Исполняя профессиональную роль в системе функционирования реального общения, выпускники втуза выражают интересы общества в целом, которое обусловливает социальное и профессиональное содержание тех или иных ролей. При этом может быть обоснована возможность моделирования основ общения на иностранном языке (ИЯ), исходя из ролевой структуры участников данного общения. Поскольку статусно-ролевое общение основано на нормах и ожиданияx того, что каждый его участник будет соблюдать речевые нормы, свойственные его положению и определяемые характером взаимоотношений с собеседником, то такие представления могут быть представлены как типичные. На их основе складываются стереотипы ролевого поведения, что позволяет прогнозировать их содержание и закладывать их существенные характеристики при описании компонентов моделирования.
Поскольку, профессионально ориентированное общение студентов втуза всегда социально обусловлено, то набор профессиональных ролей (т.е. тех ролей, которые присущи специалистам в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей) предстает, прежде всего, как набор социальных ролей, только обусловленных особенностями и требованиями ролевого взаимодействия специалистов в системе их профессиональной деятельности. Если исходить из видового различия социальных ролей, принятого в социальной психологии, то в данном случае речь идет о конвенциональных/социальных ролях, связанных с определенным видом деятельности, профессией и социальным статусом обучаемых. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Уровень данного вида социальных ролей – это уровень общественных (в том числе профессиональных) отношений индивидов.
Исходя из социальной природы ролевого взаимодействия специалистов, мы определяем понятие роли в предлагаемой методике обучения как социальную функцию выпускников втуза в области контактов на ИЯ, обусловленных при этом его социальным и профессиональным статусом как специалиста, и моделируемую в учебных условиях в процессе игрового взаимодействия обучаемых. В предлагаемом подходе понятие роли охватывает следующие аспекты:
- реестр функциональных областей, соответствующих профессиональному положению участников общения;
- требования по выполнению профессиональных обязанностей, т.е. те ролевые экспектации, которые заложены в данной роли;
- ассоциирование обучаемого с принятой на себя ролью в процессе взаимодействия участников общения;
- включение принятого ролевого поведения в кайму личностно-индивидуального поведения в русле тенденции взаимодополняемости и варьирования;
- реализация ролевого поведения в ходе игровых действий с учетом всех параметров моделирования.
С таких позиций мы рассматриваем сущность ролевого поведения студентов втуза, которое можно охарактеризовать как потенциальное социальное действие личности, развертывающееся в вербальной и невербальной деятельности. При этом подчеркнем, что в процессе выполнения совместных действий специалисты ведут себя и как общественные субъекты, и как личности, поэтому и социальное, и личностное представлены в любом акте общения. В этой связи ролевое поведение – это своеобразное единство, симбиоз социального и личностного в поведении специалиста. Ролевые ожидания и предписания определяют общие контуры роли, они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, зависящее от социального и профессионального содержания ролевого репертуара, тех ролевых позиций, которые характерны для данной отрасли профессиональной деятельности в текущий момент времени.
Деятельность современного инженера многофункциональна и выходит за рамки технической деятельности, т.е. непосредственно производства технических систем. В настоящее время немаловажное значение приобретает преобразовательная деятельность специалистов такого профиля, что, в принципе, характерно для техногенного общества. Как показывают всесторонние исследования характера профессиональной деятельности современных инженеров [1; 2; 3; 4; 5], их преобразовательная деятельность предусматривает владение профессиональными знаниями в области управления и менеджмента. В последние годы превалирует мнение, что в лице одного человека необходимо готовить и инженера, и управленца, и менеджера (инженер-управленец-менеджер).
В этой связи представляется необходимым предусматривать уже в обучении многогранную смену профессиональной деятельности и выполнение различных функциональных обязанностей. Однако для такого обучения требуется тщательный анализ всей структуры инженерного труда и профессиональных обязанностей специалистов.
Нами был проведен анализ характера профессиональной деятельности выпускников втуза, задачей которого была организация в методических целях ролевой структуры инженерной профессии в целом и выделение основной задачи деятельности отдельной категории инженеров. Представилось также методически справедливым для дальнейшего исследования конкретизировать должностные обязанности выделенных ролевых групп. Отметим, что эти категории – это обобщенный вариант ролевого распределения профессиональных функций инженера, а должностные обязанности даны в корреляции с квалифицированными требованиями к данной категории специалистов.
Итак, проведенный нами анализ продемонстрировал, что деятельность современного инженера носит многофункциональный характер, поэтому в структуре модели присутствует широкий спектр ролей с различным содержанием и степенью вовлеченности в устное иноязычное общение, что напрямую связано с различными функциональными обязанностями специалистов. Функциональные задачи предписываются участникам общения условиями осуществления их предметной деятельности. Поскольку в реальной практике обучения моделируются не все аспекты деятельности общения инженеров, то при различающихся функциональных обязанностях, функциональные ролевые установки могут иметь, на наш взгляд, более общий характер, раскрывающий, в первую очередь, главное содержание предметной деятельности специалиста.
Исследования свидетельствуют, что любая речевая деятельность имеет целью воздействие в условиях общения на коммуникантов и достижение определенного результата, эффекта, успеха, мотивированного как практической целесообразностью, так и интенцией коммуникантов. Эффект такого воздействия, безусловно, зависит от выбора наиболее подходящих средств в конкретной коммуникативной ситуации. Эти ситуации, указывая на конкретные стереотипы взаимодействия партнеров, определяют условия, в которых происходят речевые контакты, а также потенциальные социальные роли партнеров по общению. Исходя из вышеизложенного, представилось необходимым уточнить номенклатуру ролей, а вместе с тем выполняемых ими задач (функций) в опоре на разработанный реестр наиболее типичных ситуаций общения. В данном случае мы имеем дело с конкретизацией социально-коммуникативных ролей выпускников втуза, которые могут быть определены как коммуникативные роли для индивидов, исполняющих некоторую типичную социальную функцию в пределах одной (нескольких в совокупности) коммуникативной ситуации. Данные анализа представлены в нижеследующей таблице.
Таблица. Набор обобщенных ролей и их функциональные задачи (в опоре на анализ содержания типичных ситуаций общения)
Роли |
Функциональные задачи |
собеседник в официально-деловой обстановке | налаживание и поддержание контактов
обмен мнениями аргументирование учет социального и профессионального статуса собеседника |
деловой партнер
|
налаживание и поддержание контактов
обмен мнениями обсуждение соблюдение профессионального этикета |
участник дискуссии, полемики | отстаивание своей точки зрения
понимание контраргументов согласие/несогласие обсуждение соблюдение профессионального этикета |
инструктор/получающий инструкцию | информирование
сообщение инструкций запрос информации уточнение информации |
представитель, призванный ознакомиться с научно-техническим товаром/представить свой | запрос и уточнение профессионально значимой информации
понимание представленной информации объяснение, пояснение, информирование |
выступающий с официальным сообщением | информирование
соблюдение профессионального этикета уточнение информации |
оппонент (высказывающий критические замечания/отстаивающий свою точку зрения) | оппонирование
несогласие выдвижение контраргументов отстаивание своей точки зрения соблюдение профессионального этикета учет социального и профессионального статуса собеседника |
участник международных форумов
|
представление доклада/понимание доклада
обмен мнениями аргументирование доказательство |
делающий информационное, обзорное сообщение | информирование
запрос и уточнение информации |
рекламодатель | презентация
понимание рекламы |
собеседник в неофициальной обстановке | налаживание и поддержание контактов в условиях неофициального общения |
переводчик при общении с зарубежными коллегами | понимание сообщаемой информации
разъяснение уточнение |
«Проигрывание» заданных обобщенных ролей в моделируемых ситуациях обеспечивает усвоение правил общения при обучении английскому языку и является одним из моментов социализации личности будущего специалиста. Очевидно, что при любом акте общения в профессиональной области, целью такого общения будет достижение конечного результата, при этом участники общения будут стремиться воздействовать на партнера по общению в своих интересах. Эффект такого воздействия зависит от выбора наиболее подходящих средств в конкретной коммуникативной ситуации в корреляции с исполняемым ролевым репертуаром.
Библиографический список
- Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. - М.: ИЦ Академия, 2005 – 304 с.
- Мухамедшина А.В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии/ А.В.Мухамедшина//Теория и практика образования в современном мире: материалы межд. научной конф-ции (г.Санкт-Петербург, февраль 2012) – СПб.: Реноме, 2012. – С.343-345
- Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб.пособие. – Уфа: Изд-во УГ НТУ, 2008. – 109 с.
- Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб.пособие. – М.: Изд-во Гардарики, 1999. – 400 с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Академия, Высшая школа, 2001. – 360 с.