ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Елшанский Сергей Петрович1, Ефимова Ольга Сергеевна2, Ковинева Мария Владимировна3
1Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
2Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
3Московский Педагогический Государственный Университет, магистрант кафедры психологии труда и психологического консультирования

Аннотация
Статья посвящена обсуждению перспектив позитивной психологии в России. Проанализированы плюсы и минусы современной позитивной психологии, возможности её практического применения. Высказано предположение, что у позитивной психологии в России есть будущее, хотя, возможно, здесь она и не получит такого широкого распространения и научного внимания, как в США или Великобритании.

Ключевые слова: западная психология, новые направления психологии, позитивная психология, положительное в психике человека, развитие психологии


THE PROSPECTS OF POSITIVE PSYCHOLOGY IN RUSSIA

Yelshansky Serguei Petrovich1, Efimova Olga Sergeevna2, Kovineva Maria Vladimirovna3
1Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
2Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
3Moscow State Pedagogical University, Magistrant of the Work Psychology and Psychological Consulting Department

Abstract
The article is devoted to discussion of the prospects of positive psychology in Russia. The pros and cons of modern positive psychology and possibilities of its practical application have been analyzed. The assumption is that positive psychology in Russia has a future, although perhaps here it will not get such wide circulation and scientific attention, as in the US or in the UK.

Keywords: development of psychology, new branches of psychology, positive in the human psyche, positive psychology, Western psychology


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Ефимова О.С., Ковинева М.В. Перспективы позитивной психологии в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/71993 (дата обращения: 14.03.2024).

В последние годы в нашей стране возрос интерес к позитивной психологии (ПП) [1-37], новому, получившему достаточно широкое развитие в западных странах (в первую очередь – в США и Великобритании), направлению мировой психологии, изучающему положительное в  психике человека. Предметом ПП называются такие психологические феномены и качества, как счастье, благополучие, оптимизм, надежда, любовь, благодарность, любознательность, удовлетворенность жизнью, личностный рост, обретение смысла жизни, лидерство, чувство юмора, состояние потока (рассматриваемое как позитивное) и др. [1-38].

Целью ПП заявляется изменение фокуса психологии «к тому, чтобы строить позитивные качества» [35, с. 5]. Ведущим позитивным психологом (лидером данного направления) является известный американский психолог  Мартин Селигман [35-38]. М. Селигман определяет структуру («три столпа») ПП как: 1) изучение позитивных эмоций; 2) изучение позитивных черт, в частности сил характера и добродетелей; 3) изучение позитивных социальных институтов [38]. Таким образом, ПП позиционируется как в первую очередь исследовательское направление.

При этом нужно отметить, что понимание позитивных психических параметров в ПП достаточно специфическое – в значительной степени эгоцентрированное и фиксированное в рамках американской ментальности. Такие феномены, как, например, сострадание, желание помочь, забота, ненасилие,  благородство, скромность (и многие другие, вообще, в перечень позитивных представителями ПП включаются в основном параметры, связанные с переживанием положительных эмоций), в числе позитивных представителями ПП, по нашим данным, не упоминаются.

Напрашивается также вопрос, а должны ли позитивные психологи сами демонстрировать силу тех качеств, которые они изучают. Не будет ли фарисейством рассуждать, например, о любви, при этом демонстрируя совершенно противоположные ей паттерны поведения? Так, например, позитивность самого М. Селигмана, ставившего жестокие, просто садистские опыты на животных [39-41], представляется весьма сомнительной. Может ли человек, пытавший током несчастных собак, рассуждать о любви и счастье? И что тогда для него счастье?

Определенно положительной стороной ПП является развитие. ПП не стоит на месте, в нее вовлекаются все новые ученые, предлагающие свои идеи и разработки. Говоря о концептуальном развитии ПП Д.А. Леонтьев пишет, что «развитие ПП неуклонно продолжается, двигаясь от поверхностного ко все более глубокому»  [27, с. 56]

Резюмируя, можно отметить следующие «плюсы» и «минусы» современной ПП.

Плюсы.

1. Для современной психологии очевидно значима интересная идея ПП о недоизученности позитивных феноменов в психологии в целом.

2. Позитивными психологами предложены интересные идеи, концепции, определенно обогащающие современную психологию.

3. Позитивными психологами предложен ряд методик для измерения позитивных параметров, что, несомненно, расширяет возможности современной психодиагностики.

4. Очевидно, что теоретически применение ПП возможно в различных областях жизнедеятельности человека (на деле, степень внедрения ПП в психологическую практику пока крайне незначительна).

Минусы.

1. Какой-либо серьезной системной теории в ПП нет.

2. Практический выход ПП в целом пока не совсем понятен.

3. Эффективность формирования у людей позитивности (позитивных черт характера) в том формате, как ее понимают представители ПП, не очевидна (да и каких-либо понятных алгоритмированных методик этого формирования они пока не предлагают). Излишний оптимизм или пребывание в эйфории, возможно, могут быть иногда даже вредны при осуществлении какой-то продуктивной деятельности, потому что они ослабляют чувство реальности, создают почву для игнорирования ошибок и недочетов и т.п.

4. Многие западные труды по ПП (в частности, монографии М. Селигмана) относятся скорее к научно-популярной, а не к научной, литературе, говорить об этих трудах, как о серьезных научных разработках,  очень проблематично.

В России интерес к ПП проявился сравнительно недавно. Во многом это связано с переводом и выходом на русском языке ряда трудов М. Селигмана [36, 37]. Генератором внимания к ПП в России является Д.А. Леонтьев [27]. Также инициатором внедрения ряда связанных с ПП проектов выступил А.С. Огнев (это, в частности, открытие в МГГУ им. М.А. Шолохова магистратуры по ПП, введение в образовательную программу бакалавриата в МГГУ курса «Жизненной навигации», в котором использовались идеи и методики ПП [42]). Переведены и адаптировны ряд измерительных методик ПП [1, 7, 10-21, 25, 29, 30, 34]). Проведен ряд  эмпирических научных исследований с их использованием [1-26, 29-34]. Вышли отдельные теоретические публикации [27, 28]. (В целом, конечно, каких-то масштабных научных исследований в области ПП в России пока не проводилось.) В МГГУ была разработана магистерская программа по ПП, проводится обучение студентов по данному направлению (в настоящее время – в МПГУ, в связи с присоединением МГГУ им. М.А. Шолохова к МПГУ). В ВШЭ действует «Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации». Есть предложения курсов повышения квалификации по ПП. В 2012 году в Москве прошла европейская конференция по ПП (с участием М. Чиксентмихайи). Научная (хотя произведения М. Селигмана скорее можно отнести к научно-популярным) литература по ПП в России издается, однако представлен далеко не весь спектр научной литературы по ПП. В основном ПП представлена у нас работами М. Селигмана [36, 37] и М. Чиксентмихайи [43]. Многие же другие ведущие авторы ПП, как, например, С.Р. Снайдер [44], у нас не представлены вообще, их работы на русский язык, насколько нам известно, не переведены. В целом ПП в России находится в состоянии, близком к зачаточному, до того уровня развития, которое ПП получила в США (и даже в Европе), еще очень далеко. Поскольку четкого практического приложения ПП пока не имеет, ее бурного развития в России, на наш взгляд, ожидать не стоит.

При этом знания о позитивных феноменах представляются значимыми, теоретически важными (хотя практическое применение ПП у нас [как, впрочем, и в США] пока не очень ясно), ПП задает новый вектор в психологической науке, поэтому можно предполагать, что интерес к ПП в России сохраниться, возможно, приобретет какие-то новые формы, по-видимому, в первую очередь, в виде научных разработок – диссертаций, научных статей, конференций и т.п. Возможно как-то сместятся акценты в понимании позитивности, ведь предлагаемая западная модель ПП определенно опирается на западный менталитет, возможно, к позитивным в России будут отнесены какие-то еще не исследованные западной ПП психологические качества. Это, возможно, позволит говорить о российской традиции в ПП. В целом, можно предположить, что у ПП в России есть будущее, хотя, возможно, здесь она и не получит такого широкого распространения и научного внимания, как в США или Великобритании.

Интересно, что, несмотря на очевидную субъективную враждебность и деструктивность социальной среды [45-75], по данным проведенных нами исследований [1-26, 30-34], позитивные психологические показатели обнаруживают в исследованной российской выборке достаточно высокие уровни.

Если говорить о психологической практике, то возможно перспективным представляется применение ПП в процессах управления персоналом. Так как «современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях» [76, с. 17] и, принимая во внимание тот факт, что ПП изучает помимо прочего признаки позитивно устроенных групп и учреждений, можно предположить, что эффективный руководитель  должен уметь заменять деструктивные убеждения, намерения и оценки сотрудников на позитивные, т.е. выигрышные и конструктивные. Здесь, в  частности,  можно использовать подход ПП, позволяющий рассматривать практически любое поведение человека, любое событие как то, что  может иметь позитивные смыслы, позитивные ресурсы для личностного роста, развития. Ведь еще на заре современной научной психологии У. Джеймс писал, что «величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, переменив свое отношение к ней» [77, с. 3]. Теория положительных эмоций, разработанная Б. Фредриксон, утверждает, что позитивные переживания имеют долгосрочные последствия и способствуют личностному росту и развитию. Эти переживания расширяют набор доступных нам мыслительных действий, «отменяют» негативные эмоции, повышают устойчивость психики к негативным факторам, создают новые психологические ресурсы, запускают механизмы  личностного роста, «что ведёт к большему эмоциональному благополучию и делает человека “улучшенной версией” самого себя» [78, с. 22]. В настоящее время  в некоторых зарубежных организациях руководители стараются уделять большое внимание тому, чтобы их сотрудники получали удовлетворение от работы, и используют данные различных исследований  в области ПП для улучшения условий труда и усиления позитивных процессов, появился даже термин «позитивная организация». Считается, что позитивные методы вовлечения в работу выводят организацию на новые уровни  развития и эффективности, основой рабочего процесса становятся независимость, равенство и доверие, качественно изменяется психологический климат коллектива. В дополнение, в данном ключе можно привести цитату М. Селигмана: «Если вы – работодатель, постарайтесь подбирать сотрудников так, чтобы их ключевые достоинства соответствовали выполняемой работе. Если вы – руководитель, позвольте подчиненным перестроить работу в уже существующих рамках так, чтобы они могли применить свои способности  в полную силу» [36, с. 214]. Использование подходов ПП в процессах управления персоналом представляется перспективным и в нашей стране.


Библиографический список
  1. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Адаптация тестов позитивной психологии //Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6 (62). – С. 850-856.
  2. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Взаимосвязи позитивных личностных качеств //Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 4 (60). – С. 669-699.
  3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Два подхода к измерению субъективного счастья //Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4 (56).  – С. 218-222.
  4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Исследование гендерных и возрастных особенностей позитивных личностных качеств //Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 6 (58). – С. 218-225.
  5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Особенности ретестовой надежности шкалы депрессии А. Бека //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 4 (55). – С. 91-95.
  6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Показатели субъективного счастья в российской популяции //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 4 (55). – С. 121-127.
  7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Русскоязычная версия теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) //Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6 (62). – С. 833-841.
  8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Факторы позитивности //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 6 (57). – С. 44-49.
  9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Этнокультурные особенности позитивных личностных качеств в российской популяции //Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 4 (60). – С. 643-640.
  10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностика в позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. //Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 7 (35). – С. 136–139.
  13. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. //Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7 (34). – С. 56–60.
  14. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7 (39). – С. 245–248.
  15. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 92–98.
  16. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы осознания настоящего (текущего) момента М. Аткинсона. //Alma mater (Вестник высшей школы).  – 2016. – № 3. – С. 43–49.
  17. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. //Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 3. – С. 23–30.
  18. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона. //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 10 (54). – С. 547–558.
  19. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ). //Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 10 (49). – С. 85–96.
  20. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 9 (53). – С. 444–458.
  21. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 10 (50). – С. 154–161.
  22. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека. //Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием «Реабилитация и профилактика – 2015» (в медицине и психологии), 14-16 октября2015 г. Сборник тезисов. – М.: Первый МГМУ им. М.И. Сеченова. – С. 76–77.
  23. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Удовлетворенность браком как позитивное личностное качество. //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 7 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – С. 177-181.
  24. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Позитивные личностные качества студентов гуманитарного профиля  различных форм и курсов обучения. //Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. – № 2 (16). – С. 84-87.
  25. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. –  № 2. – С. 113-117.
  26. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Особенности позитивных личностных качеств у студентов разных форм и курсов обучения. //Проблемы современного образования. – 2016. – № 3. – С. 51-58.
  27. Леонтьев Д.А. Позитивная психология — повестка дня нового столетия. //Психология. Журнал Высшей школы экономики.  – 2012. – Т. 9. – № 4. – С. 36-58.
  28. Огнев А. С., Гончар С. Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования (на примере курса «Жизненная навигация») //Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2, 2013, DOI: 10.15393/j5.art.2013.2088
  29. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия //Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, 2008 [http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf].
  30. Семенов Д.В., Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С. Русскоязычная версия Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек //Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4 (56). – С. 226-234.
  31. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Камалетдинова З.Ф., Ковинева М.В., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Удовлетворенность браком и позитивные личностные качества //Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 7 (63). – С. 437-444.
  32. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Депрессия и позитивные личностные феномены. Есть ли отрицательные корреляции? //Социальная и клиническая психиатрия. – 2016. – Т. 26. – № 3. – С. 25-29.
  33. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Стремление похудеть и позитивные личностные феномены. //Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. –  2016. – № 3. – С. 17-26.
  34. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек. //Теоретическая и экспериментальная психология. –  2016. – Т. 9. – № 2. – С. 6-16.
  35. Seligman M.E.P., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. //American Psychologist. – 2000. – № 1 (55). – P. 5-14.
  36. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. – М.: «София», 2006. – 368 с.
  37. Селигман М.Э.П. В поисках счастья. Как получать удовольствие каждый день. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 320 с.
  38. Seligman M.E.P. Foreword: the past and future of positive psychology.  //C.M. Keyes, J. Haidt (eds). Flourishing: positive psychology and the life well-lived. Washington, DC: American Psycho logical Association, 2003. P. XI–XIX.
  39. Seligman М. Е. Р., Maier S. Е.  Failure to escape traumatic shock. //Journal of Experimental Psychology. – 1967. – № 1(74). – P. 1-9.
  40. Seligman M.E.P. Helplessness: On Depression, Development, and Death. — San Francisco: W. H. Freeman, 1975.
  41. https://ru.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность
  42. Огнев А.С.  Персональный навигатор. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – 112 с.
  43. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. – М.:Смысл; Альпина нон-фикшн,  2011.
  44. Snyder C.R., Lopez S.J.  The handbook of positive psychology. – N.Y.: Oxford University Press, 2002.
  45. Гаямова С.Ю., Елшанский С.П. О влиянии жестокого обращения в семье на интеллектуальное развитие и успеваемость в подростковом возрасте. //Инициативы XXI века. – 2012. – № 1. – С. 132-135.
  46. Елшанский С.П. Коммуникативная дефицитарность при зависимостях от психоактивных веществ. //Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. –  С. 93-95.
  47. Елшанский С.П. Некоторые этические и психологические проблемы реализации программ «снижения вреда» среди потребителей наркотиков. //Вопросы наркологии. – 2003. – № 2. – С. 36-51.
  48. Елшанский С.П. Особенности ассоциативной сферы больных опийной наркоманией. //Вопросы наркологии. – 2002. – № 1. – С. 61-66.
  49. Елшанский С.П. Проблема социокультурной детерминации психической патологии: патологическая зависимость от нехимических агентов. //Вопросы наркологии. – 2005. – № 2. – С. 59-62.
  50. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 1999. – 205 с.
  51. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: МГУ, 1999. – 24 с.
  52. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 2005. – 322 с.
  53. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). – М.: Научный мир, 2004. – 348 с.
  54. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Московский научно-исследовательский институт психиатрии. Москва, 2005. – 48 с.
  55. Елшанский С.П. Семиологические механизмы в структуре внутреннего восприятия при зависимости от ПАВ. //Вопросы наркологии. – 2002. – № 5. – С. 55-58.
  56. Елшанский С.П. Социокультурные трансформации и зависимое поведение. //Вопросы наркологии. – 2005. – № 1. – С. 56-58.
  57. Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Учет личностных и поведенческих особенностей участников образовательного пространства технического вуза в работе службы психологической помощи. //Психология в вузе. – 2008. – № 6. – С. 104-120.
  58. Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Потребности участников образовательного пространства технического вуза в различных видах и формах психологической помощи. //Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 8. – С. 46-49.
  59. Елшанский С.П., Семенов Д.В. Социально-деструктивное поведение в современной России. Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 (42). С. 97-107.
  60. Елшанский С.П., Федоров И.В., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. //Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 27-36.
  61. Елшанский С.П., Яковлев В.А. О необходимости исследований для обеспечения эффективной работы служб психологической помощи высших учебных заведений. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 1 (33) – С. 43.
  62. Елшанский С.П., Яковлев В.А. Танцевальная зависимость. //Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 4 (32). – С. 32.
  63. Елшанский С.П., Яковлев В.А. Актуальность и необходимость исследования социокультурных форм психической патологии. //Педагогика и психология образования. – 2009. – № 3. – С. 44-46.
  64. Елшанский С.П., Мешалевская С.В. Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах. //Педагогика и психология образования. – 2009. – № 3. – С. 21-24.
  65. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С., Елшанский С.П. Патологический гемблинг, интернет-зависимость: особенности клиники и нозологической принадлежности. //Медицинская психология в России. – 2010. – № 1.
  66. Мешалевская С.В., Елшанский С.П. Психологические защиты, социальный и эмоциональный интеллекты школьников, обучающихся в школах-интернатах и детских домах. //Социальная политика и социология. – 2009. – № 10 (52). – С. 370-376.
  67. Мешалевская С.В., Фролов М.В., Елшанский С.П. Формирование социального интеллекта у подростков-воспитанников школ-интернатов.  //Психическое здоровье. – 2009. – Т. 7. – № 12. – С. 41-46.
  68. Павловская Н.И., Цетлин М.Г., Коновалова С.Г., Елшанский С.П. Алкоголь и общество: контент-анализ российской прессы. //Вопросы наркологии. – 2002. – № 6. – С. 33-39.
  69. Семенов Д.В. Елшанский С.П. Социально-деструктивное поведение в современном российском обществе. //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 8 /Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – С. 105-109.
  70. Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Сургут, 2001. – 130 с.
  71. Семенов Д.В. Социально-психологические причины и профилактика употребления подростками токсических и наркотических веществ //Наркология. – 2004. – №10. – С. 76-80.
  72. Тхостов А.Ш., Грюнталь Н.А., Елшанский С.П. Структура самооценки больных опийной наркоманией. //Вопросы наркологии. – 2001. – № 5. – С. 52-59.
  73. Тхостов А.Ш., Грюнталь Н.А., Елшанский С.П., Белокрылов И.В. Дефицитарность внутреннего контроля у больных опийной наркоманией как фактор наркотизации. //Вопросы наркологии. – 2001. – № 3. – С. 48-54.
  74. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., Елшанский С.П. Учет социально-психологических «пронаркотических» факторов при разработке модельной городской целевой программы «Профилактика наркологических заболеваний». //Вопросы наркологии. – 2004. – № 1. – С. 47-53.
  75. Яковлев В.А., Елшанский С.П. Влияние реабилитационной программы на качество жизни инвалидов детства. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 3 (35). – С. 60.
  76. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: «Ось-89», 2004. – 112 с.
  77. Батлер-Боудон Т. 50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь. – М.: «Астрель», 2006. – 368 с.
  78. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. – М.: «Время», 2009. – 192 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация