В массовом порядке центры по расчету начислений и сбору платежей за жилищные и коммунальные услуги стали создаваться в форме муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений начиная с 2000 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 августа1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
В настоящее время они существуют практически во всех крупных, а также в большинстве средних и многих небольших городах страны [17]. В отличие от платежных систем подобные центры предоставляют услуги полного биллингового цикла (рис. 1):
- ведение информационных баз данных, необходимых для выставления счетов на оплату;
- обработка показаний приборов учета;
- начисления по тарифам и показаниям счетчиков с учетом скидок, недопоставок, перерасчетов и т.п.;
- печать и доставка единых платежных документов (ЕПД);
- взаимодействие с внешними платежными системами;
- мониторинг и распределение поступивших платежей по поставщикам услуг;
- подготовка отчетов по начислениям и сборам;
- претензионная работа с плательщиками.
Рис. 1. Основные функции расчетных центров в сфере ЖКХ
На рис. 2 представлены основные преимущества подобной централизации расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Рис. 2. Преимущества централизованного биллинга
Консолидация коммунальных расчетов отвечает одной из основных целей денежно-кредитной политики государства – сдерживанию инфляционных процессов. Сокращение сбытовых издержек за счет концентрации расчетов и работы с населением в расчетных центрах может стать серьезным фактором тарифного регулирования [9, 12, 14].
В области фискальной политики развитие единого биллинга ЖКХ способствует расширению налоговой базы и улучшению механизмов налогового администрирования. Расширение налоговой базы достигается благодаря поддержке малого бизнеса. Удешевление и технологизация расчетных процессов положительно влияет на деловую активность в отрасли, что ведет к росту объемов оказываемых услуг, увеличению доли дополнительных услуг. Улучшение механизмов налогового администрирования может быть достигнуто при грамотной координации информационных баз данных [1, 2, 11, 16].
Для бюджетной политики внедрение современного централизованного биллинга означает сокращение необоснованных дотаций предприятиям ЖКХ, экономию бюджетных средств, высокую бюджетную эффективность проекта модернизации расчетных центров.
Таким образом, очевидно, что расчетный центр ЖКХ, оснащенный современной биллинговой системой, может послужить важным инструментом оптимизации ключевых направлений государственной и муниципальной политики [].
Анализ опыта создания и работы расчетных центров ЖКУ в разных регионах позволяет отметить некоторые положительные тенденции. В частности, при переходе на единый платежный документ сборы возрастают на 10-20 %, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты поставщиков на содержание абонентских служб.
Наиболее существенные факторы, вызывающие увеличение собираемости платежей, носят как экономический, так и психологический характер:
- уменьшение числа платежных документов (квитанций) к оплате;
- возможность частичной оплаты квитанции;
- возможность авансовой оплаты квитанций;
- прием разных платежных документов в режиме «единого окна»;
- многообразие форм оплаты (наличными в кассах, через банкомат, платежные термины, вычетами из заработной платы и т. д.).
Кроме того, дополнительную экономию создают такие сервисы, как автоматизированная претензионная работа с населением (особенно при массовых перерасчетах сумм платежей), а также автоматизация массовых начислений с возможностью проводить перерасчеты на глубину исковой давности [11, 13, 15].
Уменьшение задолженности населения перед поставщиком при оплате услуг через расчетные центры обеспечивают разные формы адресной работы с неплательщиками. Например, выставление детальных долговых счетов на оплату.
При соответствующих инвестициях в учетные технологии имеется возможность реализовывать различные дисциплины платежей, распределяя их за определенный период. Современные технологии позволяют быстро информировать поставщиков о наличии задолженности у потребителей услуг, а также автоматически отслеживать срочную задолженность с учетом перерасчетов [3, 6, 7].
Анализ современного состояния организации расчетов за ЖКУ позволил выделить ряд характерных условий, определяющих цели деятельности расчетных центров ЖКУ с учетом требований действующих нормативно-правовых и законодательных актов РФ:
- необходимость связи между процессами учёта потребления коммунальных ресурсов и процессами проведения расчётов за ЖКУ для всех потребителей, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций (РСО);
- потребителям ЖКУ (гражданам, юридическим лицам) в целом неудобно общаться с каждым из исполнителей и (или) РСО в отдельности, так как это влечёт за собой неоправданные временные и социальные затраты;
- требуется устранить многократное дублирование однотипных и, зачастую, неактуальных данных в различных территориальных и ведомственных информационных системах ЖКХ;
- необходимо формирование актуальной и объективной статистики о текущем состоянии сферы ЖКХ в части тарифов, социальных норм потребления, произведенных начислений и оплат, порядка распределения денежных средств между исполнителями и РСО, контроль задолженностей по оплате, что в равной степени необходимо органам власти всех уровней для принятия наиболее эффективных управленческих решений;
- необходима интеграция информационных средств расчетных центров ЖКУ со сторонними информационными системами, прежде всего с порталами государственных и муниципальных услуг и с порталами on-line платежных систем;
- необходимо хранить, передавать и использовать персональные данные с учетом требований действующего законодательства.
В этих условиях приоритетной целью деятельности расчетных центров ЖКУ является повышение эффективности финансово-экономического управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования (или нескольких муниципальных образований) на определенной территории.
Достижение приоритетной цели обусловлено соблюдением экономических интересов хозяйствующих субъектов отрасли ЖКХ с одной стороны и обеспечением законных прав и интересов граждан на комфортное и безопасное проживание в занимаемых ими жилых помещениях, получение населением качественных коммунальных и жилищных услуг с другой стороны.
Механизмом достижения указанной цели является взимание платы за оказание жилищных и коммунальных услуг, соразмерной количеству и качеству оказанных услуг с учетом требований действующего законодательства, норм и стандартов оказания жилищных ЖКУ [5, 8].
Следующая цель деятельности расчетного центра ЖКУ дополняет приоритетную цель и состоит в организации на основе центра средства определения достоверного размера платы за ЖКУ, центра оперативного процессинга для взаимных расчетов хозяйствующих субъектов отрасли ЖКХ и потребителей услуг ЖКХ (население, юридические лица).
Достижение указанной цели обеспечивается формированием точных и достоверных муниципальных информационных ресурсов, возможностью повсеместного контроля потребителей, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций за начислениями и оплатой жилищно-коммунальных услуг, перечислением денежных средств в должном объеме [4, 10].
Третья цель деятельности расчетного центра состоит в своевременном и точном исполнении услуг по приему и перечислению денежных средств в должном объеме для оплаты ЖКУ. Достижение указанной цели обеспечивается открытостью расчетного центра ЖКУ для применения современных платежных систем, использованием платежных агентов, возможностями повсеместного контроля уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации или их территориальных подразделений, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций, а также потребителей (юридических и физических лиц) за состоянием своего лицевого счета и платежного баланса.
Для совокупного достижения указанных целей расчетные центры ЖКХ решают следующие задачи:
- организация в интересах потребителей ЖКУ, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций сбора, обработки и предоставления точной, обоснованной и непротиворечивой информации о тарифах, начислениях, оплатах за прошедший расчетный период совместно со сведениями об имеющихся задолженностях по оплате, основаниями для начислений, банковскими реквизитами получателей платы за жилое помещение и коммунальных услуги, банковскими реквизитами платежных агентов (при наличии последних);
- деятельность по оперативному обеспечению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ муниципального образования или группы муниципальных образований города, состоянии расчетов за ЖКУ с населением;
- реализация комплекса мер по контролю за неплатежами или задержками платежей в отрасли ЖКХ, организация своевременного перечисления денежных средств, подлежащих оплате ресурсоснабжающим организациям и исполнителям коммунальных услуг по факту предоставления ими жилищных и коммунальных услуг надлежащего качества или на ином законном основании;
- реализация комплекса мер по перерасчету платежей путем их соразмерного уменьшения в случае предоставления ресурсоснабжающими организациям и исполнителям жилищных и коммунальных услуг ненадлежащего качества или в случае перерыва оказания жилищных и коммунальных услуг;
- участие в обеспечении организаций, занимающихся социальной защитой населения, персонализированной информацией о предоставлении субсидий, льгот и иных социальных пособий потребителям жилищно-коммунальных услуг;
- организация предоставления потребителям ЖКУ нормативно-справочной информации, иных сведений, касающихся порядка и правил определения размера платы за жилищный и коммунальных услуги, оснований для предоставления социальных льгот, скидок, субсидий, социальных норм потребления коммунальных ресурсов;
- обеспечение персонального учета граждан в занимаемых ими жилых помещениях и, при необходимости, регистрационного учета граждан по месту постоянного или временного пребывания;
- координация и(или) участие в претензионно-исковой деятельности;
- оказание дополнительных видов услуг.
Успешное решение указанных задач для достижения заявленных целей обеспечивает следующие практические результаты:
- обеспечение уровня платежей населения не менее 95…98%, своевременные взаиморасчеты между управляющими организациями, исполнителями коммунальных услуг и РСО;
- проведение инвентаризации и обоснованная реструктуризация имеющейся финансовой задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса и граждан; как следствие – повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса;
- создание экономического механизма, стимулирующего экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов, сокращение нерационального потребления коммунальных услуг;
- финансовое упорядочение социального механизма предоставления льгот и субсидий по оплате жилищных и коммунальных услуг;
- обоснованное формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, контроль целевого использования отчислений на содержание и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, контроль расходования коммунальных ресурсов на общедомовые нужды;
- поддержка системы персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты, так как создание системы персонифицированных социальных счетов граждан исключительно в рамках реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса создает опасность дублирования при реформировании финансово-экономических механизмов других видов государственной социальной помощи.
Для достижения указанных целей и решения перечисленных задач существующие на территории регионов/муниципальных образований Российской Федерации расчетные центры ЖКУ выполняют следующие основные виды деятельности:
- управление эксплуатацией жилого фонда;
- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- обработка данных;
- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;
- денежное посредничество;
- деятельность банков и кредитных организаций; прочее денежное посредничество;
- деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
- финансовое посредничество, не включенное в другие группировки, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет.
Таким образом, в настоящее время отсутствует унифицированный вид деятельности, который использовался бы каждым отдельно взятым расчетным центром. Тем не менее, перечисленные основные виды деятельности в той или иной степени способствуют достижению заявленных целей.
Дополнительные виды деятельности расчетных центров ЖКХ более разнообразны и в большинстве случаев также позволяют решать следующие задачи:
- управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией нежилого фонда;
- финансовое посредничество, не включенное в другие группировки;
- разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
- полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области, производство отделочных работ;
- прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;
- деятельность в области права;
- взыскание платежей;
- деятельность банков и кредитных организаций;
- рекламная деятельность;
- почтовая и курьерская деятельность;
- представительские функции;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- рекламная деятельность;
- предоставление прочих услуг.
Библиографический список
- Димов Э.М., Маслов О.Н., Скворцов А.Б., Чаадаев В.К. Имитационное моделирование сложных экономических систем // Электросвязь. 2002. № 8. С. 44.
- Маслов О.Н., Димов Э.М., Чаадаев В.К. Моделирование случайных факторов при имитационном моделировании и управлении бизнес-процессами // Электросвязь. 2003. № 2. С. 39.
- Чаадаев В.К. Как правильно выбрать ERP-систему // Управление компанией. 2004. Т. 07. № 38. С. 67.
- Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 3. С. 99.
- Чаадаев В.К. Оператор коммерческого учета – организация процессов управления потреблением энергоресурсов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-1 (59). С. 192-194.
- Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
- Чаадаев В.К. Совершенствование ценообразования на услуги связи в системе производственной инфраструктуры (на материалах предприятий г. Самары) // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Самара, 1997.
- Чаадаев В.К. Экономическая сущность и классификация бизнес-процессов организаций коммунального комплекса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-2. С. 99-102.
- Чаадаев В.К., Григорьев Е.В. Системный подход к обоснованию внедрения инновационных технологий в сфере жилищно-коммунальных услуг // Энергосбережение. 2010. № 1. С. 34-41.
- Чаадаева В.В. Устойчивое развитие экономики на основе инновационных преобразований // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 16. С. 387-397.
- Чаадаева В.В. Информационные технологии управления бизнес-процессами предприятий коммунального комплекса // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 2. С. 74-79.
- Чаадаева В.В. Модель управления устойчивым развитием коммунального сектора экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 6 (388). С. 68-76.
- Чаадаева В.В. Принципы разработки целевой модели устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 112-117.
- Чаадаева В.В. Целевая модель предприятий коммунального сектора как инструментарий разработки и управления бизнес-процессами // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 60-65.
- Чаадаева В.В. Целевая модель предприятия коммунального сектора экономики: разраболтка и управление бизнес-процессами // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 2 (289). С. 106-113.
- Чаадаева В.В., Чаадаев В.К. Актуальные аспекты создания и развития единого информационного пространства ЖКХ // Прогрессивные технологии развития. 2013. № 11. С. 68-76.
- Чаадаев В.К. Основные цели и задачи организации единого центра расчётов за услуги ЖКХ // Экономика и социум. 2016. № 2 (21). С. 1013-1017.