КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Тарский Максим Олегович
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Старший преподаватель кафедры «Экономика и управление»

Аннотация
Статья посвящена анализу термина «качество управления организацией» в опубликованных исследованиях, его применимости в различных ситуациях. А также нахождению предпосылок к развитию качества управления организацией как научной категории.

Ключевые слова: качество, качество управления, качество управления организацией, организация, управление


ORGANIZATION MANAGEMENT QUALITY: A STUDY OF DEFINITION

Tarskii Maksim Olegovich
Kemerovo technological Institute of food industry (University)
senior teacher of chair "Economy and management"

Abstract
The article analyzes the term "Organization management quality" in published studies, its applicability in different situations. As well as being prerequisites to the development of the quality control organization as a scientific category.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тарский М.О. Качество управления организацией: исследование определения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74229 (дата обращения: 14.03.2024).

Проблемы качества управления организацией являются недостаточно проработанными: отсутствует единое мнение по определению этой категории, методических принципов её оценки и анализа. Разные авторы дают различные формулировки данного термина, при этом возникает ошибочное мнение, что субъективно качество управления можно оценить, как хорошее или плохое.

Понятие «качество управления организацией» встречается в литературе крайне редко. Для правильного его истолкования, необходимо провести анализ значений слов «качество», «управление», «организация», а также возможные значения словосочетаний «качество управления».

Понятие качество применяется в различных сферах деятельности, и несет в себе различные характеристики в зависимости от области применения.

Качество – совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг. [1]

Согласно стандарта ГОСТ ISO 9000-2011. Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям. [2]

Управление – понятие которое в разных источниках имеет различные формулировки, также необходимо понимать, что управление в различных сферах может принимать различные значения, использовать различные принципы и быть направлено на достижение различных целей.

Управление, элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей .

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимыйдля того, чтобы сформулировать и достичь цели организации[3].

Управление—это выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), что включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений[4].

Управление – это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности[5].

О.С. Наумов и А.И. Виханский определяют в самом общем виде управление как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления [6, с.35].

Также следует отметить, что управление является признаком существования организации, ее неотделимым свойством.

Организация [от греч. organizo — устраиваю] — структурно упорядоченное и взаимообусловленное объединение индивидов и групп, которые функционируют, руководствуясь общей целью и интересами и подчиняясь определенным программным планам[7].

Согласно стандарта ГОСТ Р ISO 9000-2011:

3.3.1 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.[2].

Анализом и формулировкой термина «качество управления» занимается множество ученых России. При этом большинство работ имеют в качестве источника определение данное Владимиром Винокуровым и Александром Винокуровым в статье «Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций» Качество управления – это не только свойства протекающих в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и результативность деятельности предприятия на рынке, проявление того, в какой степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция – запросам потребителей, используемые стратегии – действиями конкурентов.[8]

Позднее Владимир Винокуров дает еще одно определение качества управления: «качество управления» — это совокупность свойств, присущих управлению и определяющих его состояние, возможность создавать надлежащие условия путем выбора, интегрирования и комбинирования факторов внутренней и внешней среды для обеспечения требуемой конкурентоспособности предприятия. [9] Данное определение показывает одно из важнейших проявлений качества управления – конкурентоспособность предприятия. На различных рынках конкурентоспособность проявляется по разному, конкурентоспособность в разрезе клиентов означает, что предприятие получает наиболее перспективных клиентов, которые готовы оплачивать продукцию, услуги или работы предприятия, не сравнивая с аналогичными товарами, услугами и работами конкурентов, или сравнивая, но при этом эластичность спроса по цене становится слабой. На рынке финансов конкурентоспособность проявляется повышенной оценкой кредиторов и инвесторов предприятия по принципу доходность/риск, что влечет к избыточному предложению финансирования и предприятие может выбирать лучшие условия. На рынке труда конкурентоспособность – способность привлекать сотрудников с наиболее высоким потенциалом без дополнительных затрат на фонд оплаты труда.

Определение «Качество управления» также рассмотрено в статье Н.Г. Балакиной и выделено 6 аспектов данного определения, таким образом качество управления включает:

1.Управление, нацеленное на достижение комплекса значимых задач, и одновременно – позволяющее удовлетворять разнообразные потребности и интересы работников, сочетающие экономический рост предприятия и высокое качество жизни персонала.

2.Управление, способное быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

3.Управление, использующее новейшие технологии, позволяющие достижению высоких количественных и качественных результатов, экономически обоснованных и социально ориентированных.

4.Управление, функционирующее в соответствии с международными и российскими стандартами качества.

5.Управление, отличающееся результативностью, экономическим, социальным, техническим эффектом, способным внести существенные изменения в качество жизни.

6.Управление, в котором реализуется синтез интересов управляющей и управляемой подсистем, а также всего общества в целом.[10]

Таким образом выделены аспекты и требования к управлению, отражающие его качество, однако формулирование термин не произведено.

Солдаткин А.А. формулирует определение качества управления микроэкономической системой следующим образом: «качество управления – совокупность характеристик управления, обеспечивающего результат производственной деятельности, удовлетворяющий требования потребителей» [11, с.16-17].

Рисунок 1 – Модель факторов, определяющих качество управления микроэкономической системы[11]

Несмотря на то, что потребителями в уточнении были названы как внешние потребители, так и персонал, и менеджмент и внутренние потребители процессов, но данные группы по отношению к организации не всегда потребители, поэтому правильнее их назвать заинтересованными сторонами, или стейкхолдерами.

Стандарт ГОСТ Р ISO 9000-2011 также позволяет в несколько шагов сформулировать понятие качество управления организацией. Так как качество – соответствие присущих характеристик требованиям, то необходимо выделить целевые группы, с которыми взаимодействует управление организацией и сама организация в своей деятельности. Основными группами, взаимодействующими с организацией, являются: собственники (учредители, выгодоприобретатели) организации, клиенты организации, поставщики, кредиторы, работники, государственные контролирующие органы, общество в целом. Каждая из выделенных групп выдвигает к организации различные требования, соответственно степень удовлетворения требований всех заинтересованных групп и является индикатором качества управления организацией. Однако, некоторые требования различных групп могут быть противоречивы, а некоторые требования противоречивы по умолчанию, соблюдение баланса интересов заинтересованных групп, обеспечивающее стабильность организации – одно из важнейших свойств качества управления.

Таким образом, качество управления – такой набор свойств системы управления, позволяющий организации удовлетворять требования заинтересованных сторон, достигать поставленные цели и устойчиво развиваться в неопределенной внешней среде. Взаимоотношения организации с заинтересованными сторонами выделяются в специальную подсистему стейкхолдер-менеджмент. Основные заинтересованные стороны организации показаны на схеме (рис. 2)

Рисунок 2 – Заинтересованные группы (стейкхолдеры) организации

Таким образом, автор предлагает уточнить определение качества управления организацией как степени соответствия совокупности процессов, функций и результатов организации требованиям заинтересованных сторон, получаемых посредством управленческой деятельности, определяющих конкурентоспособность организации и устойчивость ее развития. Следует учитывать, то заинтересованные стороны организации имеют различный уровень погружения во внутреннюю среду организации, таким образом для клиентов как правило важен результат деятельности организации – продукт или услуга и его соответствие потребностям и ожиданиям, а для сотрудников важны как результаты организации – конкурентоспособность организации на рынке труда (уровень заработной платы, условий труда и т.д.) и процессы организации в которых сотрудники принимают непосредственное участие. В некоторых случаях процессы имеют первостепенное значение, например для контролирующих органов, которые отслеживают соответствие законодательству.

Применение такого определения качества управления организацией позволяет разрабатывать систему управления организацией на основе управления удовлетворенностью заинтересованных сторон. В данной системе управления процесс принятия управленческого решения оценивается на предмет влияния на каждую заинтересованную сторону. Достижение баланса между стейкхолдерами позволяет принимать решения которые не нарушают стабильности организации. Однако в некоторых случаях требования заинтересованных сторон могут вступать в противоречия, в этом случае баланс необходимо поддерживать не одним решением, а совокупностью влияния последовательных решений. Например, несколько раз подряд поднимать норму выработки не поднимая оплаты труда нельзя, так как интересы менеджмента и собственника предприятия ставятся выше интересов работников и та часть работников, которая рассчитывает на повышение оплаты труда за более производительную работу и не получает ее может принять решение об уходе. При разрыве связи с одной из заинтересованных сторон предприятие получит нестабильность и определенный ущерб. Поэтому повышение норм выработки должно сопровождаться и периодическим повышением заработной платы.

На основании данного определения качества управления организацией также можно разрабатывать систему улучшения качества управления основанную на оценке удовлетворенности заинтересованных сторон, оценке воздействия принимаемых решений на удовлетворенность и мониторинге воздействия внешней среды на стейкхолдеров, что позволит организации развиваться более сбалансировано и стабильно, а также получать определенные конкурентные преимущества за счет лучших взаимоотношений с заинтересованными сторонами.


Библиографический список
  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  2. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные термины и словарь. –М: Стандартинформ, 2012 год
  3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с.
  4. Управление. Словарь лопатникова. URL:http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/u/upravlenie/
  5. Понятие управления и его объект URL:http://www.viktorova-ts.ru/lek/page790/index.html
  6. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
  7. М. Ю. Кондратьев В. А. Ильин Азбука социального психолога- практика” [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/KAS/KAS-001.HTM]
  8. Владимир ВИНОКУРОВ, Александр ВИНОКУРОВ Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций //Стандарты и качество. №12. 2005 год
  9. Владимир Винокуров Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы. //Менеджмент в России и Зарубежом. №6, 2006
  10. Балакина Н.Г. «Качество управления» как научная категория//СЭТС/Социально-экономические и технические системы. © Камская государственная инженерно-экономическая академия (КамПИ) 2003-2006 / 13 номер 2006 г. /
  11. Солдаткин, Андрей Александрович. Теоретико-методологические основы повышения качества управления микроэкономической системой: дисс. Канд. Экономических наук: 08.00.05 – Саратов. 2006


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тарский Максим Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация