Все дальше и дальше время уносит нас от тех страшных событий, которые пришлось пережить стране в годы Великой Отечественной войны. За нашу Победу отдали свои жизни прадеды, деды, отцы, матери, сыны и просто все те, кто своим ратным подвигом и трудом спас Родину. И сегодня, спустя столько лет, мы должны помнить и быть благодарными ветеранам за их подвиг, за жизни, отданные во имя спасения страны.
В этом году отмечается 74-летие со дня формирования 308-ой стрелковой дивизии под именем «Гуртьевская». В годы войны из Омска на поля сражений ушли по полтора десятка стрелковых и гвардейских дивизий, батальонов, лыжных бригад. Всего – более 280 тысяч омичей, записавшихся в ряды добровольцев [5].
Все они проявили героизм. Но именно к 308-ой дивизии, как правило, применяют эпитет «легендарная».
308-я стрелковая дивизия была сформирована в Сибирском Военном округе (СИБВО) города Омска на основании приказа № 0044 от 21 марта 1942 года, выполнение которого было поручено начальнику Омского военно-пехотного училища им. М.В. Фрунзе полковнику Леониду Николаевичу Гуртьеву. Данная дивизия формировалась на добровольческой основе. Боевые учения с 1 по 3 августа 1942 года проводились в присутствии Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова [4, с.1]. 19 августа 1942 года дивизия под командованием полковника Л.Н. Гуртьева выступила на фронт. Путь её лежал к Сталинграду. За образцовое выполнение боевых заданий командования 308-я дивизия была награждена орденом Красного Знамени, все участники – медалью «За оборону Сталинграда» [1, с.1].
Активное участие 308-я стрелковая дивизия принимала в сражении на Орловском плацдарме, в тяжелых боях под Орлом. Пал смертью героя командир дивизии генерал-майор Л.Н. Гуртьев. Указом президиума Верховного Совета СССР от 21.08.1943г. Гуртьеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За мужество и героизм, проявленным личным составом, 308-я стрелковая дивизия приказом Народного Комиссара Обороны была переименована в 120-ю гвардейскую [4; 6].
В январе 1945г. Началась Восточно-Прусская наступательная операция. За особые отличия при штурме восточно-прусских городов120-я гвардейская дивизия была награждена орденом Кутузова II-й степени, а за владение городом Хайлигенбаль – орденом Суворова II-й степени. Гвардейцам-омичам довелось участвовать в Берлинской наступательной операции – севернее Франкфрута-на-Одере. Они были брошены на ликвидацию большой группировки войск противника, стремившейся прорваться к Берлину.5 мая1945 г. На реке Эльбе закончился тысячисуточный марш 120-й дивизии по дорогам войны [1, с.3].
Прошло время, сменилось поколение, осталось очень мало людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях того времени и переживших страдания, принесенные на нашу землю гитлеровскими захватчиками. О том, как воевали, спасали раненных, порой ценой своей жизни, мы расскажем на примере трех санинструкторов 308-й дивизии: Марии Андреевны Чернявской, Ариадны Сергеевны Даниловой и Валентины Николаевны Павловой. Им было всего по 18 лет, когда они добровольцами ушли на фронт.
Так, санинструктор А.С. Данилова приводит следующие факты своей фронтовой жизни: «Первые бои наша дивизия провела северо-западней Сталинграда возле станции Котлубань. Ночью наш полк занял исходные позиции. Наш медпункт располагался в нескольких километрах от передовой, в каком-то домике, тут же рядом мы вырыли себе укрытие. Утром начали поступать первые раненые. С этого момента они поступали непрерывным потоком. Приходилось работать почти без передышки. Обработкой раненых и дальнейшей их эвакуацией занимались военврач Шилова и Ступин, военфельдшер Катя Илюшкина, санинструктор Зина Кокарева. Особенно напряженно работали по ночам: днем не всегда удавалось перенести раненых с передовой. Иногда приходилось дожидаться ночи, что бы под ее покровом отправлять раненых в тыл. Трудно было с транспортом. По инструкции полагалась вывозка раненых силами медсанбата. Но на деле приходилось и «на себе» и «от себя» на своих подводах» [7, с.4].
«В сентябре 1942 года – рассказывает Ариадна Данилова – наша дивизия была переведена в Сталинград. Очень мне запомнилось первое впечатление, произведенное на нас Сталинградом. Когда мы, после многодневного марша, подошли к Волге то увидели на противоположном берегу раскинувшийся на несколько километров город. В нем горели дома, горели какие-то баки и дым сплошной черной пеленой застилал небо. Задача наших девушек-медсестер заключалась в том, чтобы перевязывать раненых выносить их из огня и переправлять за Волгу. Надо сказать, что девушки, несмотря на то, что большинству из них было всего 17-19 лет, работали очень самоотверженно. Много раненых спасли наши девушки-омички: Надя Мордвинова, Зоя Пиктилова, Вера Кудина, Тоня Чубакова, Нина Мартынюк, Катя Сокольская и многие другие» [7, с.4].
«В одном из батальонов, – пишет Ариадна, вместе работали Нина Вологодская и Маша Елькина. Однажды в бою Маша была тяжело ранена в шею. Быстро перевязав подругу, Нина перетащила ее в безопасное место, а сама вернулась к бойцам. Когда Машу доставили в наш медпункт, мы боялись, что она не выживет, настолько тяжело было её ранение. К счастью она выздоровела. Бывали случаи, когда и девушкам приходилось братья за оружие. Например, Поля Гвоздакова забралась однажды на второй этаж дома, устроилась с автоматом у окна на мягком диване и целый час вела огонь по врагу. Поля погибла, когда мы были уже в Белоруссии, в 1943 году. И так работали все наши девушки. Я не помню не одного случая, чтобы кто-нибудь из них не исполнил своего долга, не смотря на самые тяжелые условия, несмотря на то, что многие из них сами погибли или получили тяжелые ранения. Об условиях работы в Сталинграде лучше всего говорит такая цифра: после Сталинграда из ста девушек нашего полка в живых осталось 29. Сталинград был для нас настоящей боевой школой. В дальнейших боях наши девушки работали как опытные фронтовики. Но нас становилось все меньше и меньше. Погибла в бою под Орлом Лида Подоплетова, получили тяжелые ранения Надя Мордвинова и Надя Перелыгина, умерла после ранения Катя Смирнова, на полях Белоруссии похоронили Машу Зюзюкову, Лиду Котомину. Лидина подружка Тоня Тихонова часто стала работать в паре со мной. Она и вынесла меня с поля боя, когда я была ранена в бою под Волковыском 15 июня 1944 года. Под непрерывным обстрелом тащила она меня ползком по хлебному полю, рискуя каждую минуту сама быть раненой или убитой. И только, добравшись до лесочка, она смогла подняться. Там она взяла меня на плечи и донесла до медпункта».
Заметки в газете от 6 января 1945г, о санинструкторе Марусе Чернявской также свидетельствует о героизме наших земляков. Марусю Чернявскую – комсорга артиллерийского подразделения знали многие. С первых дней существования части она показала себя хорошим комсомольским организатором и не случайно руководимая ею организация была одной из лучших. Еще в грозные дни сражений за Сталинград Маруся, проявив мужество и отвагу, была награждена орденом «Красной звезды» и медалью «За оборону Сталинграда», а позднее медалью «За отвагу». В горячих сватках с врагом комсомольцы всегда вели ее на ответственных участках. Отважна действуя сама, она и комсомольцев умела мобилизовать на выполнение самых трудных задач. Противник, пытаясь задержать наше наступление, бросал в контратаку большие силы пехоты и танков. Одна из батарей была выдвинута на открытые позиции. Маруся Чернявская была здесь. Немцы обстреливали батареи артиллерийским и пулеметным огнем. Был ранен один из орудийных номеров. Маруся становится на его место – подносит боеприпасы на огневую позицию и одновременно оказывает помощь раненым. Она перевязала и отправила в тыл своих тяжелораненых бойцов. Раненая сама, уходя в санчасть, Чернявская сказала своему преемнику: «Не посрами чести подразделения. Наши комсомольцы всегда были первыми» [2;3].
По свидетельству комсорга гвардии, старшего лейтенанта А. Шашурина, в июне 1944 г. Родители Марии получили такое письмо: «Примите Привет, Андрей Иванович Чернявский! Вы можете гордиться своей дочерью, нашей боевой подругой, орденоносцем гвардии – сержантом Марией Чернявской, которая проявила себя в боях как бесстрашная медицинская сестра» [7, с.3].
Санинструктор Валентина Никифоровна Павлова так вспоминает о тех днях суровых испытаний: «Перевязочных материалов и медикаментов не хватало, подчас единственная помощь, которую можно было оказать раненым, – спрятать их в овраге или глубокой воронки от снаряда. «На плащ-палатку грузила и тащила, тащила в укрытие какое-нибудь – ровики, окопы. А уже потом, вечером, когда стемнеет и бои утихнут, проходила телега и увозила раненых» [7, с.5].
Подводя итоги, укажем, что врачи, фельдшеры, медсестры и санитары 308-й стрелковой дивизии оказали помощь тысячам раненых и больных бойцов, порою ценой своей жизни. Подвиг медиков 308-й стрелковой дивизии навсегда останется в памяти всех последующих поколений.
Библиографический список
- БУ «Исторический Архив» Омской Области. Дополнение к исторической справке фонда № 9697. Дополнение по материалам книги памяти, Н.А Виноградова, с. 1-4.
- БУ «Исторический Архив» Омской Области. Справка о ранении: № 1522, ЭВАКО-ГОСПИТАЛЬ, от 31 Августа 1944г.
- БУ «Исторический Архив» Омской Области. Фонд № 9708 Приложение 14. (Вырезка из неизвестной газеты за 6 января 1945г.)
- БУ «Исторический Архив» Омской Области. Дополнение к исторической справке фонда № 9697. Формирование 308-й стрелковой дивизии, с. 3-6.
- 308-й стрелковая Краснознаменная дивизия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pobeda1945.su/division/3695. – [Дата обращения: 14.08.2016].
- В Великую Отечественную войну более 280 тыс. омичей добровольцами ушли на фронт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.omsk.ru/news/.– [Дата обращения: 14.08.2016].
- Гуртьев Леонтий Николаевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru. – [Дата обращения: 14.08.2016].
- БУ «Исторический Архив» Омской Области. Дополнение к исторической справке фонда № 9697. Воспоминания Даниловой А.С, Павловой В.Н, с 3-5.