диссертация … доктора психологических наук: 19.00.07 / Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2012.
- Суворова, О.В. Семейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты. Монография. Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования “Нижегородский гос. пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2011.
- Суворова, О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 37-40.