Сегодня ни для кого не секрет, что наступило время «новой экономики» – экономики знаний, новых информационных технологий, новых бизнес-процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность, этому явлению уже посвящено множество различных научных исследований.
Однако тема менеджмента нового времени пока не полностью раскрыта в научных работах. Актуальность работы обусловлена тем, что современное состояние экономики требует новых технологий управления. «Сжатие» экономики, структурная и временная неопределенность дальнейшего развития отраслей и регионов делают актуальным изучение внутренних источников экономического потенциала российских компаний. [7, с.15] Экономика нуждается в новом менеджменте, который будет формировать ее контуры, принципы и особенности [11]. В статье рассматриваются основные управленческие технологии нового времени, основанные на принципе создания различной (неполной, правдивой или ложной) информации внутри компании и выведении ее во внешнюю среду.
Согласно работам Сизов В.С. [11], Bauer C. [14], Хау Дж. [10], Иванов В.Н. [3], Анохин А. Б. [1], Распопов В.М. [8], Смолян Г.Л. [12], Морозова О.Ф. [5] и др., нами были выделены следующие основные виды управленческих технологий новой экономики: рефлексивное управление, психоинжиниринг, краудсорсинг и арт-менеджмент. Далее разберу каждую из них подробней.
Рефлексивное управление – это такое воздействие на субъектов, которое принуждает их принять решение, заранее спланированное управленцем. При этом субъектами могут выступать как отдельные индивиды, так и группы людей. С одной стороны это искусство манипуляции людьми, с другой стороны – специфический метод контроля над обществом. Выделяются основные принципы рефлексивного управления: ориентированность на цель; актуализация планов; соответствие целей, миссий, места, времени и методов проведения; моделирование и/или прогноз состояния стороны во время выполнения действий; антиципация событий.
Психоинжиниринг – «технология промывания мозгов» Лефевра В.А. Система методов информационного воздействия, специализирующаяся на закладке идей в сознание и подсознание массовой аудитории и подконтрольных «мозгов». Среди основных приемов такие, как:
- эмоциональный крючок - обращение к чувствам человека, а не к разуму,
- замалчивание важного – сокрытие важной информации о происходящем, и массовое тиражирование незначительных изменений,
- внушение через стереотипы мышления – если рядом, значит что-то значит. [13]
Краудсорсинг – это использование ресурсов людей, в основном интеллектуальных, с целью решения конкретных задач, поставленных инициатором. Другими словами это «разум толпы», который направлен на создание чего-то нового. По отношению к автору проекта выделяют два вида краудсорсинга: внутренний и внешний. Внешний – участниками являются все возможные заинтересованные индивиды, сотрудники, клиенты, партнеры, общественность. Внутренний – здесь участниками могут стать только представители организатора краудсорсинга, это связано с тем, что может возникнуть проблема конфиденциальности, либо могут потребоваться специфические знания, которыми обладают только представители заказчика [2].
Особый вид менеджмента пятого технологического уклада, это арт-менеджмент – руководство культурными предприятиями [6]. В связи с тем, что предпринимательство в сфере культуры в новом веке развивается в геометрической прогрессии, появилась необходимость разделить понятия «менеджмент» и «арт-менеджмент» [4, 9], это особый вид менеджмента связанный с управлением процессами в сфере культуры и искусства со своими целями, задачами и критериями эффективности.
«Новая экономика» требует «нового менеджмента», нельзя управлять новыми процессами при помощи страх технологий. Методики управления не являются чем-то постоянным, они подвижны и должны меняться вместе с экономикой и технологическим укладом. В настоящее время существует четыре основные технологии «нового менеджмента», но стоит помнить, что каждая из них – это не ответ на все вопросы, а всего лишь инструмент, который помогает выполнить поставленные задачи и привести компанию к её целям.
Библиографический список
- Анохин А. Б. Аутсорсинг в государственном управлении зарубежных стран и России [Текст]: учебное пособие./ А.Б. Анохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.
- Гиниева С. Б., Долженко Р. А. Внутренний краудсорсинг как инструмент вовлечения персонала //Управленец, 2016, №3 (61), с.36-46.
- Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления[Текст]: энциклопедия управленческих знаний./ В.Н. Иванов. – М.: Изд-во «Экономика», 2008. – 326 с.
- Костылев С. В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11971, свободный.
- Морозова О. Ф. Менеджмент и арт-менеджмент: грани концептуального взаимодействия [Электронный ресурс]./ Economic Annals-XXI – 2016г. – Volume 158? Issue 3-4(2). – Режим доступа: doi: http://dx.doi.org/10.1080/2331186X.2015.1045217, свободный.
- Морозова О. Ф. Проблемы рефлексии и методологии социального управления [Текст] / О. Ф. Морозова. – Москва : Изд. дом АТиСО, 2008. – 254с.
- Орехова С. В., Леготин Ф. Я. Формирование ресурсной стратегии фирмы в контексте RBV-анализа. //Известия УрГЭУ, 2015, №4(60), с. 15-26.
- Распопов В. М. Превентивное антикризисное управление [Текст]: Учебное пособие / В. М. Распопов, В. В. Распопов. – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. – 432 с.
- Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст] / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова – СПб. : Изд-во «Лань»; Из-во «Планета музыки», 2009. – 528 с.
- Хау Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса [Текст]./ Джефф Хау– М.: Альпина Паблишер, 2014. – 288 с.
- Новая экономика: теория и практика[Текст]./ Е.Ф. Авдокушин; Под ред. Е.Ф. Авдокушина, В.С. Сизова. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 368 с.
- Пермское краевое отделение КПРФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kprf.perm.ru/golos-partii/analitika/smilyandiya-psihoinzhiniring-oruzhie-oligarhoza-ili-kak-nas-obrabatyivayut/, свободный.
- Рефлексивные процессы и управление [Электронный ресурс]/ Международный научно-практический междисциплинарный журнал. //Специальный выпуск, посвященный 70-летию В.А. Лефевра №1 январь-июнь 2006 Том 6. – Режим доступа: http://www.reflexion.ru/Library/J2006_1.pdf, свободный.
- Bauer C. Educating artists in management – An analysis of art education programmes in DACH region[Text] / C. Bauer // Cogent Education. – 2015. – No. 2 (1).