Актуальность развития андрагогики как теории и практики обусловлена совершенно новыми требованиями, которые продиктованы современными социально-экономических условиями к образованию взрослых. В настоящее время основные цели и практика образования взрослых субъектов все более носят опережающий характер, андрагогические аспекты ориентированы на конкретные социальные группы и существующие условия социального характера.
Андрагогика представляет собой науку и научную дисциплину, охватывающую теорию и методику образования взрослых субъектов в формате непрерывного становления человеческой личности. Андрагогическое знание берет свои истоки в педагогической теории и практике, формируя особую область научного знания, прежде всего, социальной направленности.
Следует выделить несколько этапов развития андрагогики как обособленной науки:
1) введение общего понятия «андрагогика»;
2)формирование науки андрагогики в качестве важнейшего направления педагогики;
3) признание андрагогики в качестве самостоятельной науки;
4) рост социокультурной значимости андрагогики;
5) усиление прикладной составляющей опережающих функций [7,с.156,158].
Объектами андрагогических исследования являются последипломное образование; переподготовка кадров; внутрифирменное образование; последипломное образование; различные категории кадров; обучение в компетентных центрах [2,с.123,127].
Андрагогика как междисциплинарная область научного знания включает:
1. Философскую, методологическую и культурологическую составляющие. Данные компоненты характеризуют цели и смысл образования, процесс непрерывного образования, как андрагогический процесс, ее принципы, позиции.
2. Социальный и психологический элементы андрагогики, которые охватывают этапы жизненного становления человека, раскрывают концепцию Б. Г. Ананьева: “индивид – личность – субъект – индивидуальность”, а также описывают психофизические аспекты развития взрослых, кризисы в становлении личности взрослого и особенности их протекания, особенности психологического и социального сопровождения процесса обучения групп населения, являющихся незащищенными: безработные, инвалиды, осужденные.
3. Дидактико-технологический аспект андрагогики включает андрагогические аспекты модели управления эффективностью обучения взрослых, его качеством. Здесь следует отметить понятие, структуру, основополагающие технологии обучения взрослых, психологическую диагностику в связке с андрагогической, выявление возможного опыта, эмпирические концепции, теории и подходы к обучению взрослых, существующие модели обучения, отражающие основные этапы получения опыта.
Проблематика андрагогики как социальной практики обусловлена рядом социально-экономических условий, которые характеризуют развитие системы образования в нашей стране:
1) Учитывая структурные экономические преобразования, достаточно сильно обострилась проблема отсутствия востребованности имеющихся профессий (специальностей), и их несоответствие с уровнями квалификации.
2) в сложившихся условиях реструктуризации занятости населения, прогнозируется увеличение активности в области краткосрочного переобучения персонала, что будет реализовываться специальными государственными структурами и частными организациями. Отметим, что успешное переобучение существенной части освободившихся работников – одна из гарантий преодоления сложившихся проблем;
3) переход к рыночным правилам в 90-е годы привел к стремительному упадку системы внутрипроизводственного образования. Пришли новые поколения управленцев, которые воспринимают реальность иначе. Чаще всего, данные субъекты не в состоянии осознать специфику образования взрослых в системе организации и обучения. Отсутствие эффективных методик андрагогической организации внутрифирменного обучения приводит к явной неэффективности данного процесса;
4) существует проблема взрослых, являющихся специалистами. Это связано с тем, что согласно социологическим данным, свыше 50% выпускников вузов не работают по своей специальности. Очень ярко это проявляется в сфере педагогических кадров. Данной категории взрослых требуется дополнительная подготовка, чтоб эффективно войти в профессию. [4]
Разрешение указанных выше противоречий возможно при использовании моделей опережающего обучения. Особенностью таких моделей является подготовка обучающегося к самостоятельному освоению новой техники, технологии, самостоятельному развитию профессиональных компетенций, которые позволят ему своевременно профессионально развиваться. Особый упор при этом делается на:
1) развитие интересов и убеждений, что способствуют адаптации человека к изменениям жизни;
2) развитие способностей применять полученные знания с целью совершенствования деятельности;
3) развитие личности в процессе обучения;
4) фундаментальные общеобразовательные знания и знания мировоззренческого плана;
5) развитие навыков самообразования и саморазвития;
6) применение умений находить решение для проблем, которые не встречались в деятельности ранее.
Опережающее образование в полной мере помогает становлению глобального сознания специалиста-профессионала, осознающего любые возможные опасности и умеющего применить все средства для их предотвращения, определяет возможности развития человека “мобильного”, самореализующегося, способного в полной мере осознавать свое место и роль в изменяющейся ситуации, делать эффективные шаги для решения практических задач и добиваться необходимого результата.
Таким образом, современное теоретическое и практическое развитие андрагогики направлено на обеспечение активной и эффективной жизнедеятельности человека в личном и профессиональном плане. Важнейшим направлением андрагогической практики становится опережающее обучение, способствующее подготовке к самостоятельному освоению обучающимися разнообразных новшеств.
Библиографический список
- Богданова А.И., Деренжи Н.Д., Стефанова В.С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование. 2008. № 1
- Змеев С.И. Проблемы и перспективы применения андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов. // Медицинское образование и вузовская наука. М., Научно-практический рецензируемый журнал ГБОУ Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 2014, № 1 (5). С. 123-127
- Мухлаева Т.В., Соколов В.И., Заборщикова М.М. Андрагогика: проблемы идентичности и сопряженность с педагогикой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4
- Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 21.
- Прохорова М.П. Механизмы и формы реализации инновационных программ педагогической подготовки // Мир науки. 2015. № 3. С. 42.
- Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.
- Рукавишникова Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 156-158
- Цеунов, К.С. Понятийный аппарат проблемы формирования межкультурной компетенции / К.С. Цеунов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. №3 (8). С. 104-109.