РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Верисова Анна Дмитриевна1, Томшин Михаил Сергеевич2
1Уральский государственный университет путей сообщения, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций
2Уральский государственный университет путей сообщения, студент механического факультета, специальность подвижной состав железных дорог, вагоны

Аннотация
Статья посвящена важности иностранного языка в таком аспекте как профессиональная мобильность у студентов технических вузов, раскрывается понятие профессиональной мобильности, дается оценка изучению английского языка в контексте профессиональной мобильности.

Ключевые слова: иностранные языки, обучение, профессиональная мобильность, студенты, технические специальности


THE ROLE OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE FORMING OF OCCUPATIONAL MOBILITY AT TECHNICAL UNIVERSITIES

Verisova Anna Dmitrievna1, Tomshin Mikhail Sergeevich2
1Ural State University of Railway Transport, lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department
2Ural State University of Railway Transport, student of mechanical faculty, the profession is rolling stock of railway, carriages

Abstract
The article is devoted to the importance of learning foreign language in the aspect of occupational mobility at technical universities, discovered the concept of occupational mobility, giving the appraisal of learning English language in the context of occupational mobility.

Keywords: foreign languages, learning process, occupational mobility, students, technical professions.


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Верисова А.Д., Томшин М.С. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности у студентов технических вузов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74295 (дата обращения: 14.03.2024).

В современном мире царит большая конкуренция, как на рынке готовой продукции, так и на рынке вакансий. Зачастую, основой спроса является универсальность, над которой работаю целые концерны, расширяя функционал своего продукта. Эта тенденция сказалась на рынке труда таким образом, что имея узкую специальность без каких-то других навыков сложно надеяться на достойное место работы, поэтому большая часть специалистов пытается повысить свою профессиональную мобильность. Что же такое профессиональная мобильность? Профессиональная мобильность — это перемещение индивида или профессиональной группы в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса. Профессиональная мобильность бывает двух видов: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность – движение от низшей должности к более высокой. Горизонтальная – повышение профессионального мастерства, переподготовка. Поэтому для достижения выгодного  трудоустройства молодые специалисты расширяют свои профессиональные качества и возможности, повышая свою мобильность. Например, в настоящее время все больше специалистов стремятся получить несколько образований и повысить свою  квалификацию. Также освоение английского языка является одним из важных факторов в формировании профессиональной мобильности, иностранный язык дает преимущество в будущем перед остальными специалистами.

Рассмотрим возможности, которые открываются перед специалистом с хорошим уровнем английского языка. В первую очередь, на этапе становления, то есть в процессе обучения, студент может пользоваться зарубежными источниками и материалами, связанными с будущей профессией. Это не маловажный фактор при получении знаний. Так как некоторые темы ни широко освещены в работах наших авторов и многие хорошие исследования можно найти только на английском языке. Таким образом, зная язык, можно раскрыть тему своей исследовательской работы более полно и на более высоком уровне. Кроме того научная работа приобретает больший вес, так как исследуя проблему студент опирался не только на точку зрения российских ученых, но и учитывал мнение зарубежных авторов.

Также специалистам со знанием языка открывается большое количество возможностей для стажировки за границей, предоставляется шанс перенять опыт зарубежных коллег. При этом заграничные страны можно будет рассматривать не как место для повышения квалификации, но и как место для дальнейшей работы. Так, например, некоторые исследовательские институты Финляндии и Австрии предлагают студентам не только места для написания диссертационной работы, но и закрепляют за ними рабочее место, то есть студент, занимаясь исследованиями для своей научной деятельности, получает зарплату.

Находящаяся в процессе изменений экономическая ситуация в нашей стране, новые требования, которые предъявляет общество к специалисту  требует необходимость сформировать такого профессионала, который был бы готов своевременно и адекватно отреагировать на изменения в компании и в экономике страны в целом. Современный специалист – не только профессионал в узком кругу, но и тот, кто способен быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и адаптироваться к изменениям в компании. Другими словами, общество нуждается в мобильных специалистах. Необходимо отметить, что профессиональная мобильность не является врожденным качеством, она приобретается в процессе обучения и наработки опыта, чем и могут похвастаться студенты технических вузов, которые успешно владеют системой обобщенных профессиональных приемов.

Однако в техническом ВУЗе иностранному языку не всегда уделяется столько внимания, сколько хотелось бы, да и не все студенты имеют правильную мотивацию: на этапе обучения, еще не все задумываются о карьере и уж тем более о работе за рубежом. Что же касается технической специальности, как уже было сказано, она дает высокую профессиональную мобильность, ведь знания, которыми обладает инженер, дают ему огромные возможности в сфере трудоустройства. Наличие же у инженера английского языка делает его универсальным специалистом практически во всех сферах, и он становится гораздо конкурентоспособнее своих коллег. Причем знание языка практически сразу ставит работника на несколько ступеней выше как в карьерной лестнице, так и в социальной сфере, что актуально не только в России.

В современном мире все больше отдается предпочтение специалистам со знанием иностранных языков. Работник, обладающий высокими профессиональными качествами в определенной сфере и способный к межкультурным коммуникациям сейчас на вес золота. Таким образом, можно говорить о том, что знание иностранного языка является огромной ступенью к профессиональной мобильности, а мобильность в данном контексте можно определить как необходимое условие выживания в современном обществе.


Библиографический список
  1. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России [Текст]: Монография. / Л.В. Горюнова. Ростов н/Д., 2006.
  2. Жарков А.А. Принципы и условия становления профессиональной мобильности студентов. Педагогическое образование и наука, № 5, 2010, C. 98-101.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., Азбуковник, 2004. – 1025 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Верисова Анна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация