В современных условиях значимость профориентационной деятельности для образовательных организаций возрастает. Это связано:
- с усиление межвузовской конкуренции, снижением количества бюджетных мест и необходимостью привлечения платного контингента;
- с необходимостью определения реальных потребностей и запросов абитуриентов;
- необходимостью предпрофессиональной диагностики их способностей и уровня подготовленности к обучению в вузе.
В результате способы и формы профориентационной работы становятся все более разнообразными, привлекательными и интересными для абитуриентов, все более широко используются возможности информационных технологий и электронных сред вузов. Это подтверждает возможность использования современных активных методов профориентационной работы в практике образовательных учреждений.
Профориентационная деятельность – это управляемая деятельность различных государственных организаций и учреждений, направленная на профессиональное самоопределение абитуриентов в личных, а также общественных интересах.
Поскольку в настоящее время профориентация абитуриентов является довольно важной проблемой, ученые выделяют несколько аспектов ее рассмотрения:
- Психологический аспект включает в себя изучение профессионально значимых качеств личности, а также составление методов выявления профессиональной пригодности. К тому же в данный аспект включается определение состояния здоровья человека, его психофизиологических особенностей, которые необходимы для выполнения того или иного вида деятельности.
- Социальный аспект предполагает изучение общественного мнения, связанного с привлекательностью и популярностью для молодежи различных профессий, а также с удовлетворенностью от работы по выбранной профессии.
- Экономический аспект связан с изучением демографических особенностей трудовых ресурсов рынка труда, а также условий повышения производительности труда работников за счет увеличения их мотивирования и стимулирования, а также профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
- Педагогический аспект включает поиск методов и средств проведения воспитательной работы в рамках профессиональной ориентации абитуриентов.
Основной целью профориентационной деятельности является подготовка абитуриентов к осознанному выбору будущей профессии, основанному на личных предпочтениях и удовлетворяющему запросам общества и рынка труда.
Реализация профориентационной деятельности должна быть комплексной, доступной, ненавязчивой и интересной. Следовательно, профориентационная деятельность должна быть активной, позволяющей абитуриенту непосредственно включиться в процесс знакомства с будущим направлением подготовки и собственно образовательным учреждением.
При этом активная профориентационная деятельность – это деятельность, которая подразумевает:
- активное участие абитуриентов в процессе профориентации;
- при этом абитуриент принимает на себя различные роли;
- учет уровня мотивации абитуриентов;
- взаимодействие абитуриентов с преподавателем лично.
Добиться от абитуриентов нужного результата можно через определенные методы обучения. В образовании их существует всего три: пассивные, интерактивные и активные методы.
Пассивный метод обучения включает в себя взаимодействие педагога и абитуриентов, причем педагог выступает в роли действующего лица, который полностью управляет ходом урока, а абитуриент в свою очередь – пассивный слушатель.
Интерактивный метод подразумевает под собой взаимодействие абитуриента и педагога в форме беседы. Этот метод отличается от других тем, что он охватывает более широкое взаимодействие абитуриентов не только с педагогом, но и друг с другом.
Активный метод обучения – это вид взаимодействия педагога с абитуриентами, при котором абитуриенты являются активными участниками учебного занятия, в отличие от обычного занятия, при котором главным действующим лицом является педагог, а абитуриенты – лишь пассивные слушатели. Другими словами в активном методе педагог и абитуриенты находятся на равных. В нем присутствует демократические стиль взаимодействия. Многие считают, что интерактивный метод и активный равны, но на самом деле это не так, потому что интерактивные методы рассматриваются как современная форма активных методов.
В профориентационной деятельности могут использоваться активные методы обучения, которые по характеру деятельности абитуриентов в процессе решения поставленных задач делятся на:
- Игровые методы. Данный вид методов использует наиболее важные элементы игровой деятельности: роли, игровые ситуации, реконструкции реальных событий, – и направлен на приобретение абитуриентами нового опыта, доступного для получения только в игровой форме. Выделяют организационно-деятельностные, деловые, имитационные, ролевые игры;
- Дискуссионные методы строятся на непосредственном общении абитуриентов при несколько отстраненной позиции ведущего, который организует взаимодействие между участниками, а также, при необходимости, помогает участникам в формировании группового решения. Выделяют направленные и свободные дискуссии, совещания специалистов.
- Рейтинговые методы – методы, которые позволяют активизировать абитуриентов посредством соревновательной деятельности. Выделяют рейтинги популярности и эффективности.
- Тренинговые методы направлены на стимулирование и корректирование развития личности через влияние на поведение участников во время проведения тренинга. Выделяют личностно ориентированные и поведенческие тренинги.
Одной из активных форм, которая может быть эффективно использована в профориентационной деятельности, является “квест”.
Квест – это подвид деловой игры, который проводится в игровой форме, в виде приключения и подразумевает интерактивную историю с главным персонажем, а также управляемыми игроками. Квест включает в себя игровое время, за которое участники проходят определенное количество препятствий для достижения заданной цели.
В этом подвиде деловой игры постоянно подразумеваются какие-либо поручения или задания, где следует что-либо отыскать и найти, это могут быть предметы, подсказки или сообщения, для того, чтобы возможно было передвигаться по станциям дальше.
В переводе с английского “Quest” означает “поиск”, однако, ко всему прочему, предполагает также выполнение каких-либо заданий. От участников требуется проявить свою мозговую активность для выполнения определенных задач в рамках поставленной цели, а также во время непосредственного проведения игры показать свою находчивость и проявить знания, умения и навыки на практике.
Применение квестов в учебном процессе позволяет повысить внимание абитуриентов как к определенным наукам, так и к образованию в целом. Квест является современной технологией обучения.
Проведение квестов для абитуриентов помогает решить такие задачи, как:
- повышение интереса абитуриентов к образовательному учреждению;
- содействие процессу самоопределения абитуриента;
- стимулирование познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков и навыков командной работы;
- реальная демонстрация условий обучения.
В рамках профориентационной деятельности нами был разработан ознакомительный квест для абитуриентов. Он направлен на привлечение их в НГПУ им. К. Минина и включает в себя интерактивное изучение истории вуза, знакомство с университетом в игровой форме. Данный квест проводится в соревновательной форме, участники квеста знакомятся с такими объектами инфраструктуры образовательного учреждения как учебные кабинеты, библиотека, столовая, актовый зал, спортивный зал.
Подводя итоги, можно сказать, что квест с успехом может быть использован в профориентационной деятельности, обеспечивая эффективное знакомство с образовательным учреждением и эффективное содействие профессиональному самоопределению абитуриентов.
Библиографический список
- Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. Выпуск № 1.
- Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.
- Семенкова Т.Н., Леухова М.Г. Профориентационная деятельность вузов в условиях модернизации системы образования в России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. Выпуск № 3.
- Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. 2011. Выпуск № 6.
- Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
- Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний» // Образование. Карьера. Общество. 2014. Выпуск № 2.
- Христова Н.А. Образовательный квест как метод интерактивного обучения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. Выпуск № 2-2.