ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Сирая Галина Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»
г. Таганрог, Ростовская область, магистрант по специальности 38.04.02 «Менеджмент»

Аннотация
Целью данного исследования является формулировка и анализ особенностей разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Задачей данной работы является формулировка общих особенностей разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: военная продукция, военное представительство, документация системы менеджмента качества, процессы жизненного цикла военной продукции, система менеджмента качества


FEATURES OF FORMATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Siraya Galina Sergeevna
Southern Federal University
Taganrog, Rostov region, master's degree in the specialty 38.04.02 "Management"

Abstract
The aim of this study is to formulate and analyze features of the development and implementation of quality management systems at the enterprises of the military-industrial complex. The aim of this work is the formulation of the common features of the development and implementation of quality management systems at the enterprises of the military-industrial complex.

Keywords: documentation, military office, military production, processes military product life cycle, Quality management system, quality management systems


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сирая Г.С. Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72444 (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема формирования системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в настоящее время приобретает особое значение. Ее актуальность определяется следующими факторами:

  • ужесточение требований к качеству военной продукции, выпускаемой в рамках государственного оборонного заказа;
  • повышение уровня конкуренции между предприятиями, выпускающими военную продукцию;
  • повышение требований к эффективности и качеству работы военных представительств на предприятиях ОПК и, как следствие, повышение требовательности и принципиальности в работе военных представительств;
  • усиление требовательности и принципиальности в работе сертифицирующих органов;
  • отсутствие или недостаточность опыта работы руководства предприятий ОПК в формировании СМК на предприятиях;
  • отсутствие (низкий уровень подготовки) сертифицированных специалистов в области СМК на предприятиях ОПК.

Разработка и внедрение СМК на предприятиях ОПК связано с внедрением и последующим соблюдением требований государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Для того чтобы выделить особенности внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012, необходимо рассмотреть структуру этого документа. ГОСТ РВ 0015-002-2012 в полном объеме включает в себя требования ГОСТ ISO 9001-2011, но при этом каждый раздел расширен дополнительными требованиями: стандарт содержит требования ГОСТ ISO 9001 и дополнения к ним, отражающие специфику обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла военной продукции в соответствии с действующими государственными военными стандартами.

Следовательно, при внедрении ГОСТ РВ 0015-002-2012 должно быть обеспечено внедрение требований ГОСТ ISO 9001-2011, а значит, подход к разработке и внедрению СМК состоит согласно п.п. 2.3 ГОСТ ISO 9000-2011 из ступеней, включающих в себя:

  • определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;
  • разработку политики и целей организации в области качества;
  • определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
  • определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
  • разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
  • применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
  • определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
  • разработку и применение процесса постоянного улучшения СМК.

Все организации, создающие СМК, должны эту последовательность соблюдать [2]. Однако, соглашаясь с Горячевым В.В., единой методологии внедрения СМК для всех предприятий ОПК быть не может. В настоящее время имеется накопленный опыт внедрения и оценки СМК организаций ОПК, однако его можно использовать как рекомендации, а не как руководство к действию.

Поэтому предложенный в данной статье порядок разработки и внедрения СМК можно рассматривать как методические рекомендации.

Внедрение СМК начинается с принятия высшим руководством организации решения о начале разработки и внедрения СМК. Как правило, основная цель внедрения СМК и получения сертификата соответствия СМК требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2012 – это возможность организации участвовать в конкурсе на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа.

Основной порядок разработки и внедрения СМК в организациях ОПК в полной мере соответствует внедрению стандартов серии ИСО 9000 и представлен на рисунке 1.

Как правило, в организации подготавливается и издается приказ о начале разработки и внедрения СМК, в котором назначается представитель руководства по качеству, определяется состав команды по разработке и внедрению СМК и утверждается план организационно-технических мероприятий внедрения ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.

План организационно-технических мероприятий может включать в себя следующие мероприятия.

1) Разработка Политики и Целей организации в области качества.

2) Анализ существующих процессов.

3) Выделение процессов СМК: управляющих, ключевых и вспомогательных; установление их взаимодействия и разработка соответствующей схемы взаимодействия процессов СМК;

4) Анализ существующей организационно-штатной структуры, распределение на ее основе ответственности по процессам, формирование матрицы распределения ответственности и корректировка, при необходимости, организационно-штатной структуры.

6) Подготовка и утверждение графика разработки документированных процедур по процессам СМК.

7) Обучение персонала требованиям СМК.

8) Описание (разработка документированных процедур) и внедрение процессов СМК, в том числе процессов мониторинга и измерения.

9) Проведение внутреннего аудита СМК.

10) Выполнение корректирующих действий по результатам внутреннего аудита СМК.

























Рисунок 1. Этапы внедрения СМК

11) Выбор органа по сертификации и подача заявки на проведение сертификации СМК.

12) Сертификационный аудит СМК.

Особенности внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012 заключаются в наличии дополнительных требований. Рассмотрим эти требования в рамках предложенного порядка внедрения СМК.

Пункт 4.1.2 ГОСТ РВ 0015-002-2012 регламентирует, что порядок взаимодействия организации и аккредитованным при ней военным представительством (ВП) должен быть установлен в соответствии с «Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» и дополнительными требованиями настоящего стандарта. Ряд документов СМК должен быть либо согласован с ВП, либо доведен до сведения ВП. Кроме того, документация СМК должна включать [7]:

  • согласованный с ВП перечень документов по стандартизации оборонной продукции, применяемых в организации, в соответствии [8];
  • перечень документов СМК, подлежащих согласованию с ВП (по решению ВП).

Необходимо пояснить, что ГОСТ РВ 0001-005-2006 регламентирует порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию, согласно которому внедрение государственных военных стандартов осуществляется в организации на основании приказов, согласованных с ВП.

Для решения проблемных вопросов менеджмента качества при руководстве организации должен периодически функционировать Совет по качеству (Координационный совет по качеству, Постоянно действующая комиссия по качеству, Научно-технический совет), в состав которого должны входить: руководитель организации, представитель руководства по СМК, руководители основных подразделений (служб) организации, участвующих в разработке, производстве и обеспечении эксплуатации военной продукции, руководитель службы качества, представитель ВП по согласованию [7].

Таким образом, учитывая вышеперечисленные требования, в начале разработки и внедрения СМК на соответствие ГОСТ РВ 0015-002-2012, необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:

  • издание приказа о начале разработки и внедрения СМК с планом организационно-технических мероприятий внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012 и согласование его с ВП;
  • создание Совета по качеству (разработка и утверждение положения о его работе и утверждение состава Совета по качеству).

При этом, поскольку в обязательном порядке должен функционировать Совет по качеству, то в создании отдельной команды по разработке и внедрению СМК нет необходимости.

При разработке Политики и Целей организации в области качества необходимо также руководствоваться дополнительными требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012, а именно обеспечить, чтобы Политика организации в области качества предусматривала повышение результативности мероприятий по обеспечению качества военной продукции на стадиях ее жизненного цикла.

После выделения процессов СМК, установления их взаимодействия, формирования матрицы распределения ответственности и перечня документированных процедур по процессам СМК необходимо в соответствии с требованием п.п. 4.2.1.2 а) ГОСТ РВ 0015-002-2012 определить перечень документов СМК (руководство по качеству, стандарты организации, положения, инструкции и т.п.), подлежащих согласованию с ВП.

Перечень процессов СМК, матрица распределения ответственности, а также перечень документов, подлежащих согласованию с ВП, рассматриваются Советом по качеству и после их одобрения представляются на согласование в ВП.

Таким образом, график разработки документированных процедур по процессам СМК должен содержать не только информацию о сроках разработки и утверждения, но и информацию о необходимости и сроках согласования документа с ВП.

В процессе разработки документированных процедур и внедрения процессов СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012 также необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Раздел 2 «Нормативные ссылки» и соответственно положения ГОСТ РВ 0015-002-2012 содержат ссылки на документы Системы разработки и постановки на производство военной техники (СРПП ВТ), Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД), Единой системы программной документации (ЕСПД), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСОЕИ) и другие стандарты. Поэтому при разработке документированных процедур необходимо учесть требования данных документов, а также обеспечить их внедрение и соблюдение. В таблице 1 приведены примеры нормативных документов, регламентирующих процедуры СМК.

Таблица 1 – Перечень нормативных документов, регламентирующих процедуры СМК

Процедура СМК

Нормативные документы

Порядок внедрения, контроля за внедрением и соблюдением требований документов по стандартизации на оборонную продукцию ГОСТ РВ 0001–005-2006
Порядок организации и проведения входного контроля закупленных сырья, материалов и комплектующих изделий ГОСТ РВ 0015-308-2011
Порядок проведения предъявительских, приемосдаточных, периодических и типовых испытаний ГОСТ РВ 15.307-2002
Порядок выполнения опытно-конструкторских работ ГОСТ РВ 15.203-2001,
ГОСТ РВ 15.205-2004

Рассмотрим также некоторые дополнительные требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, которые не регламентированы документами по стандартизации, но являются обязательными при разработке и внедрении СМК на предприятиях ОПК:

  • необходимость наличия в организации подразделения, ответственного за управление качеством (службу качества, должностное лицо и др.), осуществляющего организацию работ по совершенствованию СМК на всех этапах жизненного цикла военной продукции, контролю и анализу степени соответствия СМК установленным требованиям и ожиданиям заказчика (п. 5.5.1.1);
  • в организациях ОПК должна периодически проводиться аттестация на компетентность специалистов, участвующих в выполнении оборонного заказа (п. 6.2.2.6);
  • в процессе при выборе поставщиков, в том числе на конкурсной основе, организации ОПК должны отдавать приоритет организациям, система менеджмента качества которых сертифицирована на соответствие ГОСТ РВ 0015-002-2012 (п. 7.4.1.2);
  • в организациях ОПК в обязательном порядке должна функционировать метрологическая служба или структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за метрологическое обеспечение. Кроме того, должны быть разработаны и согласованы с ВП перечни оборудования для мониторинга и измерений, включающих средства измерений, эталоны единиц величин, стандартные образцы, испытательное оборудование, средства контроля и индикаторы (п. 7.6);
  • наличие конкретного перечня данных, которые в организации ОПК необходимо собирать, анализировать для демонстрации пригодности и результативности СМК (п. 8.4);
  • необходимость проведения анализа рисков возникновения проблем с качеством военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и разработку мероприятий по снижению этих рисков, что предполагает разработку и внедрение процедуры управления рисками (п. 8.5.3.1).

Необходимо уточнить, что в настоящее время вышла новая редакция ГОСТ ISO 9001-2015, в основе которой лежит концепция управления рисками, основанная на подходе «риск-ориентировочного мышления». Переход на новую редакцию необходимо осуществить до сентября 2018 года. Основная проблема перехода будет связана с разработкой и внедрением процедуры управления рисками. Согласно стандарту, организация должна будет, прежде всего, проанализировать окружение организации, выявить значимые риски и на их основе разработать систему менеджмента.

Таким образом, если на предприятии ОПК уже в полном объеме внедрены требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая процедуру управления рисками, то внедрить новые требования ГОСТ ISO 9001-2015 будет проще, так как разработаны принципы, методы и мероприятия по обработке рисков, причем значимых для соответствия требованию о повышении удовлетворенности потребителя.

Возвращаясь к предложенному порядку разработки и внедрения СМК на предприятиях ОПК, после описания и внедрения процессов СМК следует этап внутреннего аудита. В целом процедура проведения внутреннего аудита по ГОСТ РВ 0015-002-2012 принципиально не отличается от процедуры внутреннего аудита по ГОСТ ISO 9001-2011. Дополнительные требования касаются необходимости доведения до сведения ВП отчетов с результатами аудитов, а также возможности ВП принимать участие во внутренних аудитах (проверках) по согласованию с ним.

Следует отметить, что последнее требование является неоднозначным. Соглашаясь с автором с Мельниковым Л.И. [3], система ВП должна являться частью СМК организации ОПК, а на сегодняшний день институт ВП на предприятиях ОПК при контроле за разработкой и внедрением СМК выступает, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Этому способствуют и такие требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, согласно которым ВП может на свое усмотрение и не принимать участие во внутренних аудитах. Однако, если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопросах разработки и внедрения СМК.

Завершающими этапами разработки и внедрения СМК являются выполнение корректирующих действий по результатам внутреннего аудита СМК, выбор органа по сертификации, подача заявки на проведение сертификации СМК и, соответственно, сертификационный аудит СМК. Данные процедуры являются стандартными при внедрении стандартов серии ИСО 9001.

Таким образом, процесс формирования СМК в организации ОПК включает в себя выполнение всех требований и мероприятий внедрения СМК, соответствующей ГОСТ ISO 9001-2011. При этом дополнительными мероприятиями по внедрению СМК в организациях ОПК являются:

  • внедрение и соблюдение дополнительных требований и дополнений ГОСТ РВ 0015-002-2012, отражающих специфику обеспечения качества военной продукции на всех стадиях жизненного цикла в соответствии с действующими государственными военными стандартами;
  • внедрение и соблюдение документов по стандартизации, регламентирующих соответствующие процессы и процедуры на всех стадиях жизненного цикла военной продукции;
  • взаимодействие с аккредитованным при организации ОПК военным представительством, в части согласования соответствующих документов СМК, а также информирования о результатах выполнения отдельных процедур согласно требованиям положений ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Библиографический список
  1. Основы организации и сертификации СМК и продукции: Учебное пособие курсов обучения по специализациям «Менеджер по качеству и внутренний аудитор СМК» / АНО «ИнИС ВВТ». – Выпуск 11. – 2012. – 25 с.
  2. Горячев В.В. Управление качеством оборонной продукции при внедрении СМК / В.В. Горячев // Методы менеджмента качества – 2011 №12. – С. 7-12.
  3. Мельников Л.И. Военное представительство и его роль во внедрении и совершенствовании системы менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / Л.И. Мельников // Вестник качества – 2011 №3. – С. 2-7.
  4. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь – Москва: Стандартинформ, 2012. – 28 с.
  5. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования – Москва: Стандартинформ, 2012. – 27 с.
  6. ГОСТ ISO 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования – Москва: Стандартинформ, 2015. – 23 с.
  7. ГОСТ РВ 0015-002-2012 Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования – Москва: Стандартинформ, 2013. – 38 с.
  8. ГОСТ РВ 0001–005–2006 Система стандартизации оборонной продукции. Порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию – Москва: Стандартинформ, 2010. – 12 с.
  9. ГОСТ РВ 15.203–2001 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения – Москва: Стандартинформ, 2014. – 112 с.
  10. ГОСТ РВ 15.205–2004 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию комплектующих изделий межотраслевого применения. Основные положения – Москва: Стандартинформ, 2005. – 65 с.
  11. ГОСТ РВ 15.307–2002 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения – Москва: Издательство стандартов, 2002. – 31 с.
  12. ГОСТ РВ 0015–308–2011 Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения – Москва: Стандартинформ, 2013. – 15 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сирая Галина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация