ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент кафедры финансов и кредита

Аннотация
В статье дан обзор основных направлений реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на долгосрочный период. Рассмотрены основные проблемы малого и среднего бизнеса в РФ, а также пути их решения.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, проблемы предпринимательства, стратегия развития предпринимательства


MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Evdokimova Julia Viktorovna
Russian State Social University
candidate of philosophical sciences, associate professor of finance and credit

Abstract
In article the overview of the main directions of strategy implementation of development of a small and average entrepreneurship in the Russian Federation for the long-term period is this. The main problems of small and medium business in the Russian Federation, and also ways of their decision are considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72580 (дата обращения: 18.04.2024).

Малый и средний бизнес в развитых странах обеспечивает рост экономики в стране, увеличивает занятость населения, способствует укреплению стабильности политического климата в государстве.  В  странах Евросоюза к малому бизнесу отнесено 90 % общего числа предприятий; 50 % общего оборота и добавленной стоимости; 70 % всего занятого населения. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП стран Евросоюза составляет 67%. В США в этом секторе занято 54 %, которые обеспечивают 35 % чистого дохода, а доля малого и среднего предпринимательства в ВВП США  составляет 52% [1].

В Российской Федерации доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет в среднем 20%,  к числу микропредприятий  отнесено 95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

На сегодня в РФ, несмотря на ряд положительных тенденций в сфере развития малого и среднего бизнеса, остается ряд существенных проблем, негативно влияющих на развитие данного сектора бизнеса. Они таковы:

  • отрицательная динамика развития;
  • рост неформальной занятости;
  • низкая доля экспорта РФ;
  • низкая инновационная и инвестиционная активность;
  • неравномерность развитие на территории РФ;
  • низкий платежеспособный спрос;
  • ограниченность доступа к финансовым ресурсам;
  • достаточно высокий уровень налоговой нагрузки;

Стратегия  развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года ставит перед собой ряд задач, способных значительно снизить или полностью ликвидировать существующие в секторе малого и среднего предпринимательства в РФ  негативные процессы и тенденции.

К 2030 году запланировано увеличение оборота предприятий малого и среднего бизнеса в 2,5 раза; предусмотрены рост производительности труда в данном секторе в 2 раза; увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства до 20%; рост доли занятого населения относительно общей численности занятого населения до 35%; увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП с 20% до 40% [2].

Созданный в 2015 году государственный институт развития малого и среднего предпринимательства – Федеральная  корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства направлен, в том числе, на реализацию новых мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Планируется решение следующих задач:

  • оказание финансовой, юридической,  инфраструктурной, имущественной, методологической поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;
  • организация сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса;
  • привлечение финансирования в малый и средний бизнеса  со стороны российских, иностранных и международных организаций;
  • рост доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральная  корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства обеспечивает разработку и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Стимулирование спроса на продукцию, производимую  малым и средним бизнесвом, будет осуществлено путем внедрение стандарта развития конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса в социальной сфере будет проведена  благодаря снятию барьеров по вхождению организаций на рынок социальных услуг. Совершенствование законодательства РФ в сфере государственных закупок призвано улучшить процессы доступа малых и средних предприятий к данной деятельности. Одним из важнейших направлений выступает развитие инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг. Будет активизирована поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, деятельность в области обрабатывающих производств и высокотехнологичных услуг, экспортную деятельность. Данное развитие не представляется возможным без достаточной  ее обеспеченности финансовыми ресурсами. В этом направлении планируется стимулирование роста кредитования малого и среднего предпринимательства; развитие микрофинансирования; развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие долгосрочного финансирования; развитие рынка секьюритизации кредитов; обеспечение развития факторинга и лизинга; субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства; появление новых инструментов финансирования.

Отдельного внимания заслуживает сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия при осуществлении контрольно- надзорной деятельности. Упоминания  в данном случае заслуживает внедрение риск-ориентированного менеджмента, как совершенно нового подхода к управлению со стороны государственных контрольно-надзорных организаций.

Будет продолжена работа по снятию ряда административных барьеров при обеспечении доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимости и движимого имущества;  в сфере подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения [2].

Развитие поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках рассмотренной Стратегии позволит реализовать новую идеологию поддержки бизнеса, опирающуюся не только и не столько на экономическую составляющую, но и напрямую взаимоувязанную с социальными, политическими, технологическими подходами, что дает возможность  увидеть наличие перспектив реального развития малого и среднего бизнеса в России.


Библиографический список
  1. Значение малого и среднего бизнеса   // Центр Развития предпринимательства Московской области: официальный сайт [Электронный ресурс].  URL:  http://www.mspmo.ru/information/importance_of_small_business/ (дата обращения: 13.10.2016).
  2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация