Концепция «китайская мечта» озвученная еще в 2012 году Председателем КНР Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином включает не только национальное, но и международное содержание.
Как было отмечено нами в работе «Перспективы реализации концепции «Китайская мечта» за пределами КНР»: «согласно анализу политического медиа-контента КНР, «китайская мечта» в общемировом контексте подразумевает мирное развитие, которое в свою очередь включает в себя создание мирной международной обстановки и совместное развитие всех стран.
Среди стран поддерживающих Китай и осознающих важность «китайской мечты» для всего мира китайский истэблишмент называет Казахстан, Чехию и Россию.
Так, в китайских СМИ неоднократно отмечалось, что президент России В.В. Путин разделяет позицию китайского руководства и поддерживает концепцию «китайской мечты» («Китайская мечта» и «русская мечта» пожимают руки [1]»)»[2].
Необходимо отметить, что термин «русская мечта» активно используется в политическом медиа-контенте КНР, и практически не упоминается в самой России. И уж тем более никакой концепции «русской мечты» или «российской мечты» не существует.
Однако для того, чтобы наглядно показать, что Россия и Китай идут по одному пути, а Россия нуждается в сотрудничестве с КНР и поддерживает «китайскую мечту», в политическом медиа-контенте КНР вводится понятие «русская мечта» и отмечается, что обе «мечты» имеют много общего:
1. Имеют одинаковую главную цель – возрождение нации, что заключается как в стремлении занять подобающее стране место на международной арене, так и в повышении качества и уровня жизни своих граждан, экономическом и культурном развитии и т.д.
2. Следуют и продвигают сходные принципы на мировой арене: равноправия, взаимодоверия, сотрудничества, взаимного выигрыша, политики неприсоединения и др.
Распространяться данное понятие начало с 2013 года, когда в центральной газете КНР «Чжунго цинняньбао» («Китайская молодежная газета») была опубликована статья «Китайская мечта» и «русская мечта»: стыковка начинается» [3].
В статье отмечается, что российско-китайские отношения отличаются стабильностью, а страны являются важными стратегическими партнерами, которые преследуют общие цели на мировой арене. Так, президент РФ В.В. Путин, поздравляя Си Цзиньпина с назначением на пост председателя КНР, акцентировал внимание на том, что оба государства стремятся в первую очередь поддерживать мир и стабильность на планете, что соответствует главной составляющей международного содержания концепции «китайская мечта».
Как доказательство полного согласия и поддержки российским руководством концепции «китайская мечта» приводится отрывок из речи В.В. Путина 2012 года, опубликованный в газете «Жэньминь жибао»: «Россия нуждается в процветающем Китае. Аналогично, я считаю, что Китаю нужна успешная Россия. Сотрудничество двух стран не направлено против какой-либо третьей стороны, но предназначено для достижения общего развития и укрепления международного сообщества на демократических принципах. Мы готовы ради наших двух стран и интересов людей работать вместе. А это может дать очень плодотворные результаты».
Для достижения мечты о стабильности и развитии в общемировом масштабе, оба государства должны развивать всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие, построенное на принципах равенства и взаимной выгоды всех стран, носящее внеблоковый характер, не направленное против третьих стран.
Также в 2013 г. получила распространение идея о том, что «китайская мечта» и «русская мечта» взаимодействуя друг с другом, стимулируют свое развитие, а, следовательно, повышают шансы на осуществление представленных в данных категориях содержаний. Т.к. в китайском представлении «русская мечта» (равно как и «китайская мечта») имеет главной целью возрождение нации, то сотрудничество и развитие стратегического партнерства КНР, позволят России занять причитающееся ей место на мировой арене.
Китайские СМИ активно распространяли тезис о том, что взаимовлияние «китайской мечты» и «русской мечты» усилит политический вес обеих, «даст миру мир и принесет новый импульс мировому развитию» [4].
В 2014 г. в «Жэньминь жибао» была опубликована статья «Китайская мечта и российская мечта имеют одинаковую силу роста» [5].
В статье было отмечено, что обе «великие державы вступили в период процветания» и важным этапом на этом пути является реализация национальной мечты.
«Китайская мечта» заключается в великом возрождении китайской нации, а «российская мечта» в восстановлении мощи своего государства, что делает главное содержание этих концепций идентичным друг другу.
Более того, для достижения мечты, «общего процветания» оба государства должны развивать взаимное сотрудничество, строить доверительные партнерские отношения. В первую очередь, необходимо установление политического взаимодоверия, стратегического взаимодействия и делового сотрудничества.
С 2015 г. понятие «русская мечта» и замечания об единстве пути с «китайской мечтой» стало встречаться в политическом медиа-контенте КНР все реже, что связано не с отказом от самой идеи, а ростом популярности одной из составляющих «китайской мечты» инициативы «один пояс, один путь». Российско-китайские отношения стали рассматриваться сквозь призму новой терминологии, сохранив прежнее смысловое значение.
Библиографический список
- 原标题:中国梦 亚太梦 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.ifeng.com/a/20141112/42450931_0.shtml (дата обращения 01.10.2016)
- Скрипкарь М.В. Перспективы реализации концепции «Китайская мечта» за пределами КНР // Социосфера. – 2016. – № №. – С.117-121.
- “中国梦”与“俄罗斯梦”相向对接 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/world/2013-03/18/c_124469113.htm (дата обращения 26.09.2016)
- “中国梦”与“俄罗斯梦”互为发展机遇[Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.163.com/13/0324/17/8QOFANK200014JB5.html (дата обращения 08.10.2016)
- 人民日报:中国梦与俄罗斯的强国梦高度契合 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://military.china.com/news/568/20140520/18512110.html (дата обращения 08.10.2016)