Для увеличения эффективности производства, наполнения рынка нужными товарами и услугами, а также повышения уровня жизни, огромную роль в развитие рыночной экономики играет предпринимательство, которое обеспечивает мобильность.
Что же понимается под «предпринимательством»? Исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными, трактуют множество определений данного понятия. Обозначим некоторых, так, профессор Гарвардского университета Говард Х. Стивенсон отмечал: «Предпринимательство – это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем» [2]. Российские исследователи разъясняю иначе: «Предпринимательство – важнейший элемент современной рыночной экономики» [1]. В Энциклопедическом словаре определяется: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [3].
На наш взгляд предпринимательство – это вид экономической деятельности, осуществляемый физическими или юридическими лицами, который направлен на извлечение прибыли (дохода), а также на удовлетворение потребителей товарами или оказываемыми услугами.
Охарактеризуем исторический аспект развития предпринимательства в Российской Федерации, которое берёт начало с Киевской Руси и продолжалось до 1917 года. Если рассматривать малое предпринимательство, то оно велось в торговой форме в виде промыслов. Причинами, которые тормозили развитие экономических отношений от экономик стран Европы, являлись крепостное право и ретроградность.
Во время правления Петра I в стране начинают появляться отрасли материального производства. В 1861 году, после отмены крепостного права популизируется железнодорожное строительство, преобразуется сфера тяжелой промышленности, чему во многом содействует иностранный капитал и активизируется акционерная деятельность. Кроме того, меняется кредитно-финансовая сфера, которая предопределила новую вспышку развития предпринимательской деятельности, о чём свидетельствует активное развитие акционерной деятельности. В конце 19 века полностью формируется индустриальная база.
Однако после 1917 года предпринимательская деятельность прекращает своё развитие. Фактически возникает отказ от рыночных отношений и переход к командному типу экономики.
Развитие современного предпринимательства зарождается в 1985-1989 гг. Принимаются такие нормативные документы, такие как:
а) Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., призванный поставить под контроль государственных органов, развивавший в стране «подпольный» частный бизнес. Данный закон утратил свою силу в связи с введением в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1 [6];
б) Закон «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI, благодаря которому на начало 1991 года насчитывалось около 245 тысяч кооперативов;
в) Закон «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года определял экономические, правовые основы хозяйственной деятельности. Он утратил свою силу с принятием вышеперечисленного закона №445-1.
С 1990 по 1992 годы начинается стремительное развития предпринимательства. В данный период формируются крупные коммерческие банковские структуры.
С 1992 года происходит осуществление перехода к рыночной экономике, и этот год характеризовался наиболее высокими темпами роста числа малых предприятий, начиная с середины 1980-х годов. После 1992 года возникает массовая приватизация государственных предприятий. В настоящее время наблюдается довольно медленное развитие малого предпринимательства в нашей стране.
Таким образом, задача развития предпринимательства является одной из важнейших, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации.
Предпринимательство имеет отличительные черты, согласно которым можно определить его в самостоятельный фактор производства:
– это индивидуальная (самостоятельная) деятельность, направленная на объединение факторов производства и координирования их использования с целью получения прибыли за счет изготовления необходимых благ;
– люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут собирать и применять информацию для достижения нужных результатов и поставленных задач;
– предпринимательство, безусловно, связано с рисками потерь своих вложений, не окупаемостью своей деятельности.
Как известно, предпринимательская деятельность в Российской Федерации сформировалась вследствие преобразования командной системы экономики. В результате этого её развитие в нашей стране обусловлено определенными проблемами и трудностями, среди которых выделяют следующие:
– медленное и непланомерное формирование законодательной базы предпринимательской деятельности, которая характеризуется противоречивостью и отсутствием некоторой стабильности;
– низкоэффективная система исполнения законов, главным образом, в сфере защиты прав собственности, что, в свою очередь, тормозит развитие предпринимательской деятельности;
– большое налоговое бремя также замедляет развитие предпринимательства.
Ключевая цель предпринимательской деятельности – это открытие новых возможностей по удовлетворению тех потребностей, которые уже есть на рынке, и создание новых. Главный успех в бизнесе зависит не только от того, что из себя представляет продукция по мнению самой компании, но и от того, чем же является товар или услуга для самого покупателя и какую ценность они для него представляют. В этом определяется главная суть бизнеса, его направленность и успех [4].
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. сформулированы ключевые направления поддержки малого и среднего предпринимательства. [5] В данном Законе определяются главные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Выделим следующие цели:
– развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в российской экономике;
– обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
– обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
– оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок и рынки иностранных государств;
– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
– обеспечение занятости населения и развитии самозанятости;
– увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
– увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов [5].
Среди ключевых принципов Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделяют:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между различными уровнями власти;
2) ответственность всех уровней власти за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления [5].
Для стимулирования развития предпринимательства в Российской Федерации разработаны ряд законодательных программ.
Правительство Российской Федерации утвердило 2 июня 2016 г. №1083-р стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Данная стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации.
В 2015 году сформирован государственный институт развития малого и среднего бизнеса – акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Профильная корпорация осуществляет работу по 3 ключевым направлениям:
- расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам;
- гарантийно-кредитная поддержка;
- формирование бизнес-инкубаторов.
Согласно принятого Федерального закона № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2015 года Федеральной налоговой службой формируется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором находятся сведения о категории субъекта малого и среднего предпринимательства и о разновидностях деятельности, производимой продукции, действующих лицензиях.
Необходимо отметить также, что в целях совершенствования технологии и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг) малые и средние предприятия проявляют инновационную деятельность, которая предполагает целый комплекс мероприятий, направленных на коммерциализацию инноваций, что позволяет привлечь инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшеств.
В настоящее время для развития предпринимательства осуществляется государственная поддержка по программе «Начинающий предприниматель», оказывающая содействие по вопросам организации и ведения собственного дела.
Для стимулирования кредитовая, субъектам предпринимательства оказывается гарантированная поддержка, организация финансовой поддержки, включая развитие лизинговых и факторинговых операций, разработку механизмов рефинансирования долговых обязательств субъектов МСП. [7]
Таким образом, развитие и господдержка предпринимательства являются ключевыми направлениями экономического роста при содействии со стороны государства на федеральном и региональном уровнях, что обеспечит образование конкурентной среды, увеличение платежеспособного спроса, внесение существенного вклада в увеличение бюджетов различных уровней и соответственно собственному пути развития.
Библиографический список
- Кузнецова А. Ю., Девятаева Н. В. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 175-177.
- Кийосаки Р.Т. Прежде чем начать свой бизнес / Р. Т. Кийосаки, Ш. Л. Лектер; пер. с англ. Л. А. Бабук. — Мн.: «Попурри», 2006. — 512 с.
- Энциклопедический словарь предпринимателя. / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – Спб.: «Алга-фонд», «АЯКС», 1992. – С. 137-138.
- Шибилева О.В., Лопухова М.А. Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. – № 11-1 (64-1) – Москва, 2015. – с. 1113-1115.
- Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.// СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Федеральный закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=324 (Дата обращения – 27.10.2016)
- Концова И.М., Шибилева О.В. Информационные технологии в обучении финансовой грамотности начинающего предпринимателя//Финансовая и правовая грамотность – основа успеха: Издательство Мордовского университета. – Саранск, 2016. – с. 287-294.