Проблема формирования школьной мотивации становится все более актуальной, поскольку система образования постоянно в движении, она все больше направлена на самостоятельную работу учеников. С усложнением системы образования сменяется и деятельная активность и мотивации ее участников. Очень важно во время сформировать у учеников определенный положительный уровень школьной мотивации. Таким образом, мотивация понимается как побудительная система действий, направленная на удовлетворение потребностей.
Изучением проблемы мотивации и формулировке подходов к пониманию сущности мотивации занимались множество известных ученых, таких как: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, 3. Фрейд, и др. Например, Л.И. Божович в своих работах пишет о мотиве как о идеи, эмоции, взглядах, волнении [1,2]. А. Маслоу занимаясь изучением мотивации создал иерархию потребностей человека, выделив первичные и вторичные потребности [3]. А.Н. Леонтьевым была предложена теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, где мотивы приобретают свои причины в практической деятельности [4].
В целом, развитие личности человека непосредственно связано с формированием мотивации. С переходом на новую возрастную ступень вместе с кризисами образуются новые мотивы, интересы и потребности.
Потребность в познании и учебной деятельности появляется еще в конце дошкольного возраста и растет по мере взросления ребенка. Проблема учебной мотивации возникает тогда, когда ученик осознал необходимость обучения с определенной целью для организации деятельности. Эта осознанность возникает именно в подростковом возрасте. К сожалению, мотивация к учению сама по себе проявляется редко, но она очень важна, ведь придает особый личностный смысл, самостоятельную ценность.
В подростковом возрасте расширяется круг интересов и сфера познавательной деятельности. Старшеклассники начинают интересоваться определенной областью знаний. Именно в этом возрасте ученик с особой серьезностью задумывается над будущей профессией, именно в этом возрасте для него значимо положение, которое он займет в обществе. Старший школьный возраст характеризуется стремлением к самообразованию, познанию не только школьной программы, а и других интересующих сфер жизни с применением элементов исследовательской деятельности.
В.Г. Асеев выделяет четыре условия развития учебной мотивации:
1) Предоставление свободы выбора. Ученик и его родители имеют право самостоятельно выбирать школу, учителя, программу обучения и виды занятий. Если же ученик доволен выбором, то мотив к обучению и соответственно результаты будут гораздо выше.
2) Максимально возможное снятие внешнего контроля. Оценочные элементы, критика и похвала необходимы для информирования успешного процесса выполнения какой-либо деятельности. Мотивами к деятельности они не являются.
3) Задачи обучения должны соответствовать интересам, целям и потребностям ученика. Процесс обучения должен соответствовать запросам ученика в ориентации на будущую профессию для более интенсивного планирования будущего.
4) Важным является организация проведения урока, поскольку этот процесс должен приносить радость и вызывать интерес у ученика, а так же способствовать положительным отношениям между одноклассниками и в связи учитель – ученик [5].
Важным условием для формирования успешной учебной мотивации является личность учителя. Учитель должен показывать любовь и интерес к педагогической деятельности, демонстрировать свой профессионализм и уверенность.
В подростковом возрасте важной сферой является общение со сверстниками, положительное отношение в школьной среде, так как общение со сверстниками является ведущей деятельностью вместе с учебной деятельностью. Подростковый возраст характеризуется стремлением к идентификации, быть выше и лучше остальных, иметь значимую социальную роль в обществе и пользоваться уважением среди сверстников. Старшеклассники стремятся наладить хорошие отношения с учителями, родителями и сверстниками.
В старших классах подросток все больше задумывается над своим будущем, строит планы относительно последующего обучения и наиболее интересной профессии. Проявляется стремление получить высшее образование [6]. На фоне этих мыслей и стремлений ученика формируется успешная учебная мотивация. Задача психологической службы на этом этапе помочь старшекласснику определиться в мире профессий, а значит воздействовать на мотивацию деятельности школьника [7].
Проблема формирования школьной мотивации в старшем подростковом возрасте является актуальной и по сей день. Поэтому мы решили выявить оценку уровня школьной мотивации старших подростков.
Нами было проведено исследование уровня школьной мотивации учеников 10 класса Виткуловской СОШ Сосновского района Нижегородской области с помощью анкеты, разработанной Н.Г. Лускановой, в составе 14 человек [8].
Результаты исследования представлены в диаграмме ниже.
Рис.1. Результаты исследования уровня школьной мотивации учеников 10 класса.
В анкете Н.Г. Лускановой представлено 5 уровней школьной мотивации учащихся:
1 уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
2 уровень – хорошая школьная мотивация;
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
4 уровень – низкая школьная мотивация;
5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация [8].
У преобладающей части учеников был выявлен третий уровень школьной мотивации, что составило 35,7% (5 человек). Такие результаты можно объяснить ведущей деятельностью подростков. В этом возрасте, как уже проговаривалось выше, ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Отношения в этом классном коллективе дружелюбные, товарищеские, крепкие и теплые. Поэтому стремление учиться может быть вызвано наличием теплых и дружелюбных отношений в классе.
У восьми человек (что в сумме составило 57%, по 28,5 каждый уровень) был выявлен 4 и 5 уровень, что говорит о низкой школьной мотивации и негативном отношении к школе. Про таких учеников можно сказать, что у них во время не был сформирован мотив к учебной деятельности и школьной среде в целом. Уровень школьной мотивации на данный момент негативно влияет на отношения учеников с учителями, возможно с родителями, на их успеваемость, а значит и на предстоящие ЕГЭ. Возможно, этим ученикам сейчас трудно определиться с будущей профессией. Поэтому педагог-психолог должен помочь с профориентацией.
И лишь у одного ученика, что составило 7%, был выявлен второй уровень, что говорит о его хорошей школьной мотивации. Ученикам с хорошей школьной мотивацией свойственно преобладание познавательного мотива над социальным. Ученики старательно, добросовестно и ответственно относятся к выполнению домашнего задания. Самооценка таких учеников как правило в норме.
В целом, можно сказать, что общий уровень школьной мотивации учеников Виткуловской СОШ 10 класса низкий. В данной ситуации психологической службе образовательного учреждения следует направить свое внимание на формирование высокого уровня школьной мотивации этих учеников, поскольку уровень мотивации на данный момент говорит о возможных проблемах во взаимоотношениях с учителями и семьей, а так же о проблемах в учебном плане и возможных проблемах на предстоящем для старшеклассников ЕГЭ.
Библиографический список
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 44 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 159 с.
- Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 2001. – № 4. – 93-95 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Наука, 2005. – 267 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб.-метод. пособие. – М.: Фолиум, 1999. – 30 с.