АЛГОРИТМ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ И БЛАГОУСТРОЕННОСТИ ГОРОДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ

Анашкина Наталия Юрьевна
Уральский государственный университет путей сообщения
г. Екатеринбург, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации

Аннотация
В статье представлены области, цели и субъекты «зеленой» логистики. Излагаются основные направления мероприятий, и объясняется необходимость их внедрения для организации устойчивого развития городских транспортных систем и благоустроенности городов. Разработан алгоритм основных действий по обеспечению внедрения данных направлений развития.

Ключевые слова: благоприятные условия для жизни, городские транспортные системы, зеленая логистика, мегаполисы, общество, устойчивое развитие, экология, экономика


ALGORITHM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF URBAN TRANSPORT SYSTEMS AND LIVABILITY BASED ON GREEN LOGISTICS METHODS

Anashkina Nataliia Yurjevna
Ural State University of Railway Transport
Yekaterinburg, PhD in Linguistics, Associate Professor of the Foreign Languages and Intercultural Communication Department

Abstract
The article outlines areas, aims and actors of green logistics. It presents the main activity guidelines and explains the necessity of their implementation for achieving the sustainable development of cities’ transport systems and boosting the level of urban habitat livability on the basis of which the action algorithm has been elaborated.

Keywords: ecology, economics, green logistics, livability, megapolises, society, sustainability, urban transport systems


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анашкина Н.Ю. Алгоритм достижения устойчивого развития транспортных систем и благоустроенности городов в соответствии с принципами «зеленой» логистики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73457 (дата обращения: 29.03.2024).

Транспортные системы оказывают существенное влияние на городскую среду: условия жизни людей и развитие городов. Наряду со всеми преимуществами современных видов транспорта, которые дают возможность быстрого и комфортного перемещения, стремительное развитие транспортных систем служит причиной многих проблем. Наиболее злободневными из них являются: загрязнение воздуха, воды, почвы, шумовые и вибрационные воздействия, накопление пыли и мусора, аварийность и травматизм, снижение уровня физической активности людей. Эти явления могут быть опасными для человеческого здоровья и жизни в настоящее время и, способствуя изменению климата, иметь влияние на условия жизни будущих поколений. Согласно современным исследованиям, транспортным системам принадлежит 25 % выбросов углекислого газа [1] и 23 % общего потребления энергии [2], что предполагает большие финансовые затраты, уязвимость в связи с повышением цен на топливо, нанесение вреда окружающей среде из-за использования невозобновляемых ископаемых видов топлива (95 %).

Другая группа вопросов связана с транспортными заторами, чрезмерным разрастанием городов за счет неэффективного строительства транспортных сетей и отведением обширных территорий под транспортную инфраструктуру внутри города. Это влечет за собой снижение доступа населения к рабочим местам, образовательным учреждениям, товарам и услугам, друзьям и семьям, неравенство в отношении маломобильных граждан. Перегруженность улично-дорожной сети способствует снижению скорости и регулярности доставки грузов и пассажиров, росту себестоимости перевозки, увеличению транспортной усталости участников движения и потери времени, снижению безопасности движения и качества жизни людей в целом. Все перечисленные факторы обуславливают актуальность данного исследования.

Таким образом, общество наращивает спрос на совершенствование логистических решений для достижения устойчивого развития транспорта и благоустроенности территории. Эти проблемы могут быть решены при помощи внедрения следующих мероприятий: использование альтернативных источников энергии,  экологичных видов транспорта (рельсового, пешеходного, велосипедного, электромобильного, скоростных автобусных перевозок по обособленной полосе), мультимодальных перевозок, развития общественного транспорта (введение единого билета и единой системы обслуживания для всех видов общественного транспорта) [3], уменьшения количества частного автомобильного транспорта, введения платного въезда в город и платных парковок, применения методов транзитно-ориентированного развития (ТОD), использования инноваций в создании инфраструктуры (IT-технологии для “умных” светофоров, информирование пассажиров при помощи приложений для мобильных телефонов и т. д.), организация работы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

«Зеленая» логистика как научное направление возникла в середине 1980-х годов и является направлением логистики, рассматривающим системы и подходы с точки зрения минимизации ущерба окружающей среде с использованием передовых технологий и оборудования [4]. Основной задаче логистики – управлению материальными, информационными и финансовыми потоками с минимальными денежными затратами, соответствует задача «зеленой» логистики с упором на снижение вредного влияния деятельности человека на окружающую среду, достижение баланса экономической и экологической эффективности. В частности, к задачам «зеленой» логистики относятся сокращение степени загрязнения воздуха, воды и почвы, снижение уровня шума, потребления энергии, минимизации транспортных заторов и повышения безопасности [5]. Практика показывает, что всю область исследования «зеленой» логистики можно условно разделить между тремя основными, тесно взаимодействующими секторами: экономическим, экологическим и социальным, составляющими так называемый «триединый итог» (“triple bottom line”) [6].

Важно отметить, что взаимодействие этих трех основных секторов связано с участием отдельных заинтересованных сторон: правительственных и юридических органов с национальными и международными законами и нормативными актами; инвесторов, кредиторов, экономических предприятий, покупателей и потребителей, агентств СМИ. При этом, представители общественности, которые одновременно являются и участниками экономических процессов, начали осознавать необходимость снижения вредного воздействия на окружающую среду, повышая корпоративную социальную ответственность. Финансово-правовые меры по наложению денежных штрафов на предприятия, не соответствующие требованиям по охране окружающей среды, является демонстрацией связи трех основных секторов [7].

Поскольку субъектами, вовлеченными в деятельность всех трех секторов, являются люди, то вопрос места их проживания является актуальным для данного исследования. Современные ученые утверждают, что к2050 г. численность городского населения превзойдет численность сельского населения, причем уже с 2000 года более 50 процентов населения в мире являются жителями крупных городов – мегаполисов (с населением более 10 миллионов человек) [8].

В 1985 году количество мегаполисов составляло всего 5 городов [9], в 2000 году оно возросло до 13 [10], а в 2015 – уже достигло 34 [11]. Это означает, что темп роста мегаполисов до 2000 года имел фактор 0,5 единиц в год, а после 2000 года – 1,4 единиц в год. Причем, темпы роста крупных городов в различных экономических системах неравномерны. Так, население Лондона достигло отметки 7 миллионов человек за период 100 лет, Токио потребовалось 50, а Дели всего несколько десятилетий, а в целом, численность населения развивающихся стран в 2000 году в шесть раз превысила численность населения индустриально-развитых стран [12].

Вопрос увеличения численности городского населения соотносится с вопросом роста количества личного автомобильного транспорта. Существуют различия и между транспортными системами мегаполисов в развивающихся и развитых странах. Большинство развивающихся стран имеют около 100 автомобилей на 1000 человек, в сравнении с 400 на 1000 человек населения в высокоразвитых, в индустриальном отношении, странах  [13]. Однако, при возрастающей интенсивности роста числа личного автомобильного транспорта в крупных городах развивающихся стран, темп развития транспортной инфраструктуры остается на низком уровне, что служит причиной многих проблем в экономической, экологической и социальной сферах деятельности в крупных городах [14].

В настоящее время количество выбросов углекислого газа, составляющего 95 % от общего количества всех выбросов парниковых газов, при использовании личного моторизированного транспорта в системах как развивающихся, так и индустриальных стран значительно превышают выбросы при использовании общественного транспорта.

В то время когда ряд ученых считает агломерацию в крупные города явлением, оказывающим сильно выраженное вредное воздействие на окружающую среду, Igwe (2006) [15], Gwilliam (2003) [16], Decker  и др. (2002) [17]; другие полагают, что при правильной организации данное явление имеет экономическую выгоду за счет экономии от масштаба. Banister (2008) [18], West and Bettencourt (2010) [19], Dodman (2009) [20].

С наращиванием интенсивности темпов роста крупных городов и развития систем транспорта организация устойчивого развития транспортных систем и благоустроенности городов становится глобальной проблемой [21, 22].
Для обеспечения решения данной проблемы был разработан алгоритм действий, состоящий из следующих шагов:

1. формулировка определения, целей, задач, структуры направлений устойчивого развития транспортных систем и благоустроенности городов в соответствии с принципами «зеленой» логистики;

2. выделение показателей (систем показателей) для оценки исходного состояния и последующего развития;

3. нахождение инструментов и технологий и применение их в действии для достижения результатов.

Таблица 1 – Процесс достижения устойчивого развития транспортных систем и благоустроенности городов в соответствии с принципами «зеленой» логистики

В Таблице 1 графически представлен процесс достижения устойчивого развития транспортных систем и благоустроенность городов   в соответствии с принципами «зеленой» логистики.


Библиографический список
  1. Taiyab N. Issues in Brief. 004 November 2008. Transportation in Mega-Cities: A local issue, a global question. [Электронный ресурс], URL: http://www.bu.edu/pardee/files/documents/BU-Pardee-Policy-Paper-004-Megacities.pdf  (дата обращения: 19.07.2015).
  2. Wikipedia. Sustainable transport. [Электронный ресурс], URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sustainable_transport (дата обращения: 1.08.2015).
  3. Fishman E. Bikeshare: Transport, 2015. [Электронный ресурс], URL: http://dx.doi.org/10.1080/01441647.2015.1033036 (https://www.itdp.org/what-we-do/public-transport/) (дата обращения: 16.08.2015).
  4. Thiell M., Zuluaga J., Montanez J., van Hoof B.: Green Logistics – Global Practices and their Implementation in Emerging Markets, p. 2, Colombia 2011.
  5. Boile M. SMILE Final Conference: Energy Efficiency in Urban LogisticsValencia,Spain, 2015. [Электронный ресурс], URL: http://smile-urbanlogistics.eu/sites/default/files/docs/1_introductory_presentation_by_maria_boile_certh.pdf (дата обращения: 18.08.2015).
  6. Gudmundsson H. Ministry of Environment and Energy National Environmental Research Institute Indicators and performance measures for Transportation, Environment and Sustainability in North America Report from a German Marshall Fund Fellowship 2000 individual study tour. Research Notes No. 148, 2001. [Электронный ресурс], URL: http://www2.dmu.dk/1_viden/2_publikationer/3_arbrapporter/rapporter/ar148.pdf (дата обращения: 26.08.2015).
  7. Green logistics in the logistics planning. [Электронный ресурс], URL: http://www.logsol.de/en/green-logistics.html (дата обращения: 21.08.2015).
  8. Emberger G. et al., Transport in megacities of tomorrow.Rio,Brazil, 2010.
  9. Щербакова Е. Число мегаполисов с населением 10 миллионов человек и более увеличится с 21 в 2009 году до 29 в 2025 году. Демоскоп № 429-430, 2010. [Электронный ресурс], URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0429/barom07.php (дата обращения: 22.08.2015).
  10. Бюро консультаций по вопросам народонаселения. [Электронный ресурс], URL: http://www.prb.org/Publications/Lesson-Plans/HumanPopulation/Urbanization.aspx (дата обращения: 23.08.2015).
  11. Wikipedia. Megacities. [Электронный ресурс], URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Megacity (дата обращения: 12.08.2015).
  12. Sorensen A., Okata J. Megacities: Urban Form, Governance, and Sustainability. Springer, 2011.
  13. World bank. Cities on the move: a World Bank urban transport strategy review.Washington, 2002.
  14. Urban age. South American cities: securing an urban future.LondonSchoolof Economics and Political Science, 2009.
  15. Igwe A.. The transport challenge in the sustainability of megacities. WIT Transactions on The Built Environment. 89, 2006, pp. 23-32.
  16. Gwilliam K. Urban transport in developing countries. Transport Reviews. 23 (2), 2003, pp. 197-216.
  17. DeckerE.H.et al.Megacitiesand the Environment. The Scientific World Journal. 2, 2002, pp. 374–386.
  18. Banister D. Unsustainable transport: city transport in the new century.London: Routhledge, 2005.
  19. West G., Bettencourt L. A unified theory of urban living. Nature. 467. 21, 2010. pp. 912-913.
  20. Dodman D. Blaming cities for climate change? An analysis of urban greenhouse gas emissions inventories. Environment and Urbanization. 21, 2009, pp. 185-201.
  21. Журавская М.А.  Зеленая логистика – стратегия успеха в развитии современного транспорта// Вестник УрГУПС №1, 2015. С. 60-64.
  22. Zhuravskaya M., Anashkina N., 2015, Ecological and logistic concept as a new management approach in a modern society, News of Science and Education, 1/25, 21-28.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анашкина Наталия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация