Малый и средний бизнес в развитых странах обеспечивает рост экономики в стране, увеличивает занятость населения, способствует укреплению стабильности политического климата в государстве. В странах Евросоюза к малому бизнесу отнесено 90 % общего числа предприятий; 50 % общего оборота и добавленной стоимости; 70 % всего занятого населения. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП стран Евросоюза составляет 67%. В США в этом секторе занято 54 %, которые обеспечивают 35 % чистого дохода, а доля малого и среднего предпринимательства в ВВП США составляет 52% [1].
В Российской Федерации доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет в среднем 20%, к числу микропредприятий отнесено 95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства [2].
На сегодня в РФ, несмотря на ряд положительных тенденций в сфере развития малого и среднего бизнеса, остается ряд существенных проблем, негативно влияющих на развитие данного сектора бизнеса. Они таковы:
- отрицательная динамика развития;
- рост неформальной занятости;
- низкая доля экспорта РФ;
- низкая инновационная и инвестиционная активность;
- неравномерность развитие на территории РФ;
- низкий платежеспособный спрос;
- ограниченность доступа к финансовым ресурсам;
- достаточно высокий уровень налоговой нагрузки;
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года ставит перед собой ряд задач, способных значительно снизить или полностью ликвидировать существующие в секторе малого и среднего предпринимательства в РФ негативные процессы и тенденции.
К 2030 году запланировано увеличение оборота предприятий малого и среднего бизнеса в 2,5 раза; предусмотрены рост производительности труда в данном секторе в 2 раза; увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства до 20%; рост доли занятого населения относительно общей численности занятого населения до 35%; увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП с 20% до 40% [2].
Созданный в 2015 году государственный институт развития малого и среднего предпринимательства – Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства направлен, в том числе, на реализацию новых мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Планируется решение следующих задач:
- оказание финансовой, юридической, инфраструктурной, имущественной, методологической поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;
- организация сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса;
- привлечение финансирования в малый и средний бизнеса со стороны российских, иностранных и международных организаций;
- рост доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства обеспечивает разработку и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Стимулирование спроса на продукцию, производимую малым и средним бизнесвом, будет осуществлено путем внедрение стандарта развития конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса в социальной сфере будет проведена благодаря снятию барьеров по вхождению организаций на рынок социальных услуг. Совершенствование законодательства РФ в сфере государственных закупок призвано улучшить процессы доступа малых и средних предприятий к данной деятельности. Одним из важнейших направлений выступает развитие инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг. Будет активизирована поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, деятельность в области обрабатывающих производств и высокотехнологичных услуг, экспортную деятельность. Данное развитие не представляется возможным без достаточной ее обеспеченности финансовыми ресурсами. В этом направлении планируется стимулирование роста кредитования малого и среднего предпринимательства; развитие микрофинансирования; развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие долгосрочного финансирования; развитие рынка секьюритизации кредитов; обеспечение развития факторинга и лизинга; субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства; появление новых инструментов финансирования.
Отдельного внимания заслуживает сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия при осуществлении контрольно- надзорной деятельности. Упоминания в данном случае заслуживает внедрение риск-ориентированного менеджмента, как совершенно нового подхода к управлению со стороны государственных контрольно-надзорных организаций.
Будет продолжена работа по снятию ряда административных барьеров при обеспечении доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимости и движимого имущества; в сфере подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения [2].
Развитие поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках рассмотренной Стратегии позволит реализовать новую идеологию поддержки бизнеса, опирающуюся не только и не столько на экономическую составляющую, но и напрямую взаимоувязанную с социальными, политическими, технологическими подходами, что дает возможность увидеть наличие перспектив реального развития малого и среднего бизнеса в России.
Библиографический список
- Значение малого и среднего бизнеса // Центр Развития предпринимательства Московской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.mspmo.ru/information/importance_of_small_business/ (дата обращения: 13.10.2016).
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».