ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сундеева Марина Олеговна1, Татаренко Мария Андреевна2, Колдина Маргарита Игоревна3
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3-го курса
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3-го курса
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, к.п.н., доцент кафедры Профессионального образования и управления образовательными системами

Аннотация
В статье исследуется проблематика использования профориентационного направления в учебных заведениях, осуществляющих реализацию педагогического процесса со студентами и абитуриентами. Указана актуальность существования профориентационных направлений в учебных заведениях выраженная в форме воздействия данного направления на дальнейший выбор профессии будущих студентов, а также содействующая трудоустройству состоявшихся студентов. Определены основные формы профориентации. Выявлены проблемы профессиональной ориентации школьников и студентов. Представлены основные мероприятия, реализующиеся на базе высших учебных заведений, как для привлечения абитуриентов, так и для реализации трудового потенциала студентов.

Ключевые слова: профессионально-ориентационное направление, профессиональное становление, профессиональные качества, специалист


VOCATIONAL GUIDANCE AS A FACTOR IN THE PREPARATION OF THE COMPETITIVE EXPERT

Sundeeva Marina Olegovna1, Tatarenko Maria Andreevna2, Koldina Margarita Igorevna3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 3rd year student
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 3rd year student
3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Ph.D., assistant professor of vocational education and management of educational systems

Abstract
The article investigates the problems of using professionally - orientational direction in the educational institutions realising the pedagogical process with students and prospective students. Specified the relevance of the existence of professional - orientation directions in educational institutions expressed in the form of the impact of this direction on future career choice to prospective students, as well as facilitating employment on students. Defines the basic forms of vocational guidance. Identified problems of professional orientation of pupils and students. Presents the main activities implemented on the basis of higher educational institutions, to attract students, and for the implementation of the employment potential of students.

Keywords: direction of professional-orientation, professional development, professional quality, specialist


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сундеева М.О., Татаренко М.А., Колдина М.И. Профориентация как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74034 (дата обращения: 23.04.2024).

Подготовка молодежи к сознательному выбору профессии способствует обеспечению повышения производительности труда, избегания текучести кадров, а также пополнения достойной сменой кадрового потенциала страны.

Проблема профессиональной ориентации молодёжи не является новым аспектом  в отечественной науке и практике.

Профориентация направлена на формирование у личности признания в профессиональной сфере, обнаружение способности и т. д. для той или иной сферы деятельности – понимается совокупность экономических, социальных, медицинских, психологических действий. [1, С.64]

Профессиональная ориентация представляет собой систему целенаправленных мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в развитии способностей, профессиональных интересов, а также формирование готовности к выполнению трудовых функций [7].

За последние несколько лет профессиональная ориентация молодёжи утратила своё значение, результатом чего выступает ситуация неопределенности абитуриентов в вопросах выбора профессиональной карьеры, оценке собственных возможностей и, в результате, неосознанный выбор будущей профессии [2].

Весьма актуальным остается вопрос оказания помощи выпускникам школ в выборе профессии в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями, а также на основе потребностей общества в квалифицированных специалистах [8].

В педагогической науке значительную разработку получили проблемы профессиональной ориентации школьников в исследованиях Е.А. Климова, Ш.Э. Гизатулина, В.Д. Шадрикова, В.Д. Сахарова, С.Н. Чистяковой, И.Т. Чариева, Х.Ф. Рашидова, К.А. Дуйсен. Согласно исследованиям, человек в силусвоих склонностей и способностей может иметь предпосылки одновременно к нескольким профессиям. Немаловажным фактором, в данном случае, выступает профессиональная позиция родителей, а именно их положение, наличие семейных династий или твердого желания родителей выбора ребенком той или иной профессии. [4]

Профессиональная ориентация имеет своей целью оказание помощи молодым людям, школьникам, абитуриентам и студентам, а также людям, которые ищут работу, в выборе учебного заведения и специальности. Основными формами профориентации выступают профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде и профессиональное консультирование [6].

Приоритетными целями профориентации  в вузе являются:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • формирование готовности к профессиональной деятельности в современных условиях[5, с. 109];
  • разностороннее развитие личности будущего специалиста, в условиях конкурентной борьбы на рынке труда;
  • формирование способности учащихся к саморазвитию профессиональных качеств, способности находить и реализовывать нестандартные решения проблем;
  • формирование навыков самостоятельного принятия решений, обладать и предприимчивостью [5, с. 107].

Проведение определённого перечня мероприятий на довузовском этапе профориентации поможет обеспечить сбалансированность рынка труда и образования, что окажет весомое воздействие на оздоровление экономики страны. Обучаясь в вузе, от курсу к курсу отношение к выбранной специальности ухудшается, что свидетельствует о существовании ряда недостатков и на вузовском этапе профориентации. Усовершенствование системы профориентации поможет  выработать положительное отношение к обучению у студентов, высокую профессиональную мотивацию, что, в свою очередь,  обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов, которые смогут уверенно внедриться в рынок труда [1].

Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации молодёжи выступает в качестве ответа на социальный заказ органов государственной власти, связанного с правильным подбором кадров, их подготовки и, в дальнейшем, закрепление в выбранной профессии, опираясь на сложившуюся ситуацию  в мире [3].

С целью привлечения учащихся, ещё не определившихся с выбором учебного заведения и будущей профессии, во многих высших ученых заведениях проводятся следующие мероприятия: «День открытых дверей», «каникулярные школы», вебинары, мастер-классы, олимпиады, конкурсы различного уровня и характера. [4,с. 73]

В процессе реализации мероприятий абитуриентам предоставляется возможность окунуться в атмосферу вуза, познакомиться с работой вуза, основными направлениями и специальностями, прослушать лекции ведущих преподавателей, а также почувствовать себя настоящими студентами.

В рамках «каникулярных школ» абитуриенты могут принять участие в мастер-классах, организующихся лучшими педагогами вузоа, и почувствовать себя в роли будущего специалиста в той или иной сфере деятельности.

Для студентов профориентационное  направление реализуется с помощью мероприятий, основной целью которых является выбор дальнейшего места работы будущим специалистам. [1, с. 65]

Среди многообразия мероприятий, проводимых для студентов, можно выделить «День тренингов», «День карьеры», мастер-классы разной направленности, конкурсы различного уровня, вебинары.

По окончании ВУЗов перед молодыми людьми встаёт вопрос о дальнейшем трудоустройстве, о занятости молодёжи во время экономического кризиса.

Проблема карьерной перспективы выпускников ВУЗов существовала всегда, но развитие экономической ситуации в Европе в последние 10 лет заставили рассматривать ее более детально. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей – всё это в результате приводит к тому, что молодой специалист обращается в службу занятости или же вынужден сам искать работу, чаще всего устраивается на работу не по специальности и заново переучивается [4, с.75].

В России же единый мониторинг карьеры выпускников не проводится. Анализ карьеры выпускников образовательных организаций высшего образования не системный, имеет разные цели и функции и не может полностью дать подробную картину, касающуюся трудоустройства выпускников вузов. Имеется трудность и в анализе оценивания влияния учебного заведения на последующую карьеру выпускника. Из-за отсутствия полноценной системы трудоустройства выпускников возникают затруднения с  выявлением эффективности высшего образования, в том числе востребованности профессий на рынке труда, что является весьма значимым фактором трудоустройства [1, С. 64].

Таким образом, профориентация оказывает влияние на выбор представителя молодёжи  профессии в соответствии с индивидуальными склонностями и возможностями, помогает объективно оценивать свои способности, а также четко видеть свое предназначение в жизни. Система профориентации способна в полной мере содействовать эффективному использованию человеческого капитала, избегая проблемы рассогласованности рынка образовательных услуг и рынка труда.


Библиографический список
  1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В., Муравьева А.А. Россия в Европейском пространстве высшего образования. – М.: Издательство Московского университета, 2015.
  2. Гаврилов М. М. Профориентация сегодня [электронный ресурс] http://www.artmile.ru/stat3.htm; дата обращения: 24.11.2016
  3. Грейс Н. Профориентация и самоопределение [электронный ресурс] http://proforientation.ru; дата обращения: 24.11.2016
  4. Колдина М.И., Лапшова А.В., Коммуникативная компетентность педагога (учебно-методическое пособие) – Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2016.
  5. Колдина М.И., Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения // Инициативы XXI века, 2015. № 4.
  6. Малин С.В. Анализ деятельности центров содействия трудоустройству выпускников вуза. – М.: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, №32, 2013.
  7. Профориентация в России [электронный ресурс] http://lomonpansion.com/articles_2_3492.html; дата обращения: 24.11.2016
  8. Сундеева М.О., Татаренко М. А., Хижная А.В., Возможности развития профориентационной деятельности в мининском университете //Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сундеева Марина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация