Проблеме влияния беременности на эмоциональное состояние женщины в настоящее время уделяется все больше внимания. Эмоциональный фон является важной составляющей течения беременности.
В психологической литературе неоднократно подчеркивалось, что эмоциональное состояние беременной женщины определяет характер протекания беременности, успешность родов и состояние ребенка. В.В. Абрамченкова подчеркивает, что эмоциональный стресс матери негативно сказывается на беременности и состоянии здоровья ребенка, в том числе и психического [1].
Н.П. Коваленко утверждает, что, именно эмоциональная сфера женщины подвергается наибольшим изменениям, а эмоциональный стресс является основной причиной негативных нарушений в состоянии здоровья матери и плода [2]. Именно в пренатальный период развития закладывается основа эмоционального благополучия личности.
Цель исследования: сравнительный анализ невротических проявлений женщин, беременность которых наступила физиологическим путем, и с помощью вспомогательных репродуктивных технологий.
Экспериментальное исследование проводилось в двух группах: группа – 25 пациенток с физиологической беременностью, (средний возраст испытуемых – 26 лет); группа – 15 пациенток, забеременевших с помощью ЭКО (средний возраст испытуемых – 30 лет).
Для достижения поставленной цели нами были использована методика диагностики уровня невротизации личности Л.И. Вассермана. Высокий уровень невротизации указывает на:
- выраженную эмоциональную возбудимость, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность);
- безынициативность, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний;
- эгоцентрическую личностную направленность, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках;
- трудности в общении;
- социальную робость и зависимость.
Низкий уровень невротизации говорит о:
- эмоциональной устойчивости;
- положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм);
- инициативности;
- чувстве собственного достоинства;
- независимости, социальной смелости;
- легкости в общении.
Обратимся к полученным результатам.
Уровни невротических проявлений женщин, забеременевших физиологическим путем и с помощью ЭКО (в %)
Как видно из рисунка среди женщин, с физиологической беременностью: 40 % имеют низкий уровень невротизации, 30 % – средний; 20 % – высокий. В целом данную группу женщин можно охарактеризовать как эмоционально устойчивую; их переживания носят положительный характер (спокойствие, оптимизм); они инициативны, независимы, социально активны.
У женщины, беременность которых наступила с помощью ЭКО, были выявлены следующие результаты: 80 % женщин имеют высокий уровень невротизации, 20 % – средний, низкий уровень не был выявлен ни у одной из женщин. Полученные данные указывают на выраженную эмоциональную возбудимость, в результате чего у женщин появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность); безынициативность, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; эгоцентрическую личностную направленность, которая приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; трудности в общении; социальная робость и зависимость.
Использование U-критерий Манна-Уитни позволило выявить значимые различия (p≤0,01) уровня невротизации у женщин, забеременевших физиологическим путем и с помощью ЭКО. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что негативные проявления женщин во многом определяются способом наступления беременности. Беременность с помощью репродуктивных технологий является непростой процедурой, и требует от женщины большой психологической нагрузки, что сказывается на их эмоциональном самочувствии. Результаты исследования говорят о необходимости организации специализированной психологической помощи в центрах ЭКО.
Для развития эмоциональной устойчивости личности современная психология располагает разнообразными технологиями. Среди которых, одним из эффективных психотерапевтических средств, по мнению ряда авторов (Шутова Н.В., Абрамченко В.В., Коноваленко Н.П., Архипова М.В. и др.) является музыкальное воздействие. Музыка издавна использовалась в терапевтической практике. В последнее время интенсивно разрабатываются различные аспекты комплексного воздействия музыки на личность. Музыкальное произведение рассматривается как модель целостных психических состояний, процессов и свойств личности. По мнению Н.В. Шутовой содержательный план музыкального воздействия представляет собой иерархическую структуру, адекватную многоплановой структуре психической деятельности личности [3]. В работах Шутовой Н.В., Архиповой М.В. развивается мысль о способности музыки моделировать различные проявления личности – эмоциональные состояния, волевые процессы, мотивы деятельности и поведения [4]. «Музыка, как и другие виды искусства, основанные на принципах гармонии, обладает способностью вдохновлять человека, активизировать или расслаблять его, снимать стрессы и болезненное напряжение» [5, с.279].
Для улучшения психоэмоционального состояния беременных женщин могут использоваться специально разработанные музыкальные программы, составленные из классических произведений [6].
Для коррекции негативных эмоциональных состояний (уменьшения раздражительности, тревоги, неуверенности, разочарования):
Бах «Adagio» ля минор; Прелюдия ми бемоль мажор; Прелюдия фа минор; Прелюдия и фуга ре мажор; Прелюдия и фуга си бемоль минор; Кантата №2; Концерт ре минор для скрипки.
Бетховен «Лунная соната», «Пасторальная», «Аппассионата», увертюра «Фиделио»
Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей».
Григ «Песня Сольвейг», «Утро»
Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Чайковский «Сентиментальный вальс», «Баркарола», Квартет ре мажор – I часть
Шопен Ноктюрн соль минор; Прелюдия №4; Прелюдия №13
Для общего успокоения, умиротворения, снятия эмоционального перенапряжения:
Верди «Ave Maria, laudi», «Stabatmater»
Вивальди «Времена года», «Stabet Mater», концерт «Ночь»
Моцарт «Ave Maria»
Равель «Вальс». Сен-Санс «Лебедь». Сибелиус «Грустный вальс»
Рубинштейн «Мелодия»
Шуберт «Ave Maria»
Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, настроения:
Бах «Итальянский концерт» Бетховен увертюра «Эгмонт»
Лист Венгерская рапсодия №2
Шопен Прелюдия №1; Прелюдия №15
Штраус «Утренний листок», вальс, ор 276; «Голубой Дунай», вальс, ор 316; «Сказки венского леса»; вальс, ор 325
Чайковский Шестая симфония, 3 часть
Использование представленных музыкальных произведений позволяет целенаправленно влиять на эмоциональное состояние личности.
Библиографический список
- Абрамченко В.В. Безопасное материнство. – СПб.: ИАГ РАМН им. Д.О. Отта, 1997. – 240 с.
- Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1998. – 28 с.
- Шутова Н.В. Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия12 Психология. Социология Педагогика. 2009, №3-2. С.282-288.
- Архипова М.В., Шутова Н.В. Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного языка школьниками // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №1 (17) c. 68-72
- Архипова М.В., Рыжов В.В. Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. №2. с. 279-285
- Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Дис. докт. психол. наук. – Н.Новгород, 2009 – 423с.