СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

Миронова Мария Николаевна1, Ворошилова Оксана Сергеевна2, Прихунова Юлия Андреевна3, Прохорова Мария Петровна4
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса
3Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса
4Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, к.п.н, доцент

Аннотация
В статье рассмотрены возможности виртуальной экскурсии как формы социально-культурной адаптации студентов-первокурсников. Представлены результаты исследования, проведённого в НГПУ им. Козьмы Минина, направленного на оценку потребности в социально-культурной адаптации студентов-первокурсников; проанализированы требования к содержанию и организации виртуальной экскурсии для студентов.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, первокурсники, социально-культурная адаптация


SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF STUDENTS - FRESHMEN BY VIRTUAL TOURS

Mironova Maria Nikolaevna1, Voroshilova Oksana Sergeevna2, Prihunova Julia Andreevna3, Prokhorova Maria Petrovna4
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student
4Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, PhD, Associate Professor

Abstract
The article discusses the possibility of a virtual tour as a form of socio-cultural adaptation of first-year students. The results of a study conducted in NSPU them. Kozma Minin, aimed at assessing the need for social and cultural adaptation of first-year students; analyzed the requirements for the content and organization of virtual excursions for students.

Keywords: freshmen, socio-cultural adaptation, virtual tour


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Миронова М.Н., Ворошилова О.С., Прихунова Ю.А., Прохорова М.П. Социально-культурная адаптация студентов - первокурсников с помощью виртуальной экскурсии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72637 (дата обращения: 19.04.2024).

Социально-культурная адаптация является в настоящее время важнейшим направлением, обеспечивающим эффективное вхождение обучающегося в образовательный процесс, развитие активных и продуктивных учебных и межличностных отношений, ориентацию в новых социальных и ролевых условиях.

Социально-культурная адаптация включает в себя не только знакомство с образовательными учреждениями, принятие на себя новой роли и связанной с ней ответственности, но и адаптацию к новому месту жительства, району, в котором располагается образовательная организация, что актуально для иногородних и иностранных обучающихся. Одной из форм социальной адаптации может выступать виртуальная экскурсия[2].

В настоящее время все чаще можно встретить виртуальную экскурсию, которая создает полную иллюзию присутствия, и позволяют совершать увлекательные виртуальные прогулки по социальным и культурным объектам, таким как фитнес-клубам, салонам красоты, торговым центрам, паркам и др. Перед тем как куда-то пойти, стоит совершить предполагаемую виртуальную экскурсию, оценив, что находится в этом месте, какие магазины или развлечения есть. Поэтому нет ничего удивительного, что сайты предлагают виртуальные экскурсии все чаще, и они вызывают все большую популярность у посетителей.

Виртуальная экскурсия – это мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить фотографии, видео, звук, ссылки, текст[3], и которая в успехом может быть использована для целей социально-культурной адаптации обучающихся.

Так же виртуальные экскурсии обладают интерактивностью в отличие от видео или фотографии. Таким образом, в процессе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, осмотреть по сторонам, подробно осмотреть отдельные детали интерьера, рассмотреть панораму издалека, приблизить к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, к примеру, прогуляться по отдельным помещениям и т.п. И все без исключения возможно сделать в нужном темпе и в порядке, подходящему конкретному зрителю[4]. Следует отметить, что можно обойти весь музей изнутри и осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по необитаемому острову, не покидая дома, школы, вуза. Виртуальная экскурсия, безусловно, не заменит личное присутствие, но даст возможность приобрести полное впечатление об изучаемом объекте.

Виртуальные экскурсии имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  1. не покидая учебного кабинета, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны;
  2. преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др.;
  3. в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также  они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа[5].

Для социально-культурной адаптации студентов виртуальная экскурсия может выполнять следующие функции:

  1. Знакомит обучающихся с объектами социальной и культурной инфраструктурой вуза, района, города;
  2. Способствует эффективной организации образовательной деятельности и досуга обучающихся.

Исследование возможностей реализации социально-культурной адаптации студентов-первокурсников с помощью виртуальной экскурсии было проведено авторами в октябре 2016 года на базе НГПУ им. К. Минина в форме анкетного опроса.

При проведении исследования авторы исходили их предположений, что значительное число студентов-первокурсников, начиная обучение в ВУЗе, имеют слабое представление об объектах социально-культурной инфраструктуры: исторической, религиозной, культурной, спортивной и т.д. Поэтому виртуальные экскурсии будут востребованы.

Выборка составила 25 человек в возрасте от 17 до 22 лет, в неё вошли студенты очной формы обучения, по разным направлениям подготовки, обучающиеся на факультете управления и социально-технических сервисов в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Средний возраст опрошенных составил 20 лет.

По результатам исследования были получены следующие результаты. Большая часть  участников опроса (84%) при ответе на вопрос «Интересны ли Вам экскурсии как вид досуга?» ответили, что интересны.

На рис. 1 показаны ответы на вопрос «Принимали ли Вы участие раньше в виртуальных или реальных экскурсиях?». Видим, что (68%) опрошенных принимали участие только в реальных экскурсиях, (16%)  принимали участие в тех и других экскурсиях, (16%) никогда не посещали экскурсии.

Рис. 1. Факторы участия в виртуальных и реальных экскурсиях.

Почти все студенты НГПУ им. К. Минина (92%) хотели бы принять участие в виртуальной экскурсии по Автозаводскому району, и только (8%) опрошенных не хотят участвовать в этом. Это говорит о том, студентам интересны экскурсии, а особенно виртуальные.

На вопрос «Какая направленность виртуальной экскурсии по Автозаводскому району Вам была бы интересна?» были получены следующие результаты (рис.2). На историческую виртуальную экскурсию хотели бы сходить (40%), на культурно-досуговую (52%), на спортивную(12%) и другой варианта ответа предпочли(16%).

Следует отметить, что многие студенты хотели бы посетить виртуальную экскурсию по ТРЦ «Ривьера», ТЦ «Крым», центральной библиотеке, музею «ГАЗ», Парку культуры и отдыха, церкви «Татианы Мученицы», Макдональдс. 

Рис. 2. Направленность виртуальной экскурсии по Автозаводскому району.

Наконец, на вопрос о том, что «Хотели бы Вы, чтобы в НГПУ им. Козьмы Минина были организованы виртуальные экскурсии по автозаводскому району?» (96%) опрошенных высказались положительно. Это показывает, что студенты готовы принимать участие в таких экскурсиях и помогать их реализовывать.

Таким образом, изучив данные анкетирования, можно прийти к выводам, что в студенты-первокурсники ФУиСТС НГПУ им. К. Минина хотят посещать виртуальные экскурсии по Автозаводскому району и им это интересно.

В соответствие с проведенным исследованием авторами была разработана виртуальная экскурсия, включающая ознакомление в НГПу им. К. Минина, а также основными социально-культурными объектами Автозаводского района – религиозными, спортивными, культурными. Виртуальные экскурсии планируется реализовать посредством размещения ссылки на официальном сайте ВУЗа.

В целом, можно сказать, что данное направление пока еще недостаточно развито, но с каждым годом оно  будет постепенно совершенствоваться и появится в каждой организации и учреждении. Ведь виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания мира окружающего для учащихся.


Библиографический список
  1. Бондаренко Е.Н. Социально-педагогическая диагностика как основа сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62485 (дата обращения: 24.05.2016)
  2. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 21.
  3. Прохорова М.П. Механизмы и формы реализации инновационных программ педагогической подготовки  // Мир науки. 2015. № 3. С. 42.
  4. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов  //  Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. С. 158-162.
  5. Хизбуллина Р.Р., Гарайшина Э.И. Особенности социальной адаптации студентов к вузовской среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6607 (дата обращения: 05.04.2016)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «mila.milanovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация