Сельское хозяйство – стратегически важный сектор российской экономики. Однако его реальное состояние является во многом неудовлетворительным. Следовательно, поиск приемлемых моделей устойчивого развития отрасли сельского хозяйства – первоочередная задача, как для государства, так и для отечественных хозяйствующих субъектов.
Оптимизация развития аграрного сектора экономики связана с ликвидацией (минимизацией) трех главных современных проблем. К их числу относятся:
1. Ценовой диспаритет на сельскохозяйственную продукцию.
2. Государственное недофинансирование отрасли сельского хозяйства.
3. Дефицит инновационных методов и технологий развития агарного сектора.
Решающую роль в преодолении указанных проблем играет государство (общепризнанная аксиома). Мировой опыт доказывает: даже при наличии благоприятных природно-климатических условий сельское хозяйство способно функционировать стабильно и прибыльно при значительной государственной поддержке. Так, государственные субсидии в доходах зарубежных фермеров составляют: в Финляндии – около 70 %, Норвегии — 75-77 %, Швеции – около 60 %, Японии – 65-66% [1, с. 110].
В России данный показатель существенно ниже: в 2013-2015 гг. он варьировал от 8,24 до 9,8 %. В таблице 1 отражено соотношение некоторых финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и размеров их финансирования со стороны государства [2].
Таблица 1 – Соотношение финансовых показателей отрасли сельского хозяйства и ее государственного финансирования
Показатели |
Годы |
Отклонение 2015 г. (+/-) от |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 г. |
2014 г. |
|
1. ВВП, млрд. руб. |
55967,20 |
62176,50 |
66190,10 |
+10222,90 |
+4013,60 |
2. Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. |
3261,70 |
3339,20 |
3687,10 |
+425,40 |
+347,90 |
3. Удельный вес продукции сельского хозяйства в ВВП, % |
5,83 |
5,37 |
5,57 |
-0,26 |
+0,20 |
4. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) аграрных формирований, млн. руб. |
94809,00 |
108931,00 |
51637,00 |
-43172,00 |
-57294,00 |
5. Сумма убытка аграрных формирований, млн. руб. |
41918,00 |
52447,00 |
85776,00 |
+43858,00 |
+33329,00 |
6. Удельный вес убыточных аграрных формирований от общего их числа, % |
24,60 |
29,00 |
30,40 |
+5,80 |
+1,40 |
7. Расходы консолидирован-ного бюджета на сельское хозяйство, млрд. руб. |
268,70 |
276,50 |
361,30 |
+92,60 |
+84,80 |
8. Темп прироста государственного финансирования отрасли сельского хозяйства, % |
2,44 |
2,90 |
30,67 |
+28,23 |
+27,77 |
9. Отношение убытка аграрных формирований к расходам консолидирован-ного бюджета на сельское хозяйство, % |
15,60 |
18,97 |
23,74 |
+8,14 |
+4,77 |
10. Удельный вес государственного финансирования в стоимости продукции сельского хозяйства, % |
8,24 |
8,28 |
9,80 |
+1,56 |
+1,52 |
Анализ представленной информации подтверждает факт недофинансирования аграрного сектора экономики России. Как следствие:
- удельный вес продукции сельского хозяйства в ВВП – не высок: в 2013-2015 гг. – 5,37-5,83 %;
- удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций ежегодно увеличивался и в 2015 г. составил почти 1/3 от их общего числа.
Кроме того, уровень износа материально-технической базы во многих аграрных формированиях – чрезвычайно высок, но средств на полноценную инвестиционную деятельность не хватает [3, с. 143]. В результате, образуется порочный круг, усугубляющий финансовые проблемы отечественных сельскохозяйственных предприятий.
В то же время консолидированный государственный бюджет России являлся дефицитным в 2013-2015 гг. Поэтому необходимо максимально точно определить баланс интересов государства и отечественных аграриев, разграничив функции каждой стороны.
Так, с нашей точки зрения, государство должно действовать в двух направлениях.
Первое направление – расширить налоговые преимущества в рамках специального налогового режима по уплате ЕСХН.
Самым важным аспектом при этом должно стать разрешение применять указанный налоговый режим с первого года функционирования вновь создаваемых аграрных формирований [4, с. 37]. Ведь именно первые годы ведения сельскохозяйственной деятельности являются максимально трудными.
Немаловажно отменить критерий по средней численности работников сельскохозяйственных организаций, ограничивающий применение режима по уплате ЕСХН (в настоящее время этот показатель составляет 300 человек).
Второе направление – увеличить размер грантового финансирования аграрных формирований.
Государственные гранты – важнейший источник прямого финансирования отрасли сельского хозяйства во многих европейских странах. Россия тоже должна расширить такой опыт.
Для мобилизации собственных финансовых ресурсов аграрные формирования должны проводить грамотную финансовую политику. Например, ее главными инструментами должны стать:
- система внутреннего контроля, которая сможет максимально эффективно отслеживать материальные и финансовые потери на предприятиях, и, следовательно, оказывать благоприятное влияние на их финансовые результаты [5, с. 481];
- процессный подход при осуществлении экспресс-анализа финансового положения сельскохозяйственных предприятий на разных этапах их развития; особенно важно производить такой экспресс-анализ в первые годы функционирования аграрных формирований [6, с. 166];
- минимизация бухгалтерских рисков, которая поможет аграрным формированиям повысить уровень финансовой безопасности [7, с. 23].
Таким образом, предложенные мероприятия помогут улучшить финансовое обеспечение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, что весьма важно для обеспечения продовольственной независимости России.
Библиографический список
- Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. Перевод с англ. / Под ред. Фофонова А.П.. Спб.: Экономическая школа, 2008. 352 с.
- Официальный Интернет-портал Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 11.11.16).
- Мишина М.Ю. Статистический анализ объема и структуры инвестиционного рынка Брянской области // Молодой ученый. 2010. № 11-1. С. 142-144.
- Мишина М.Ю., Кузнецова О.Н., Ковалева Н.Н., Мельгуй А.Э. Влияние системы налогообложения в виде ЕСХН на развитие сельскохозяйственных организаций // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 6. С. 31-38.
- Кузнецова О.Н. Контроль и ревизия деятельности организаций: теория и практика // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 480-483.
- Ложкина С.Л., Кузнецова О.Н., Мишина М.Ю. Влияние процессного подхода на экспресс-анализ финансового положения предприятия на разных этапах его развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 166-170.
- Кузнецова О.Н., Мишина М.Ю., Леонова Е.В. Минимизация бухгалтерских рисков – фактор повышения финансовой безопасности организации // Дискуссия. 2016. № 2 (65). С. 23-27.