СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кувайцев Александр Вячеславович
Димитровградский инженерно-технологический институт филиал национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
студент

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам образования в высших учебных заведениях. Одной из главных проблем является невозможность устроиться по специальности после окончания обучения.

Ключевые слова: образование, обучение, подготовка специалистов, проблемы обучения, студенты


CURRENT PROBLEMS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF VOCATIONAL TRAINING

Kuvaytsev Aleksandr Vyacheslavovich
Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPHI
student

Abstract
This article is devoted to the problems of education in higher education institu-tions. One of the main problems is the inability to get the specialty after graduation.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кувайцев А.В. Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74020 (дата обращения: 26.12.2024).

С развитием экономических, политических и социальных сфер Российской Федерации, качество новых, обученных кадров как никогда важно для нашей страны и области. Для улучшения подготовки специалистов, наше правительство подготовило новые федеральные государственные образовательные стандарты. Система подготовки специалистов должна быстро реагировать на потребность в кадрах в той или иной сфере.

Подготовка квалифицированного специалиста затруднена по нескольким причинам[1-3], например, из-за разрыва между теорией и практикой (опытом). Поэтому привлечение к образовательному процессу руководителей профильных предприятий просто необходимо, чтобы учебный процесс был интегрирован в производственный.

У работодателей имеется ряд претензий – это оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики или неумении использовать современное оборудование, а так же психологическая неподготовленность к реалиям промышленного производства и поведению Такие меры как увеличение сроков производственной практики и привлечение к обучению специалистов из бизнеса и производства помогли бы этого избежать.

Можно представить список выделенных современными работодателями проблем[2]:

  1. В быстроразвивающихся отраслях, таких как IТ, строительство, торговля и т.д. спрос на выпускников велик, однако только крупные компании могут позволить себе целенаправленно готовить кадры в тесном сотрудничестве с образовательным учреждением. Этим отраслям нужен посредник, который будет учитывать общие требования для подготовки специалистов и наладить контакт с профильными образовательными учреждениями.
  2. Для отраслей, находящихся в застое или с небольшим ростом, такие как химия, приборостроение, машиностроение и т.д. характерен небольшой спрос на выпускников. Прием на практику, это, пожалуй, все взаимодействие работодателя и студентов, да и практика зачастую слишком коротка для получения хоть какого-то опыта для последующей работы. Учебные заведения, ориентированные на эти отрасли, зачастую не верно прогнозируют потребность в тех или иных кадрах, что плохо сказывается на трудоустройстве выпускников.
  3. Проблемы со стороны преподавателей – дефицит практических знаний и опыта, оторванность преподавания от промышленности и бизнеса, Некоторые предприятия направляют своих специалистов в качестве преподавателей в учебные заведения, это одно из лучших решений для подготовки кадров т.к. студенты получают самые актуальные данные о требованиях работодателей.
  4. Зачастую в разных образовательных учреждениях качество подготовки специалистов тоже разное, не смотря на повсеместное внедрение стандартов. Это значит, что, наряду с актуализацией образовательных стандартов, требуется ужесточение внешнего контроля за качеством подготовки выпускников в учреждениях профессионального образования.
  5. Неуверенность учебных заведений в том, какое количество выпускников и по какой специальности будет актуальным. Зачастую это вызывает дефицит нужных кадров, либо наоборот переизбыток. Для надежного прогнозирования требуются сотрудничество бизнеса с  учебными заведениями.

Одной из немаловажных причин так же является повсеместная информатизация общества, и уже даже совсем новые, выпущенные пару лет назад, учебники не успевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план[3].

Но проблемы с подготовленными кадрами ведут за собой более глубокие социальные проблемы, к ним можно отнести:

  1. Рост безработицы среди выпускников вузов по некоторым специальностям
  2. Отток трудоспособного населения из регионов, где необходимы специалисты, но других специальностей
  3. Ухудшение демографической ситуации в отдельных регионах.

Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в которой деятельность студента и преподавателя это единое целое.

Такое сотрудничество поможет обеспечить связь обучения с жизнью и жизненным опытом.

Для получения практикоориентированного специалиста, необходимы огромные усилия со стороны педагогов для развития у молодежи потребности в знаниях, желания учиться и саморазвиваться. Специалист должен обучаться в течение всей жизни, стремиться к изучению нового, к профессиональному росту и продвижение по карьере.

Таким образом, в современном развитии образования наблюдается процесс дефицита знаний у студентов о производстве и о своих будущих должностных обязанностях, перестройка системы образования уже выходит за рамки только института образования и затрагивает так же потенциальных работодателей.


Библиографический список
  1. Анфимова А.Ю. Актуальные проблемы современного профессионального образования [Электронный ресурс] // Всероссийская научная конференция с международным участием “Модернизация системы отечественного образования”. Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/4858 (дата обращения: 14.11.2016).
  2. Особенности нижегородского профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/osobennosti_nizhegorodskogo_professionalnogo_obrazovania.html (дата обращения: 14.11.2016).
  3. Современные тенденции развития среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/tendencii_razvitia_spo.html (дата обращения: 14.11.2016).


Все статьи автора «Кувайцев Александр Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: