РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Корсунова Ирина Александровна1, Мирнова Марина Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», магистрант
2ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье представлен обзор литературы по применению деятельностного подхода к организации внеурочной деятельности школьников по биологии и химии. Приведены примеры методических подходов к организации обучения биологии на разных этапах формирования знаний и умений. Приведены примеры организации внеурочных работ школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, деятельностный подход, практические навыки, формирование умений


THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITY APPROACH IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Korsunova Irina Alexandrovna1, Mirnova Marina Nikolaevna2
1Southern Federal University, undergraduate
2Southern Federal University, candidate pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article presents a literature review on application of activity approach to the organization of extracurricular activities of students in biology and chemistry. The examples of methodological approaches to the organization of teaching biology at different stages of the formation of knowledge and skills. Examples of organization of extracurricular work of students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72373 (дата обращения: 18.04.2024).

Ведущим критерием качества образования должны быть его социальные результаты  ̶  у выпускника школы должна быть сформирована готовность и способность мыслить творчески, находить неординарные творческие решения, способность брать на себя инициативу. Поэтому, введение системно-деятельностного подхода,  предполагает признание важной роли активного обучения и познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход в учебном процессе присваивает ученику роль не объекта, а субъекта и способствует формированию ценностей и смыслов, общих культурных, образовательных и познавательных компетенций. Нет неспособных школьников, есть непродуманные методы воздействия на обучающегося.

Цель исследования: изучить применение деятельностного подхода во  внеурочной деятельности учащихся по биологии и химии.

Системно-деятельностный подход опирается на теоретические положения концепции А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, раскрывающие как основные психологические закономерности процессa обучения, так и структуру учебной деятельности учащихся. Также учитываются  общие закономерности онтогенетического возрастного развития детей и подростков. В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” является одной из ведущих и опирается на результат образования как системообразующий компонент стандарта. Развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования, а также основывается на усвоении универсальных учебных действий, познании и освоении мира [1].

Основой достижения развивающих целей обучения признаётся активность обучающегося, в результате которой знание передается не в готовом виде, а последовательно строится сaмим обучающимся в процессе исследовательской и познавaтельной деятельности. В практике образования отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к работе учащихся над поставленными заданиями, которые непосредственно связаны с проблемами реальной жизни.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении  ̶  учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество [2].

Функция учителя заключается в сопровождении учебного процесса, а не в обучении. Сюда входят: организация различных форм сотрудничества, подготовка дидактического материала для работы, активное участие в создание условий для самоконтроля и самооценки, обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы. Результаты занятий допускают неокончательное решение ведущей проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне, в новом контексте.

Во время уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся. Внеурочная работа в сочетании с учебным планом служит тем эффективным инструментом, который мобилизует школьников в поиске знаний и помогает удовлетворить интересы учащихся в более полном объёме.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, проводимую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [4].

Правильно поставленная внеурочная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она углубляет и расширяет знания, полученные в классе, позволяет приобрести много полезных навыков, и, таким образом, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создаёт благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока  обязательных,  связанных  с  изучением  курса,  практических  и  лабораторных работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. Внеурочная работа по биологии  является  формой  обучения,  обязательной  для  всех  учащихся,  так  как  её содержание тесно связано с уроками, и результаты выполнения внеурочных заданий оцениваются учителем.

На уроке во время лабораторной работы можно успеть сделать достаточно много: познакомить учащихся со строением живых организмов, с системами внутренних органов животных и человека, с составом семян. Но невозможно провести некоторые опыты,  требующие  длительного  наблюдения.  Например,  чтобы  доказать  зависимость процесса фотосинтеза от солнечного света, нужно заложить опыт заранее, за 3–5 дней до нужного урока. Есть и такие опыты, которые ставятся в течение одного и более месяцев (например, выращивание растений до определенных стадий развития). Некоторые вопросы становятся понятными лишь в том случае, когда учащиеся самостоятельно заложат опыт и проведут ряд наблюдений во внеурочное время (в школе) или в летнее время (на пришкольном участке).

Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание занятий. Эти работы – предварительные, учитель своевременно организовывает учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку.

Особое внимание нужно уделять темам, которые формируют у учащихся основные биологические понятия, способствуют усвоению ими сущности биологических  законов.  Внеурочные  работы  применяют  на  разных  этапах  учебно-воспитательного  процесса.  Например,  после  выполнения  лабораторной  работы  по изучению строения сердца человека, с целью закрепления, а затем и проверки знаний, ученики дома монтируют на листе плотной бумаги камеры сердца, клапаны, и подписывают их.

Если  при  изучении  растений  и  животных  содержание  внеурочных  работ больше связано с наблюдением и уходом, то в 9-11 кл. включаются работы с дополнительной  литературой.  Учащиеся  пишут  рефераты,  эссе,  аннотации,  резюме,  рецензии, доклады. Умения подготовки таких работ важны для дальнейшего профессионального обучения.

К внеурочным работам относятся и летние задания, которые учащиеся выполняют  после  окончания  6  и  7  классов.  Очень  важно  предусмотреть  групповые летние  задания  на  пришкольном  учебно-опытном  участке.  Если  участка  нет,  учащиеся могут заложить опыт, использовать агротехнические участки на даче.

На  уроках  биологии  учащиеся  средней  школы  анализируют разные живые организмы, определяют и описывают их, выявляют причинно-следственные связи, связи между функцией и строением. Так как материала, на котором это всё можно делать достаточно много, то нужно обучающихся не  с помощью  заучивания побуждать усваивать его, а с  помощью интеллектуальных  умений. Обучающиеся сначала    отрабатывают  отдельные  действия  –  операции,  из  которых  впоследствии сложится умение. Эти умения вначале будут предметными. Выделяется несколько этапов овладения умением [3].

На первом этапе  формирования  умения  учащиеся  знакомятся  с  тем,  как  выполняется  действие,  которым  надо овладеть. Задача учителя – показать, как надо выполнять данное действие, объяснить  характер и цель упражнений.

На втором этапе идет усвоение или восстановление знаний, на основе которых впоследствии будут вырабатываться данные практические умения, навыки, также формулируются правила  осуществления  действия.

На  третьем  этапе  происходит  показ  образца данного действия, чтобы избежать ошибок, типичных для первых шагов деятельности. Обычно учитель показывает, как нужно производить те или иные действия, говорит о трудностях, которые могут встретиться учащимся в процессе работы. В старших классах показ может заменить чёткое предписание выполнения действия в виде пошагового алгоритма его осуществления.

На четвертом этапе осуществляется выработка правильного умения, практическое овладение действием, ученик начинает сознательно применять правила выполнения действия. Здесь особое внимание уделяется анализу действия и ошибок, предупреждению ошибок, правильному и последовательному выполнению всех действий данного умения.

На пятом этапе учащимися выполняются независимые упражнения. При этом следует помнить, что некоторые навыки усваиваются быстро, в то время как другие больше. О ходе сформированности практических навыков и умений, можно судить по скорости и качеству выполнения действий, самостоятельности ученика в процессе реализации. Навык  высокого  уровня сформированности  отличается  не столько отдельными  случаями  успешного  осуществления действий, а сколько систематическим достижениям хороших результатов.

Когда успех действия сохраняется при включении его в систему других действий, умение характеризуется как правильно сформированное. Если учитель сообщает ученикам все существенные признаки изучаемых ими объектов и вместо них делает необходимые выводы и обобщения, у обучающихся ухудшается познавательная деятельность. Они не развивают необходимые интеллектуальные навыки, самостоятельность в получении знаний.

Развитие учебной деятельности учеников, повышение их познавательной деятельности и сознательное усвоение познавательных действий и содержания материала осуществляется с помощью различных технологий обучения. Очень интересен опыт применения веб-квестов во внеурочной деятельности Мирновой М.Н., Коломийцева М.А., Асатурян М.Г., Стариковой К.В построенный на деятельностной основе[5], разработка экскурсий в природную среду[6]. При этом во всех формах организации обучения применяются инновационные технологии, вводятся новые формы оформления результатов [7].

В результате  организации внеурочной деятельности  на деятельностной основе, ученики получают: способность к самоорганизации, прогресс в личностном развитии, умение решать поставленные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Системно-деятельностный подход помогает в создании  условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания. Школьники становятся более социализированы и способны применять свои знания на практике или в нестандартных ситуациях, которые востребованы в жизни.


Библиографический список
  1. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход в обучении.[Электронный ресурс] URL.http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2031-systemno-deyatelnostyi-podhod
  2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. [Электронный ресурс] URL.http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2014_1/4.pdf
  3. Сластенин В.А. и др. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  [Электронный ресурс] URL. http://pedlib.ru/Books/1/0075
  4. Щербакова А.В.  Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. URL. http://dopedu.ru/attachments/article/528
  5. Мирнова М.Н., Коломийцев М.А., Асатурян М.Г., Старикова К.В. Использование технологии веб-квест во внеурочной деятельности школьников.// Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 5 (107). С. 19-30.
  6. Мирнова М.Н., Корсунова И.А.  Формирование практических навыков у учащихся на экскурсиях по биологии. //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 699-706.
  7. Мирнова М.Н., Иванова Н.И., Асатурян М.Г. Электронная рабочая тетрадь как дидактическое средство дистанционного обучения.// Дистанционное и виртуальное. обучение2016.№6(108). С. 26-35.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Корсунова Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация