КОМНАТА МАТЕРИ И РЕБЕНКА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА

Прохорова Мария Петровна1, Кочетова Елена Сергеевна2, Некипелова Анастасия Анатольевна3, Новикова Алёна Вячеславовна4, Дорничева Любовь Алексеевна5
1ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", кандидат педагогических наук, доцент
2ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", студент
3ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", студент
4ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", студент
5ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", студент

Аннотация
Данная статья посвящена обоснованию потребности в создании комнаты матери и ребёнка в российских вузах. Проведенное исследование позволяет утверждать, что обучающимся необходима данная комната, которая позволит молодым мама посещать занятия, не беспокоясь о присмотре за ребёнком. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: дети, комната матери и ребёнка, молодежь, образование, ребенок, социальная инфраструктура, студенческая семья


A MOTHER AND CHILD AS PART OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY

Prohorova Mariya Petrovna1, Kochetova Elena Sergeevna2, Nekipelova Anastasiay Anatolevna3, Novikova Alena Vaycheslavovna4, Dornicheva Lubov Alekseevna5
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, Ph.D, Associate Professor
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, student
4Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, student
5Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, student

Abstract
This article is devoted to justification of the need to create mother and child in Russian universities. The study suggests that students need this room, which will allow the young mother to attend classes without worrying about childcare. This problem is multifaceted.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прохорова М.П., Кочетова Е.С., Некипелова А.А., Новикова А.В., Дорничева Л.А. Комната матери и ребенка как элемент социальной инфраструктуры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73077 (дата обращения: 19.04.2024).

Социальная инфраструктура университета представляет собой совокупность подразделений, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей как научно-педагогических и других работников, так и всех обучающихся [3]. Она является важным фактором социальной защиты студентов и работников вуза. Поддержание социальной инфраструктуры вуза на качественном уровне и её расширение должны занимать важное место в политике развития университета [2].

Одной из важнейших задач современного общества является создание условий для повышения качества жизни молодой семьи, в том числе студенческой. Государственная политика направлена на поддержку студентов, ставших родителями, стимулирование их к продолжению образования [4]. Ведь очень сложно совмещать собственное обучение и материнство.

Одним из шагов к этому является поручение весной 2016 года Председателя Правительства РФ Медведева Д.А. Министерству образования и науки РФ, Министерству финансов РФ и Министерству труда РФ подготовить предложения по стимулированию оказания в образовательных организациях высшего образования услуг для студентов и аспирантов по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет [6]. В соответствии с чем, в ближайшем будущем вузы могут рассчитывать на появление в их социальной инфраструктуре нового подразделения – комнаты матери и ребёнка.

Комната матери и ребёнка — отдельное помещение специального назначения для родителей и их детей дошкольного возраста, предназначенное для кормления, переодевания ребёнка, организации его отдыха и досуга. Это удобное и комфортное место, где можно оставить ребёнка под присмотром воспитателя [5].

С появлением такой комнаты в университетах студенткам стало бы гораздо спокойнее за своё будущее. Молодые мамы смогут посещать лекции и сдавать сессии и будут уверены, что на время своего отсутствия их дети под надежным присмотром.

Согласно результатам мониторинга, предоставленным «Известиям» в Министерство образования и науки РФ, возможность осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным профессиональным образовательным программам, уже доступна в 19 вузах России [1]. Данные образовательные организации располагают детским садом или детским центром как структурным подразделением, а в некоторых организованы детские игровые комнаты или комнаты временного пребывания для детей.

Мы провели социологическое исследование в НГПУ им. К. Минина, направленное на выявление необходимости создания такой комнаты матери и ребёнка нашем университете.

Целью исследования выступало определение числа студентов, имеющих детей и их потребности в присмотре за детьми во время получения образования.

Задачами исследования являлись:

– выявление студентов имеющих детей (их курс, форма обучения);

– определение потребности в услугах комнаты матери и ребёнка;

– определение возраста детей, нуждающихся в присмотре во время получения образования родителями;

– определение мнения студентов о времени работы, оснащении, оплате услуг комнаты матери и ребёнка.

В анкетировании приняли участие 233 человека, из которых 200 человек женского пола, что составило 86 % от общего числа, и 33 человека мужского пола, что составило 14 % от общего числа опрошенных.

Из опрошенных респондентов студентами первого курса являются (34,6%), второго (22,4%), третьего (13,3 %), четвертого (21,2 %), пятого (2,4 %), 1 курса магистратуры (3,6 %), 2 курса магистратуры (2,4 %) (рис. 1).


Рис. 1. Распределение респондентов по курсам обучения

83,1 % опрошенных являются студентами очной формы обучения, 16,9 % – заочной формы обучения.

    67 % респондентов считают необходимым создание комнаты матери и ребёнка в высших учебных заведениях.

    Из раздела “Информация о детях” было выявлено, что среди опрошенных у 43 человек (18, 4 %) есть дети.

    Участвующие в анкетировании могли выбирать сразу несколько вариантов ответов на вопрос «Какого возраста Ваш ребёнок (дети)?», так как некоторые студенты имеют по 2 ребенка.

В итоге детей, возрастом до 2 лет имеют 72 % студентов, от 2 до 4-х лет-16 %, от 4 до 7 лет – 16 %, старше 7 лет – 8% (рис. 2).


Рис. 2. Распределение детей по возрасту

В среднем опрошенные студенты готовы платить за пребывание в комнате матери и ребенка 150 рублей в час.

54,5 % респондентам услуги комнаты матери и ребенка необходимы с 8:00 до 12:00, 36,4 % – с 12:00 до 16:00 и 9,1% опрошенным услуги необходимы после 16:00 (рис. 3).


Рис. 3. Актуальное время работы комнаты матери и ребенка

    В результате опроса было определено, наличие каких предметов в комнате матери и ребенка важнее всего (рис. 4).


Рис. 4. Необходимое оснащение комнаты матери и ребёнка

На вопрос “Считаете ли Вы необходимым присутствие педагогического работника в комнате матери и ребёнка?” были получены следующие результаты: 74 % считают, что присутствие педагогического работника обязательно, 26 % – не нуждаются в этом (рис. 5).


Рис. 5. Необходимость присутствия педагогического работника в комнате матери и ребёнка

Что касается временного присмотра за детьми студентами старших курсов Университета, получающими педагогическое образование, то 52 % респондентов отнеслись к этому положительно, 44 % посчитали это недопустимым, а 6 % затруднились ответить.

Таким образом, исследование показало, что у студентов НГПУ им. К. Минина, имеющих детей, существует потребность в появлении комнаты матери и ребёнка в нашем учебном заведении. Реализация проекта решит одну из волнующих проблем данных семей – присмотр за детьми на время посещения ими учебных занятий.


Библиографический список
  1. Известия // [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/577747 (дата обращения: 20.10.2016)
  2. Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор регионального развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5126 (дата обращения: 12.10.2016).
  3. Прохорова, М.П. Особенности разработки инновационной инфраструктуры инженерно-педагогического вуза в условиях интеграции образования, науки, производства / М.П. Прохорова // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. – 2011. – №1-3. – С.71-78.
  4. Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности // В мире научных открытий. 2011. №6.1. С.317.
  5. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов  Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. с. 158-162.
  6. Российское образование Федеральный портал // [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/news/vuzy/v-vuzah-mogut-poyavitsya-uslugi-po-uhodu-za-detmi-/ (дата обращения: 13.10.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Новикова Алёна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация