Основной причиной разрушения пакетов силикатного кирпича, перевозимых автотранспортом, являются зазоры между кирпичами в пакете [1, с. 74]. Под действием инерционных сил и горизонтальных составляющих сил натяжения обвязки происходит смещение кирпичей в горизонтальных рядах к середине пирамиды кирпича. Это приводит к ослаблению натяжения обвязки [2], образованию блоков кирпичей [3] и к уменьшению сил, удерживающих кирпич в пакете.
Уменьшить зазоры и повысить сохранность пакетов можно за счет дополнительной операции уплотнения пирамиды кирпича [1, 4, 5]. Поскольку формирование транспортного пакета выполняется в кузове автомобиля, то уплотнение пирамиды кирпича можно выполнять одновременно с погрузкой.
Разработано грузозахватное устройство с механизмом уплотнения пирамиды кирпича (рис. 1) аналогом которого является устройство [6].
Грузозахватное устройство, изображённое на рис. 1, позволяет сжимать все десять горизонтальных рядов пакета кирпича, при этом два нижних ряд сжимаются с силой превышающей необходимую силу в полтора-два раза [7]. В данном грузозахватном устройстве предусмотрена возможность изменения силы сжатия двух нижних рядов. Устройство обеспечивает надёжное сжатие во время подъёма и повышает сохранность пирамиды при погрузке.
На раме 1 установлены шкивы 8, захватные рычаги 4, подъёмные рычаги 2.
Рис. 1. Грузозахватное устройство для подъёма пирамиды кирпича
Подъёмные рычаги 2 имеют петли 11 и установленные на осях 12 крюки 13, соединённые с механизмами фиксации 3. Механизмы фиксации 3 предназначены для автоматического фиксирования крюков 13 в двух положениях, когда крюки 13 опущены вниз и зацеплены за петли 14 захватных рычагов 4 при подъёме порожнего грузозахватного устройства и в разведённом положении при подъёме грузозахватного устройства вместе с пирамидой кирпича 15.
Захватные рычаги 4, соединенные попарно поперечинами 16, содержат петли 14 и кронштейны 17 и 18. В кронштейнах 17 имеются сквозные пазы 19, а в кронштейнах 18 имеются отверстия 20, в одном из которых установлен шкив 21.
Сквозные пазы 19 в кронштейнах 17 необходимы для перемещения прижимных рамок 5 и 6 относительно захватных рычагов 4, что обеспечивает независимое уплотнение горизонтальных рядов пирамиды кирпича 15 нижними 5 и верхними 6 прижимными рамками. Конструкция прижимных рамок 5 и 6 подробно описана [6, 8].
На поперечинах 16, также как и на поперечных стержнях 23, установлены с возможностью поворота прижимные рычаги 25 с осями 26 и прижимами 27.
Тросы одними концами 29 крепятся в нижней части рамы 1, а вторыми концами 30 крепятся на подъёмных рычагах 2. Трос, начиная с конца 29 огибает шкив 21 установленный на кронштейне 18, затем шкив 8, установленный на удлиненном кронштейне 31 рамы 1 имеющем дополнительное отверстие 32, после этого попеременно охватывает шкив 28 прижимных рамок 5 и 6 шкивы 8 и своим вторым концом 30 трос крепится на подъёмном рычаге 2.
Отверстия 20 и 32 в кронштейнах 18 и 31 необходимы для изменения положения шкивов 21 и 8, что позволяет изменять углы наклона троса 7 охватывающего шкив 21.
Грузозахватное устройство работает следующим образом. Для установки на пирамиду кирпича грузозахватное устройство поднимают краном за петли подъёмных рычагов. При этом крюки подъёмных рычагов, находящиеся в зацеплении с петлями захватных рычагов, тянут захватные рычаги и разводят в стороны прижимные рамки. Расхождение захватных рычагов ограничено длиной тросов.
Когда грузозахватное устройство опускают на пирамиду кирпича, рама ложится на верхний ряд пирамиды. Подъёмные рычаги перемещаются вниз и опираются на раму посредством механизмов фиксации. При этом крюки подъёмных рычагов, поворачиваясь вокруг осей, выходят из петель захватных рычагов и фиксируются в таком положении. Одновременно с этим захватные рычаги опускаются, и прижимы прикладываются к боковой поверхности пирамиды кирпича.
При подъёме грузозахватного устройства тросы натягиваются и посредством шкивов смещают прижимы к центру пирамиды кирпича и сжимают горизонтальные ряды.
Пирамиду кирпича поднимают и устанавливают, например, в кузов автомобиля на поддон, охватывают эластичной обвязкой и формируют пакет кирпича [1, с. 19].
Для освобождения пирамиды кирпича от грузозахватного устройства подъёмные рычаги опускают, механизмы фиксации опираются на раму. При этом крюки подъёмных рычагов освобождаются от фиксации, поворачиваются вокруг осей и входят в зацепление с петлями захватных рычагов. После этого грузозахватное устройство поднимают, захватные рычаги поворачиваются и разводят в стороны прижимы. Таким образом грузозахватное устройство снимают с пирамиды кирпича.
Применение данного грузозахватного устройства для формирования пакета кирпича обеспечивает отсутствие зазоров между кирпичами во всех рядах и позволяет повысить сохранность пакета во время транспортирования.
Библиографический список
- Реутов, А.А. Грузозахватные устройства и средства пакетирования силикатного кирпича: монография / А.А. Реутов, С.Л. Эманов. – Брянск: БГТУ, 2010. – 147 с.
- Эманов, С.Л. Взаимодействие эластичной обвязки с пирамидой кирпича / С. Л. Эманов // Вестн. БГТУ .- 2009. – №3.- С 74-77.
- Реутов, А.А. Влияние образования блока на сохранность транспортного пакета силикатного кирпича / А. А. Реутов, С. Л. Эманов // Изв. ОрелГТУ. Строительство. Транспорт. – 2007. -№ 1. – C. 70-73.
- Реутов, А. А. Расчёт параметров грузозахватного устройства с механизмом уплотнения пакетов силикатного кирпича / А. А. Реутов, С. Л. Эманов // Вестн. БГТУ .- 2008. – №1.- С 39-43.
- Грузозахватное устройство : пат. 2463239 Рос. Федерация: МПК В66С 1/32 / С.Л. Эманов, А.А. Реутов. №20141387774/11; заявл. 24.09.14; опубл. 10.12.15, Бюл. N 34. – 8 с.: ил.
- Грузозахватное устройство : пат. 2570128 Рос. Федерация: МПК В66С 1/32 / С.Л. Эманов. №2013113004/11; заявл. 22.03.13; опубл. 10.06.14, Бюл. N 16. – 8 с.: ил.
- Эманов, С.Л. Определение параметров механизма уплотнения грузозахватного устройства для пакета кирпича/ С. Л. Эманов // Вестн. БГТУ .- 2014. – №1.- С 68-72.
- Эманов, С.Л. Грузозахватное устройство для пакета кирпича // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-1 (48). С. 134-137. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51644