Существуют различные факторы, влияющие на формирование жизненных принципов молодежи, главным является семья. Основным институтом воспитания издревле считается семья. Человек на протяжении всей жизни проносит всё, что он приобретает в семье. Ведь именно здесь закладываются основы личности. Благодаря тесным отношениям с родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с рождения начинает формироваться структура личности.
Всегда следует помнить, что в семье наряду с формированием личности ребенка, формируется и личность его родителей. Воспитывая детей, взрослый человек обогащает свою собственную личность, сам прцесс воспитания усиливает его социальный опыт. Большинство родителей делают это бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, осознанно воспитывающие и себя тоже. Такие случаи, к сожалению, встречаются редко, хотя процесс воспитания родителей через воспитание их детей заслуживает самого пристального внимания. Роль родителей наряду с их ответственностью имеет огромное значение в жизни каждого человека. Они знакомят ребенка с новыми образцами поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он старается подражать во всех своих действиях. Влияние родителей на ребенка усиливается благодаря позитивной атмосфере между ребенком с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. [ 1, с.9]
Поведение детей – это отражение поведения их родителей. Лишь поняв, что именно они формируют личность ребенка, родители начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Данный процесс воспитания считается вполне сознательным, потому, что напрямую связан со своим поведением, с отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни ведет к воспитанию детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Одним из самых значимых моментов в семье являются взаимоотношения поколений, отношения между супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками. Семья является малой социальной группой, и она воздействует на все своих членов. Одновременно с этим, участник этой группы х своими личными качествами, своими поступками влияет на жизнь всей семьи. Каждый член семьи способствуют формированию духовных ценностей остальных ее членов, влияет на цели и жизненные установки всей семьи.
Человек способен адаптироваться к новым социальным условиям, которые, в свою очередь добавляют индивиду нового опыта, помогают стать социально более зрелым. Большинство этапов развития семьи, есть шанс предугадать и даже подготовиться к ним. Однако, жизнь часто не поддаётся предвидению, т.к. некоторые ситуации стихийны, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Такого рода явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится искать новые методы взаимоотношений. [ 2, с.12]
Люди сплочаются, находясь в кризисной ситуации и стараются преодолеть ее совместно. И,наоборот, есть моменты, которые ведут к распад семьи, дезорганизует ее жизнь. В формировании самоопределения личности семья имеет огромное значение. Для детей-сирот, у которых нет возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, это огромная потеря. Это очень заметно у малышей, живущих в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей и детей, воспитывающихся в семье, нередко протекает по-разному. Психическое развитие этих детей иногда запаздывает, а эмоциональное, наоборот, затормаживается. Что касается взрослых, то такой недостаток постоянного общения является основной причиной одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.
Всем известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многим людям свойственно вести себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если к человеку относятся доброжелательно, то он, чаще всего, старается вести себя так, чтобы вызвать одобрение окружающих его людей, которые помогают ему предстать в лучшем свете. Если же к человеку относятся негативно ,то и у него появляется сопротивление, которое может проявляться по-разному. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием . [3, с.18]
Каждому члену семьи отведена своя социальная роль, и эти роли являются основой межличностных отношений в семье. Насколько активно человек участвует в жизни семьи , в большей или меньшей степени зависит влияние семьи на человека.
Роль семьи в жизни и деятельности общества невозможно описать вкратце, она – безгранична. Функции семьи рассматривают как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.
Семья обладает репродуктивной функцией и в связи с этим, она является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая формирует личность человека на начальном этапе. Семья помогает обществу созидать и производить. Благодаря семье – расширяется общество, с семьей передается язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, именно семья вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальная роль семьи проявляется ведь не только касательно детей, но и относительно супругов. Супружеская жизнь –это процесс, играющий большую роль в жизни общества.
Функция семьи – это создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В семье проявляется множество чувств : забота друг о друге, чувство любви и взаимопонимания, чувство безопасности, признание, уважение. Чтобы удовлетворить свои потребности – необходимо выполнить определенные функций семьи.
К сожалению, далеко не все в семье выполняют свои функции. Подобные ситуации являются причиной возникновения проблемы асоциальной роли семьи. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу. [ 4, с.12]
Следует уделить внимание психологической функции семьи, потому что именно здесь формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек за свою жизнь является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. В семье родителей человек находится приблизительно до юношеского возраста. Взрослея, человек становится самостоятельным. Чем человек старше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта он накапливает, и все большую роль для него начинает играть семья.
Проанализировав роль семьи, как фактор формирования жизненных стратегий молодого человека и его самоопределения, получается, что семья – это тот самый социальный институт, играющий огромную роль и оказывающий большое влияние на данный процесс.
Библиографический список
- Карпухин О.И. //Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. М., 2010. 76 с.
- Лисовский В.Т. // Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). М., 2013. 114 с.
- Садыкова Х.Н. // Базовые ценности молодежи: межпоколенческий подход. Пятигорск, 2007. 229 с.
- Ручкин Б.А. // Молодежь и становление новой России. М., 2010. 84 с.