ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Еремкина Юлия Васильевна1, Шибилева Ольга Викторовна2
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, студентка 3 курса экономического факультета, направления подготовки «Экономика»
2Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается понятие предпринимательства, его становление и развитие, анализируются отличительные черты предпринимательской деятельности, а также проблемы и трудности в сфере малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, программы поддержки предпринимательства, развитие предпринимательства, среднее предпринимательство


ENTREPRENEURSHIP: FORMATION AND DEVELOPMENT

Eremkina Yulia Vasilievna1, Shibileva Olga Viktorovna2
1National Research Ogarev Mordovia State University, Student of the Faculty of Economic
2National Research Ogarev Mordovia State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Abstract
The article describes the concept of business, its formation and development, the distinctive features of business, problems and challenges in the field of small and medium businesses are analyzed.

Keywords: business activity, Business Support Program, development of business, medium business, small business


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Еремкина Ю.В., Шибилева О.В. Предпринимательство: становление и развитие // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74480 (дата обращения: 18.04.2024).

Для увеличения эффективности производства, наполнения рынка нужными товарами и услугами, а также повышения уровня жизни, огромную роль в развитие рыночной экономики играет предпринимательство, которое обеспечивает мобильность.

Что же понимается под «предпринимательством»?  Исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными,  трактуют множество определений данного понятия. Обозначим некоторых, так, профессор Гарвардского университета Говард Х. Стивенсон отмечал: «Предпринимательство – это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем» [2]. Российские исследователи разъясняю иначе: «Предпринимательство – важнейший элемент современной рыночной экономики» [1]. В Энциклопедическом словаре определяется: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [3].

На наш взгляд предпринимательство – это вид экономической деятельности, осуществляемый физическими или юридическими лицами, который  направлен на извлечение прибыли (дохода), а также на удовлетворение потребителей товарами или оказываемыми услугами.

Охарактеризуем исторический аспект развития предпринимательства в Российской Федерации, которое берёт начало с Киевской Руси и продолжалось до 1917 года. Если рассматривать малое предпринимательство, то оно велось в торговой форме в виде промыслов. Причинами, которые тормозили развитие экономических отношений от экономик стран Европы, являлись крепостное право и ретроградность.

Во время правления Петра I в стране начинают появляться отрасли материального производства. В 1861 году, после отмены крепостного права популизируется железнодорожное строительство, преобразуется сфера тяжелой промышленности, чему во многом содействует иностранный капитал и активизируется акционерная деятельность. Кроме того, меняется кредитно-финансовая сфера, которая предопределила новую вспышку развития предпринимательской деятельности, о чём свидетельствует активное развитие акционерной деятельности. В конце 19 века полностью формируется индустриальная база.

Однако после 1917 года предпринимательская деятельность прекращает своё развитие. Фактически возникает отказ от рыночных отношений и переход к командному типу экономики.

Развитие современного предпринимательства зарождается в 1985-1989 гг. Принимаются такие нормативные документы, такие как:

а) Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., призванный поставить под контроль государственных органов, развивавший в стране «подпольный» частный бизнес. Данный закон утратил свою силу в связи с введением в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1 [6];

б) Закон «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI, благодаря которому на начало 1991 года насчитывалось около 245 тысяч кооперативов;

в) Закон «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года определял экономические, правовые основы хозяйственной деятельности. Он утратил свою силу с принятием вышеперечисленного закона №445-1.

С 1990 по 1992 годы начинается стремительное развития предпринимательства. В данный период формируются крупные коммерческие банковские структуры.

С 1992 года происходит осуществление перехода к рыночной экономике, и этот год характеризовался наиболее высокими темпами роста числа малых предприятий, начиная с середины 1980-х годов. После 1992 года возникает массовая приватизация государственных предприятий. В настоящее время наблюдается довольно медленное развитие малого предпринимательства в нашей стране.

Таким образом, задача развития предпринимательства является одной из важнейших, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации.

Предпринимательство имеет отличительные черты, согласно которым можно определить его в самостоятельный фактор производства:

– это индивидуальная (самостоятельная) деятельность, направленная на объединение факторов производства и координирования их использования с целью получения прибыли за счет изготовления необходимых благ;

– люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут собирать и применять информацию для достижения нужных результатов и поставленных задач;

– предпринимательство, безусловно, связано с рисками потерь своих вложений, не окупаемостью своей деятельности.

Как известно, предпринимательская деятельность в Российской Федерации сформировалась вследствие преобразования командной системы экономики. В результате этого её развитие в нашей стране обусловлено определенными проблемами и трудностями, среди которых выделяют следующие:

– медленное и непланомерное формирование законодательной базы предпринимательской деятельности, которая характеризуется противоречивостью и отсутствием некоторой стабильности;

– низкоэффективная система исполнения законов, главным образом, в сфере защиты прав собственности, что, в свою очередь, тормозит развитие предпринимательской деятельности;

– большое налоговое бремя также замедляет развитие предпринимательства.

Ключевая цель предпринимательской деятельности – это открытие новых возможностей по удовлетворению тех потребностей, которые уже есть на рынке, и создание новых. Главный успех в бизнесе зависит не только от того, что из себя представляет продукция по мнению самой компании, но и от того, чем же является товар или услуга для самого покупателя и какую ценность они для него представляют. В этом определяется главная суть бизнеса, его направленность и успех [4].

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. сформулированы ключевые направления поддержки малого и среднего предпринимательства. [5] В данном Законе определяются главные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Выделим следующие цели:

– развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в российской экономике;

– обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок и рынки иностранных государств;

– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение занятости населения и развитии самозанятости;

– увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

– увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов [5].

Среди ключевых принципов Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделяют:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между различными уровнями власти;

2) ответственность всех уровней власти за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления [5].

Для стимулирования развития предпринимательства в Российской Федерации разработаны ряд законодательных программ.

Правительство Российской Федерации утвердило 2 июня 2016 г. №1083-р стратегию развития  малого  и  среднего  предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Данная стратегия является основой для разработки и реализации государственных  программ  Российской  Федерации,  государственных программ  субъектов  Российской  Федерации.

В 2015 году сформирован государственный институт развития малого и среднего бизнеса – акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Профильная корпорация осуществляет работу по 3 ключевым направлениям:

- расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам;

- гарантийно-кредитная поддержка;

- формирование бизнес-инкубаторов.

Согласно принятого Федерального закона № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2015 года Федеральной налоговой службой формируется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором находятся сведения о категории субъекта малого и среднего предпринимательства и о разновидностях деятельности, производимой продукции, действующих лицензиях.

Необходимо отметить также, что в целях совершенствования технологии и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг) малые и средние предприятия проявляют инновационную деятельность, которая предполагает целый комплекс мероприятий, направленных на коммерциализацию инноваций, что позволяет привлечь инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшеств.

В настоящее время для развития предпринимательства осуществляется государственная поддержка по программе «Начинающий предприниматель», оказывающая содействие по вопросам организации и ведения собственного дела.

Для стимулирования кредитовая, субъектам предпринимательства оказывается гарантированная поддержка, организация финансовой поддержки, включая развитие лизинговых и факторинговых операций, разработку механизмов рефинансирования долговых обязательств субъектов МСП. [7]

Таким образом, развитие и господдержка предпринимательства являются ключевыми направлениями экономического роста при содействии со стороны государства на федеральном и региональном уровнях, что обеспечит образование конкурентной среды, увеличение платежеспособного спроса, внесение существенного вклада в увеличение бюджетов различных уровней и соответственно собственному пути развития.


Библиографический список
  1. Кузнецова А. Ю., Девятаева Н. В. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 175-177.
  2. Кийосаки Р.Т. Прежде чем начать свой бизнес / Р. Т. Кийосаки, Ш. Л. Лектер; пер. с англ. Л. А. Бабук. — Мн.: «Попурри», 2006. — 512 с.
  3. Энциклопедический словарь предпринимателя. / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – Спб.: «Алга-фонд», «АЯКС», 1992. – С. 137-138.
  4. Шибилева О.В., Лопухова М.А. Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. – № 11-1 (64-1) – Москва, 2015. – с. 1113-1115.
  5. Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.// СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  6. Федеральный закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=324 (Дата обращения – 27.10.2016)
  7. Концова И.М., Шибилева О.В. Информационные технологии в обучении финансовой грамотности начинающего предпринимателя//Финансовая и правовая грамотность – основа успеха: Издательство Мордовского университета. – Саранск, 2016. – с. 287-294.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Еремкина Юлия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация