С развитием экономических, политических и социальных сфер Российской Федерации, качество новых, обученных кадров как никогда важно для нашей страны и области. Для улучшения подготовки специалистов, наше правительство подготовило новые федеральные государственные образовательные стандарты. Система подготовки специалистов должна быстро реагировать на потребность в кадрах в той или иной сфере.
Подготовка квалифицированного специалиста затруднена по нескольким причинам[1-3], например, из-за разрыва между теорией и практикой (опытом). Поэтому привлечение к образовательному процессу руководителей профильных предприятий просто необходимо, чтобы учебный процесс был интегрирован в производственный.
У работодателей имеется ряд претензий – это оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики или неумении использовать современное оборудование, а так же психологическая неподготовленность к реалиям промышленного производства и поведению Такие меры как увеличение сроков производственной практики и привлечение к обучению специалистов из бизнеса и производства помогли бы этого избежать.
Можно представить список выделенных современными работодателями проблем[2]:
- В быстроразвивающихся отраслях, таких как IТ, строительство, торговля и т.д. спрос на выпускников велик, однако только крупные компании могут позволить себе целенаправленно готовить кадры в тесном сотрудничестве с образовательным учреждением. Этим отраслям нужен посредник, который будет учитывать общие требования для подготовки специалистов и наладить контакт с профильными образовательными учреждениями.
- Для отраслей, находящихся в застое или с небольшим ростом, такие как химия, приборостроение, машиностроение и т.д. характерен небольшой спрос на выпускников. Прием на практику, это, пожалуй, все взаимодействие работодателя и студентов, да и практика зачастую слишком коротка для получения хоть какого-то опыта для последующей работы. Учебные заведения, ориентированные на эти отрасли, зачастую не верно прогнозируют потребность в тех или иных кадрах, что плохо сказывается на трудоустройстве выпускников.
- Проблемы со стороны преподавателей – дефицит практических знаний и опыта, оторванность преподавания от промышленности и бизнеса, Некоторые предприятия направляют своих специалистов в качестве преподавателей в учебные заведения, это одно из лучших решений для подготовки кадров т.к. студенты получают самые актуальные данные о требованиях работодателей.
- Зачастую в разных образовательных учреждениях качество подготовки специалистов тоже разное, не смотря на повсеместное внедрение стандартов. Это значит, что, наряду с актуализацией образовательных стандартов, требуется ужесточение внешнего контроля за качеством подготовки выпускников в учреждениях профессионального образования.
- Неуверенность учебных заведений в том, какое количество выпускников и по какой специальности будет актуальным. Зачастую это вызывает дефицит нужных кадров, либо наоборот переизбыток. Для надежного прогнозирования требуются сотрудничество бизнеса с учебными заведениями.
Одной из немаловажных причин так же является повсеместная информатизация общества, и уже даже совсем новые, выпущенные пару лет назад, учебники не успевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план[3].
Но проблемы с подготовленными кадрами ведут за собой более глубокие социальные проблемы, к ним можно отнести:
- Рост безработицы среди выпускников вузов по некоторым специальностям
- Отток трудоспособного населения из регионов, где необходимы специалисты, но других специальностей
- Ухудшение демографической ситуации в отдельных регионах.
Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в которой деятельность студента и преподавателя это единое целое.
Такое сотрудничество поможет обеспечить связь обучения с жизнью и жизненным опытом.
Для получения практикоориентированного специалиста, необходимы огромные усилия со стороны педагогов для развития у молодежи потребности в знаниях, желания учиться и саморазвиваться. Специалист должен обучаться в течение всей жизни, стремиться к изучению нового, к профессиональному росту и продвижение по карьере.
Таким образом, в современном развитии образования наблюдается процесс дефицита знаний у студентов о производстве и о своих будущих должностных обязанностях, перестройка системы образования уже выходит за рамки только института образования и затрагивает так же потенциальных работодателей.
Библиографический список
- Анфимова А.Ю. Актуальные проблемы современного профессионального образования [Электронный ресурс] // Всероссийская научная конференция с международным участием “Модернизация системы отечественного образования”. Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/4858 (дата обращения: 14.11.2016).
- Особенности нижегородского профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/osobennosti_nizhegorodskogo_professionalnogo_obrazovania.html (дата обращения: 14.11.2016).
- Современные тенденции развития среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/tendencii_razvitia_spo.html (дата обращения: 14.11.2016).