ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ражова Надежда Александровна1, Якимова Алена Сергеевна2, Коробова Елизавета Викторовна3, Прохорова Мария Петровна4
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса
3Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса
4Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматривается важность использования игровых технологий в профориентационной деятельности учреждений высшего образования. В статье раскрывается сущность активных методов обучения, обоснован педагогический потенциал их использования в профориентационной деятельности. В качестве формы профориентацонного мероприятия с использованием активных методов обучения представлен квест как подвида деловой игры, который подразумевает под собой последовательное выполнение определенных заданий. Такая форма позволяет абитуриенту получить новые знания об образовательной организации, реализуемых образовательных программах, образовательной инфраструктуре вуза в игровой форме.

Ключевые слова: абитуриент, активные методы обучения, деловая игра, квест, мотивация, образовательное учреждение, профессия, профориентационная деятельность


THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN CAREER-ORIENTED ACTIVITIES

Razhova Nadezda Alexandrovna1, Yakimova Alena Sergeevna2, Korobova Elizaveta Viktorovna3, Prokhorova Maria Petrovna4
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student
4Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, Ph.D., Associate Professor

Abstract
This article discusses the importance of using gaming technology in vocational guidance activities of higher education institutions. The article reveals the essence of active learning methods, justified pedagogical potential use in professional orientation activities. As a form proforientatsonnogo activities using active learning methods presented quest as a subspecies of the business game, which implies a sequential execution of certain tasks. This form allows an applicant to obtain new knowledge about educational organization, implemented educational programs, educational institution infrastructure in the form of a game.

Keywords: active learning methods, applicant, career guidance activities, educational institution, motivation, occupation, quest, role play, the applicant


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ражова Н.А., Якимова А.С., Коробова Е.В., Прохорова М.П. Применение игровых технологий в профориентационной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72876 (дата обращения: 19.04.2024).

В современных условиях значимость профориентационной деятельности для образовательных организаций возрастает. Это связано:

  • с усиление межвузовской конкуренции, снижением количества бюджетных мест и необходимостью привлечения платного контингента;
  • с необходимостью определения реальных потребностей и запросов абитуриентов;
  • необходимостью предпрофессиональной диагностики их способностей и уровня подготовленности к обучению в вузе.

В результате способы и формы профориентационной работы становятся все более разнообразными, привлекательными и интересными для абитуриентов, все более широко используются возможности информационных технологий и электронных сред вузов. Это подтверждает возможность использования современных активных методов профориентационной работы в практике образовательных учреждений.

Профориентационная деятельность – это управляемая деятельность различных государственных организаций и учреждений, направленная на профессиональное самоопределение абитуриентов в личных, а также общественных интересах.

Поскольку в настоящее время профориентация абитуриентов является довольно важной проблемой, ученые выделяют несколько аспектов ее рассмотрения:

  • Психологический аспект включает в себя изучение профессионально значимых качеств личности, а также составление методов выявления профессиональной пригодности. К тому же в данный аспект включается определение состояния здоровья человека, его психофизиологических особенностей, которые необходимы для выполнения того или иного вида деятельности.
  • Социальный аспект предполагает изучение общественного мнения, связанного с привлекательностью и популярностью для молодежи различных профессий, а также с удовлетворенностью от работы по выбранной профессии.
  • Экономический аспект связан с изучением демографических особенностей трудовых ресурсов рынка труда, а также условий повышения производительности труда работников за счет увеличения их мотивирования и стимулирования, а также профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
  • Педагогический аспект включает поиск методов и средств проведения воспитательной работы в рамках профессиональной ориентации абитуриентов.

Основной целью профориентационной деятельности является подготовка абитуриентов к осознанному выбору будущей профессии, основанному на личных предпочтениях и удовлетворяющему запросам общества и рынка труда.

Реализация профориентационной деятельности должна быть комплексной, доступной, ненавязчивой и интересной. Следовательно, профориентационная деятельность должна быть активной, позволяющей абитуриенту непосредственно включиться в процесс знакомства с будущим направлением подготовки и собственно образовательным учреждением.

При этом активная профориентационная деятельность – это деятельность, которая подразумевает:

  • активное участие абитуриентов в процессе профориентации;
  • при этом абитуриент принимает на себя различные роли;
  • учет уровня мотивации абитуриентов;
  • взаимодействие абитуриентов с преподавателем лично.

Добиться от абитуриентов нужного результата можно через определенные методы обучения. В образовании их существует всего три: пассивные, интерактивные и активные методы.

Пассивный метод обучения включает в себя взаимодействие педагога и абитуриентов, причем педагог выступает в роли действующего лица, который полностью управляет ходом урока, а абитуриент в свою очередь – пассивный слушатель.

Интерактивный метод подразумевает под собой взаимодействие абитуриента и педагога в форме беседы. Этот метод отличается от других тем, что он охватывает более широкое взаимодействие абитуриентов не только с педагогом, но и друг с другом.

Активный метод обучения – это вид взаимодействия педагога с абитуриентами, при котором абитуриенты являются активными участниками учебного занятия, в отличие от обычного занятия, при котором главным действующим лицом является педагог, а абитуриенты – лишь пассивные слушатели. Другими словами в активном методе педагог и абитуриенты находятся на равных. В нем присутствует демократические стиль взаимодействия. Многие считают, что  интерактивный метод и активный равны, но на самом деле это не так, потому что интерактивные методы рассматриваются как современная форма активных методов.

В профориентационной деятельности могут использоваться активные методы обучения, которые по характеру деятельности абитуриентов в процессе решения поставленных задач делятся на:

  • Игровые методы. Данный вид методов использует наиболее важные элементы игровой деятельности: роли, игровые ситуации, реконструкции реальных событий, – и направлен на приобретение абитуриентами нового опыта, доступного для получения только в игровой форме. Выделяют организационно-деятельностные, деловые, имитационные, ролевые игры;
  • Дискуссионные методы строятся на непосредственном общении абитуриентов при несколько отстраненной позиции ведущего, который организует взаимодействие между участниками, а также, при необходимости, помогает участникам в формировании группового решения. Выделяют направленные и свободные дискуссии, совещания специалистов.
  • Рейтинговые методы – методы, которые позволяют активизировать абитуриентов посредством соревновательной деятельности. Выделяют рейтинги популярности и эффективности.
  • Тренинговые методы направлены на стимулирование и корректирование развития личности через влияние на поведение участников во время проведения тренинга. Выделяют личностно ориентированные и поведенческие тренинги.

Одной из активных форм, которая может быть эффективно использована в профориентационной деятельности, является “квест”.

Квест – это подвид деловой игры, который проводится в игровой форме, в виде приключения и подразумевает интерактивную историю с главным персонажем, а также управляемыми игроками. Квест включает в себя игровое время, за которое участники проходят определенное количество препятствий для достижения заданной цели.

В этом подвиде деловой игры постоянно подразумеваются какие-либо поручения или задания, где следует что-либо отыскать и найти, это могут быть предметы, подсказки или сообщения, для того, чтобы возможно было передвигаться по станциям дальше.

В переводе с английского “Quest” означает “поиск”, однако, ко всему прочему, предполагает также выполнение каких-либо заданий. От участников требуется проявить свою мозговую активность для выполнения определенных задач в рамках поставленной цели, а также во время непосредственного проведения игры показать свою находчивость и проявить знания, умения и навыки на практике.

Применение квестов в учебном процессе позволяет повысить внимание абитуриентов как к определенным наукам, так и к образованию в целом. Квест является современной технологией обучения.

Проведение квестов для абитуриентов помогает решить такие задачи, как:

  • повышение интереса абитуриентов к образовательному учреждению;
  • содействие процессу самоопределения абитуриента;
  • стимулирование познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков и навыков командной работы;
  • реальная демонстрация условий обучения.

В рамках профориентационной деятельности нами был разработан ознакомительный квест для абитуриентов. Он направлен на привлечение их в НГПУ им. К. Минина и включает в себя интерактивное изучение истории вуза, знакомство с университетом в игровой форме. Данный квест проводится в соревновательной форме, участники квеста знакомятся с такими объектами инфраструктуры образовательного учреждения как учебные кабинеты, библиотека, столовая, актовый зал, спортивный зал.

Подводя итоги, можно сказать, что квест с успехом может быть использован в профориентационной деятельности, обеспечивая эффективное знакомство с образовательным учреждением и эффективное содействие профессиональному самоопределению абитуриентов.


Библиографический список
  1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. Выпуск № 1.
  2. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.
  3. Семенкова Т.Н., Леухова М.Г. Профориентационная деятельность вузов в условиях модернизации системы образования в России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. Выпуск № 3.
  4. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. 2011. Выпуск № 6.
  5. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
  6. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний» // Образование. Карьера. Общество. 2014. Выпуск № 2.
  7. Христова Н.А. Образовательный квест как метод интерактивного обучения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. Выпуск № 2-2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Якимова Алена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация