Социальная инфраструктура университета представляет собой совокупность подразделений, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей как научно-педагогических и других работников, так и всех обучающихся [3]. Она является важным фактором социальной защиты студентов и работников вуза. Поддержание социальной инфраструктуры вуза на качественном уровне и её расширение должны занимать важное место в политике развития университета [2].
Одной из важнейших задач современного общества является создание условий для повышения качества жизни молодой семьи, в том числе студенческой. Государственная политика направлена на поддержку студентов, ставших родителями, стимулирование их к продолжению образования [4]. Ведь очень сложно совмещать собственное обучение и материнство.
Одним из шагов к этому является поручение весной 2016 года Председателя Правительства РФ Медведева Д.А. Министерству образования и науки РФ, Министерству финансов РФ и Министерству труда РФ подготовить предложения по стимулированию оказания в образовательных организациях высшего образования услуг для студентов и аспирантов по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет [6]. В соответствии с чем, в ближайшем будущем вузы могут рассчитывать на появление в их социальной инфраструктуре нового подразделения – комнаты матери и ребёнка.
Комната матери и ребёнка — отдельное помещение специального назначения для родителей и их детей дошкольного возраста, предназначенное для кормления, переодевания ребёнка, организации его отдыха и досуга. Это удобное и комфортное место, где можно оставить ребёнка под присмотром воспитателя [5].
С появлением такой комнаты в университетах студенткам стало бы гораздо спокойнее за своё будущее. Молодые мамы смогут посещать лекции и сдавать сессии и будут уверены, что на время своего отсутствия их дети под надежным присмотром.
Согласно результатам мониторинга, предоставленным «Известиям» в Министерство образования и науки РФ, возможность осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным профессиональным образовательным программам, уже доступна в 19 вузах России [1]. Данные образовательные организации располагают детским садом или детским центром как структурным подразделением, а в некоторых организованы детские игровые комнаты или комнаты временного пребывания для детей.
Мы провели социологическое исследование в НГПУ им. К. Минина, направленное на выявление необходимости создания такой комнаты матери и ребёнка нашем университете.
Целью исследования выступало определение числа студентов, имеющих детей и их потребности в присмотре за детьми во время получения образования.
Задачами исследования являлись:
– выявление студентов имеющих детей (их курс, форма обучения);
– определение потребности в услугах комнаты матери и ребёнка;
– определение возраста детей, нуждающихся в присмотре во время получения образования родителями;
– определение мнения студентов о времени работы, оснащении, оплате услуг комнаты матери и ребёнка.
В анкетировании приняли участие 233 человека, из которых 200 человек женского пола, что составило 86 % от общего числа, и 33 человека мужского пола, что составило 14 % от общего числа опрошенных.
Из опрошенных респондентов студентами первого курса являются (34,6%), второго (22,4%), третьего (13,3 %), четвертого (21,2 %), пятого (2,4 %), 1 курса магистратуры (3,6 %), 2 курса магистратуры (2,4 %) (рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов по курсам обучения
83,1 % опрошенных являются студентами очной формы обучения, 16,9 % – заочной формы обучения.
67 % респондентов считают необходимым создание комнаты матери и ребёнка в высших учебных заведениях.
Из раздела “Информация о детях” было выявлено, что среди опрошенных у 43 человек (18, 4 %) есть дети.
Участвующие в анкетировании могли выбирать сразу несколько вариантов ответов на вопрос «Какого возраста Ваш ребёнок (дети)?», так как некоторые студенты имеют по 2 ребенка.
В итоге детей, возрастом до 2 лет имеют 72 % студентов, от 2 до 4-х лет-16 %, от 4 до 7 лет – 16 %, старше 7 лет – 8% (рис. 2).
Рис. 2. Распределение детей по возрасту
В среднем опрошенные студенты готовы платить за пребывание в комнате матери и ребенка 150 рублей в час.
54,5 % респондентам услуги комнаты матери и ребенка необходимы с 8:00 до 12:00, 36,4 % – с 12:00 до 16:00 и 9,1% опрошенным услуги необходимы после 16:00 (рис. 3).
Рис. 3. Актуальное время работы комнаты матери и ребенка
В результате опроса было определено, наличие каких предметов в комнате матери и ребенка важнее всего (рис. 4).
Рис. 4. Необходимое оснащение комнаты матери и ребёнка
На вопрос “Считаете ли Вы необходимым присутствие педагогического работника в комнате матери и ребёнка?” были получены следующие результаты: 74 % считают, что присутствие педагогического работника обязательно, 26 % – не нуждаются в этом (рис. 5).
Рис. 5. Необходимость присутствия педагогического работника в комнате матери и ребёнка
Что касается временного присмотра за детьми студентами старших курсов Университета, получающими педагогическое образование, то 52 % респондентов отнеслись к этому положительно, 44 % посчитали это недопустимым, а 6 % затруднились ответить.
Таким образом, исследование показало, что у студентов НГПУ им. К. Минина, имеющих детей, существует потребность в появлении комнаты матери и ребёнка в нашем учебном заведении. Реализация проекта решит одну из волнующих проблем данных семей – присмотр за детьми на время посещения ими учебных занятий.
Библиографический список
- Известия // [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/577747 (дата обращения: 20.10.2016)
- Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор регионального развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5126 (дата обращения: 12.10.2016).
- Прохорова, М.П. Особенности разработки инновационной инфраструктуры инженерно-педагогического вуза в условиях интеграции образования, науки, производства / М.П. Прохорова // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. – 2011. – №1-3. – С.71-78.
- Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности // В мире научных открытий. 2011. №6.1. С.317.
- Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. с. 158-162.
- Российское образование Федеральный портал // [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/news/vuzy/v-vuzah-mogut-poyavitsya-uslugi-po-uhodu-za-detmi-/ (дата обращения: 13.10.2016).