РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ» В Г.ОРЕНБУРГ

Галеева Алина Рафисовна
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Аннотация
В данной статье рассматривается реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Оренбургской области на 2014-2020 годы», производится сравнительный анализ данной подпрограммы в городах Оренбург и Самара, выявляются основные проблемы реализации подпрограммы и предлагаются мероприятия для успешной реализации подпрограммы.

Ключевые слова: молодые семьи, Обеспечение жильем молодых семей Оренбургской области на 2014-2020 годы, Оренбург, Самара


THE SUBPROGRAMME «PROVIDING HOUSING FOR YOUNG FAMILIES IN THE ORENBURG REGION FOR 2014-2020» IN ORENBURG

Galeevа Alina Rafisovna
Orenburg State University

Abstract
This article discusses the implementation of the subprogramme «Providing housing for young families the Orenburg region for 2014-2020», the comparative analysis of the sub-program in the cities of Orenburg and Samara, identifies the main problems of implementation of routines and activities are offered for the successful implementation of the subroutine.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галеева А.Р. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» в г.Оренбург // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73963 (дата обращения: 12.04.2024).

Одним из важнейших факторов высокого качества жизни является собственное жилье. Вопрос обеспечения населения постоянным жильем всегда был актуален. И наиболее часто с этим вопросом сталкиваются молодые семьи. Во многом, у молодых семей нет возможности приобретения жилья. Это вызвано сокращением доступного жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке.  Раньше жилищные вопросы во многом брало на себя государство. Сейчас лишь малое количество молодых семей имеют свое жилье. И совсем небольшой процент семей, кто решается приобрести жилье по высокой стоимости и с огромными процентами по ипотеке. И от решения проблемы обеспечения жильем молодых семей во многом зависят и усиление воспитательных функций семьи, и рост общественной активности молодежи, и улучшение демографической ситуации в стране.

Жилищная сфера всегда обладала особой социальной значимостью. По этой причине современная социально-экономическая политика в России в качестве важнейшего приоритета ставит решение жилищной проблемы граждан РФ. О социальной значимости и остроте этой проблемы, свидетельствуют ежегодные  Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации, в которых задача обеспечения граждан доступным и благоустроенным жильем «одной из самых актуальных задач».

Правовой основой, важнейшим из которых является Жилищный кодекс,  для реализации современной жилищной политики является принятие в конце 2004 г. ряда  законов о доступном жилье для россиян.

Социальная значимость жилищной сфера, а в частности и жилищного строительства, является важным фактором в формировании благоприятных условий жизни каждого человека. Поэтому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления права на жилище.

Оценка реализации целевой программы «Жилище» проводилась на примере одной из подпрограмм «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы».

Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» предполагает оказание социальной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий. За  2011-2015 годы финансирование за счет средств областного бюджета составило 4 682 600 000 руб. [1]

Для сравнительной оценки реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы»  была выбрана Самарская область, т.к. она находится в Приволжском Федеральной округе. Оренбургская область имеет схожий уровень жизни населения с Самарской областью. Сравнительный анализ произведен в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ реализации программы

Наименование региона

Объемы финансирования программы за счет средств городского бюджета по годам и направлениям расходования средств (тыс.руб)

Всего

за 2011-

2015 гг.

2011

2012

2013

2014

2015

Оренбургская Область, г.Оренбург 4 650, 00 5 500,0 5 800,0 6 000,0 6 500,0 28 450,0
Самарская область, г.Самара

17 457,0

28 317,7

34 123,1

38 383,8

17 457,0

135 738,6

Необходимо отметить, что численность населения г. Оренбург составляет 562 569 человек, а г. Самара 1 170 910 человек. [2] Не смотря на разницу в численности населения в 2 раза, программа в Самарской области реализуется в большей мере, чем в Оренбургской области. [3]

По состоянию на 01.05.2015 в состав участников Подпрограммы по городу Оренбургу включено 6198 молодые семьи. Но для участия в программе «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы” было рассмотрено 49 заявлений от молодых семей по городу Оренбургу. [4] Каждая из этих нуждающихся семей имела от 1 до 6 детей. Возраст каждого из членов семьи не превышает 35 лет. Все члены каждой из семей являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Оренбургской области. Каждая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, исходя из основного условия, что каждый член семьи является собственником жилого помещения общей площадью не более 13,5 м2 от общей площади на одного члена семьи. Также еще одним из условий участия в программе является отсутствие материальной государственной поддержки за счет федерального, областного или местного бюджета, за исключением материнского капитала. Все требования для участия в программе были соблюдены и каждая из семей была внесена в список на участие в программе.

По условию действующей программой предусмотрено предоставление трех видов социальных выплат. Каждая из семей самостоятельно выбирает один из них.

1)                социальная выплата на приобретение (строительство) жилья в размере 30% и 40% от расчетной стоимости жилья;

2)                социальная выплата на погашение части стоимости жилья, в случае рождения (усыновления) ребенка в размере 5-20% от расчетной стоимости жилья;

3)                социальная выплата на оплату первоначального взноса при получении кредита для приобретения жилья в размере 25% от расчетной стоимости жилья, в зависимости от формы приобретения.

Каждый вид социальных выплат имеет определенные условия для участия в программе.

По итогам проведения программы 44 молодые семьи в 2016 году получат поддержку от государства на улучшение жилищных условий, по трем видам социальных выплат. По приложению к приказу № 6-од от 15.01.2016 года можно сказать, что 15 остронуждающихся молодых семей получат социальные выплаты на общую сумму 10 309 900, 0 руб. [5]

Даты включения в список участников начинаются еще с 2010г.  и по 2014г. Каждая семья имеет от 1 до 3 детей. По приложение № 1 к приказу от 22.03.2016 № 27-од отмечено 14 семей, которые  получат социальные  выплаты  на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы” в 2016 году. Каждая семья является многодетной, т.к. количество детей от 7 до 4. Даты включения в список участников подпрограммы с 2010-2014гг. Общая сумма социальных выплат составит 17 689 500, 0 руб. [6]

Пятнадцать молодых семей – участниц подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы”, включенных в список отдельных категорий молодых семей – участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, по  городу Оренбургу, прошли все условия конкурса. Они получат социальные выплаты на общую сумму 10 309 697,0 руб. [7]

Из выписка по приложению № 2 к приказу от 22.03.2016 № 27-од следует, что 5 многодетных нуждающихся семей занесены в резерв. [8]

Анализируя реализацию целевой программы, стоит отметить, что не смотря на то, что программа только начала действовать, но она дает уже результаты. На данный период 2016 года только 44 семьи получат социальные выплаты от государства. Но стоит заметить, что данная программа по поддержке молодых семей только начала реализовываться.

Основными проблемами по реализации программы являются:

- несовершенство нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне;

- отсутствие создания условий для приобретения нового жилья (небольшой по стоимости за счет малых квадратных метров и удешевления стоимости материалов);

- не в полной мере реализация доступных кредитных и ипотечных условий для приобретения жилья;

- возрастные ограничения для участия в программе;

- жесткие условия получения выплат, связанные с наличием у каждого члена семьи менее 13,5 м2 жилого помещения.

В данной статье хотелось бы рассмотреть основные направления улучшения реализуемых мероприятий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

К основным мероприятиям относятся:

1) разработка новых проектов планировки и размерности квартир. Крупнопанельное домостроение  из более экономичных строительных материалов, небольшие по площади квартиры, использования материалов и сырья изготовленного в регионе и т.д. Всё это позволит снизить себестоимость жилья и станет более доступным.

2) разработка новых кредитных предложений государственным банком. Кредит должен учитывать не только совокупность дохода супруга, но и их родителей. Это даст возможность для приобретения жилья студентам. Так же возможно уменьшение первоначального взноса с 20% на 10%.

3) внесение поправок в возрастные критерии. В качестве улучшения реализации программы принять допустимым к участию в программе семью возраст одного из супругов не превышающий 35 лет, а возраст другого не принимать во внимание.

4) увеличение размера общей площади жилого помещения с 13,5м2 до 18м2, находящегося в собственности супругов. Так, в сравнении в г. Самара такой стандарт составляет не более 18 м2 на одного супруга.

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы и создание дополнительных условий для участия в подпрограмме позволит обеспечить жильем тысячи семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что позволит обеспечить:

- привлечение в жилищную сферу дополнительные финансовые средства, как следствие обеспечение работы строительной отрасли, наличие рабочих мест, подготовка кадров и т.д.;

- развитие и улучшение демографической ситуации в стране;

- укрепление социальных отношений в обществе и семье и.т.д.

Таким образом, хотелось бы подвести итог и отметить, что  жилищная сфера является не просто сектором экономики, а социально ориентированным сектором экономики, целью функционирования которого является жизнеобеспечение российских граждан. И именно помощь молодым семьям является движущей силой страны к высокоорганизованному и культурному обществу.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства Оренбургской области от 17.12.2010 № 1050 «Об утверждении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», N 5, 31.01.2011, ст. 739);
  2. Постановление Правительства Самарской области  «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств молодым семьям – участникам областной целевой программы “Молодой семье – доступное жилье” на 2009 – 2015 годы в случае высвобождения средств, предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям»
  3. Постановление Правительства Оренбургской области от 27.05.2010 № 370 «Об утверждении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы
  4. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 № 286-п «Об утверждении правил постановки на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы “Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 – 2020 годах» (первоначальный текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 8 мая 2015, в издании “Оренбуржье” N 60 от 14 мая 2015);
  5. Приложение  к приказу № 6-од от 15.01.2016 года (Выписка из приложения  к приказу № 6-од от 15.01.2016 года)
  6. Приложение № 1 к приказу от 22.03.2016 № 27-од (Выписка из приложения № 1 к приказу от 22.03.2016 № 27-од)
  7. Список молодых семей – участниц подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы”, включенных в список отдельных категорий молодых семей – участниц подпрограммы, подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, по  городу Оренбургу
  8. Приложение № 2 к приказу от 22.03.2016 № 27-од (Выписка из приложения № 2 к приказу от 22.03.2016 № 27-од)
  9. Официальный портал. Город Оренбург. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://orenburg.ru/. Дата обращения: 01.11.2016.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галеева Алина Рафисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация