ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Севостьянова Екатерина Павловна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, научный руководитель, ассистент кафедры общей и педагогической психологии

Аннотация
В данной статье представлена информация об особенностях учебной мотивации старшего школьного возраста. Проведено исследование уровня школьной мотивации. Выявлен уровень школьной мотивации на основе проведенного исследования учеников 10 класса.

Ключевые слова: мотивация, старшие подростки, Учебная мотивация


STUDIES SENIOR SCHOOL MOTIVATION

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Sevostyanova Ekaterina Pavlovna2
1National Research Nizhny Novgorod State University. N. I. Lobachevsky, Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, student
2National Research Nizhny Novgorod State University. N. I. Lobachevsky, Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, Assistant Supervisor of the Department of General and Educational Psychology

Abstract
This article provides information about the features of educational motivation of the senior school age. The investigation of the level of school motivation. It revealed the level of motivation of school students on the basis of 10 studies class.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Севостьянова Е.П. Исследование уровня школьной мотивации старшеклассников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/72990 (дата обращения: 29.03.2024).

Проблема формирования школьной мотивации становится все более актуальной, поскольку система образования постоянно в движении, она все больше направлена на самостоятельную работу учеников. С усложнением системы образования сменяется и деятельная активность и мотивации ее участников. Очень важно во время сформировать у учеников определенный положительный уровень школьной мотивации. Таким образом, мотивация понимается как побудительная система действий, направленная на удовлетворение потребностей.

Изучением проблемы мотивации и формулировке подходов к пониманию сущности мотивации занимались множество известных ученых, таких как: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, 3. Фрейд, и др. Например, Л.И. Божович в своих работах пишет о мотиве как о идеи, эмоции, взглядах, волнении [1,2]. А. Маслоу занимаясь изучением мотивации создал иерархию потребностей человека, выделив первичные и вторичные потребности [3]. А.Н. Леонтьевым была предложена теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, где мотивы приобретают свои причины в практической деятельности [4].

В целом, развитие личности человека непосредственно связано с формированием мотивации. С переходом на новую возрастную ступень вместе с кризисами образуются новые мотивы, интересы и потребности.

Потребность в познании и учебной деятельности появляется еще в конце дошкольного возраста и растет по мере взросления ребенка. Проблема учебной мотивации возникает тогда, когда ученик осознал необходимость обучения с определенной целью для организации деятельности. Эта осознанность возникает именно в подростковом возрасте. К сожалению, мотивация к учению сама по себе проявляется редко, но она очень важна, ведь придает особый личностный смысл, самостоятельную ценность.

В подростковом возрасте расширяется круг интересов и сфера познавательной деятельности. Старшеклассники начинают интересоваться определенной областью знаний. Именно в этом возрасте ученик с особой серьезностью задумывается над будущей профессией, именно в этом возрасте для него значимо положение, которое он займет в обществе. Старший школьный возраст характеризуется стремлением к самообразованию, познанию не только школьной программы, а и других интересующих сфер жизни с применением элементов исследовательской деятельности.

В.Г. Асеев выделяет четыре условия развития учебной мотивации:

1) Предоставление свободы выбора. Ученик и его родители имеют право самостоятельно выбирать школу, учителя, программу обучения и виды занятий. Если же ученик доволен выбором, то мотив к обучению и соответственно результаты будут гораздо выше.

2) Максимально возможное снятие внешнего контроля. Оценочные элементы, критика и похвала необходимы для информирования успешного процесса выполнения какой-либо деятельности. Мотивами к деятельности они не являются.

3) Задачи обучения должны соответствовать интересам, целям и потребностям ученика. Процесс обучения должен соответствовать запросам ученика в ориентации на будущую профессию для более интенсивного планирования будущего.

4) Важным является организация проведения урока, поскольку этот процесс должен приносить радость и вызывать интерес у ученика, а так же способствовать положительным отношениям между одноклассниками и в связи учитель – ученик [5].

Важным условием для формирования успешной учебной мотивации является личность учителя. Учитель должен показывать любовь и интерес к педагогической деятельности, демонстрировать свой профессионализм и уверенность.

В подростковом возрасте важной сферой является общение со сверстниками, положительное отношение в школьной среде, так как общение со сверстниками является ведущей деятельностью вместе с учебной деятельностью. Подростковый возраст характеризуется стремлением к идентификации, быть выше и лучше остальных, иметь значимую социальную роль в обществе и пользоваться уважением среди сверстников. Старшеклассники стремятся наладить хорошие отношения с учителями, родителями и сверстниками.

В старших классах подросток все больше задумывается над своим будущем, строит планы относительно последующего обучения и наиболее интересной профессии. Проявляется стремление получить высшее образование [6]. На фоне этих мыслей и стремлений ученика формируется успешная учебная мотивация. Задача психологической службы на этом этапе помочь старшекласснику определиться в мире профессий, а значит воздействовать на мотивацию деятельности школьника [7].

Проблема формирования школьной мотивации в старшем подростковом возрасте является актуальной и по сей день. Поэтому мы решили выявить оценку уровня школьной мотивации старших подростков.

Нами было проведено исследование уровня школьной мотивации учеников 10 класса Виткуловской СОШ Сосновского района Нижегородской области с помощью анкеты, разработанной Н.Г. Лускановой, в составе 14 человек [8].

Результаты исследования представлены в диаграмме ниже.

Рис.1. Результаты исследования уровня школьной мотивации учеников 10 класса.

В анкете Н.Г. Лускановой представлено 5 уровней школьной мотивации учащихся:

1 уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;

2 уровень – хорошая школьная мотивация;

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

4 уровень – низкая школьная мотивация;

5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация [8].

У преобладающей части учеников был выявлен третий уровень школьной мотивации, что составило 35,7% (5 человек). Такие результаты можно объяснить ведущей деятельностью подростков. В этом возрасте, как уже проговаривалось выше, ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Отношения в этом классном коллективе дружелюбные, товарищеские, крепкие и теплые. Поэтому стремление учиться может быть вызвано наличием теплых и дружелюбных отношений в классе.

У восьми человек (что в сумме составило 57%, по 28,5 каждый уровень) был выявлен 4 и 5 уровень, что говорит о низкой школьной мотивации и негативном отношении к школе. Про таких учеников можно сказать, что у них во время не был сформирован мотив к учебной деятельности и школьной среде в целом. Уровень школьной мотивации на данный момент негативно влияет на отношения учеников с учителями, возможно с родителями, на их успеваемость, а значит и на предстоящие ЕГЭ. Возможно, этим ученикам сейчас трудно определиться с будущей профессией. Поэтому педагог-психолог должен помочь с профориентацией.

И лишь у одного ученика, что составило 7%, был выявлен второй уровень, что говорит о его хорошей школьной мотивации. Ученикам с хорошей школьной мотивацией свойственно преобладание познавательного мотива над социальным. Ученики старательно, добросовестно и ответственно относятся к выполнению домашнего задания. Самооценка таких учеников как правило в норме.

В целом, можно сказать, что общий уровень школьной мотивации учеников Виткуловской СОШ 10 класса низкий. В данной ситуации психологической службе образовательного учреждения следует направить свое внимание на формирование высокого уровня школьной мотивации этих учеников, поскольку уровень мотивации на данный момент говорит о возможных проблемах во взаимоотношениях с учителями и семьей, а так же о проблемах в учебном плане и возможных проблемах на предстоящем для старшеклассников ЕГЭ.


Библиографический список
  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 44 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321 с.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
  5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 159 с.
  6. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 2001. – № 4. – 93-95 с.
  7. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Наука, 2005. – 267 с.
  8. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб.-метод. пособие. – М.: Фолиум, 1999. – 30 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация