В процессе формирования коллектива (группы) любой его член начинает играть активную роль, т.к. каждый выполняет в коллективе определенную деятельность, влияет на развитие и продуктивность коллектива. В итоге коллектив разделяется и получается формально две части ведущие (лидеры) и ведомые (последователи). К тем людям, которые становятся ведущими, остальные прислушиваются, отдают свое предпочтение, не идут поперек них, т.е такие люди приобретают доминирующую роль в коллективе.
Лидер, в узком смысле, определяется членом группы (коллектива), члены которого признают за ним право принимать важные решения в ситуациях значимых для группы (коллектива) [1,с.43]. Т.е. это такая личность, которая играет центральную роль в организации совместной деятельности всего коллектива и регулирует внутри него взаимоотношения.
Безусловно, важно то, какой стиль лидерства используется данной личностью для управления своим коллективом. Курт Левин выделяет три основных стиля руководства:
- авторитарный, при котором во главе находится лидер, сам принимающий решения, при этом остальные члены коллектива беспрекословно подчиняются ему;
-демократический, когда в решении каких-либо вопросов или проблем принимает участие весь коллектив;
-либеральный, где лидер спокойно отдает полномочия на нижестоящие уровни, что способствует креативности и инициативности других членов коллектива [2, с.64].
Лидером коллектива становится человек способный решать различные задачи для развития и оптимизации коллектива, у которого получается разрешать конфликтные ситуации, проблемы внутри коллектива. Именно лидер несет в себе наиболее важные для этого коллектива личностные черты, разделяет те ценности, которые присущи группе. Если человек является лидером в одной группе, то это не значит, что он станет им и в другой, так как каждая группа имеет свои ценности, ожидания, требования к лидеру, которые могут отличаться от мнения других групп.
На базе психолого-педагогического факультета АФ ННГУ было проведено небольшое исследование, в котором приняла участие староста нашей группы и другие обучающиеся коллектива в количестве 20 человек. Были использованы методика «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) проведенная на старосте, и заданы вопросы членам коллектива по поводу эффективности лидерства старосты. Методика «Эффективность лидерства» оценивает не качества личности самого человека, а его возможную практическую деятельность в качестве лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. Обработка методики осуществляется следующим образом: за каждый ответ «да» или «+» ставится 1 балл, за ответ «нет» или «-» – 0 баллов.
По результатам методики «Эффективность лидерства» лидером нашей группы было получено 30 баллов, что свидетельствует о том, что стиль руководства нашей группой считается высокоэффективным.
Другим членам группы были предложены следующие вопросы:
- Считаете ли Вы лидером своего коллектива старосту? Если нет, то возможно есть другой человек, который по вашему мнению лидер в пределах коллектива?
- Лидер вашего коллектива, т.е. староста, по вашему мнению использует демократический стиль руководства или все таки автократический?
- Является ли ваш лидер для вас «лидером вдохновителем»?
- Прислушиваетесь ли вы к своему лидеру?
По результатам ответа на 1 вопрос у студентов было выявлено, что 100 % респондентов считают лидером коллектива старосту. Согласно ответам на второй вопрос респонденты считают, что лидер коллектива использует больше демократический стиль руководства это – 80 % опрошенных, из них 20% ответили, что автократический (Рис.1.).
Рис.1. Исследование лидера на стиль руководства коллектива
Вероятнее всего это связано с тем, что случаются некие чрезвычайные ситуации, где при значительном превосходстве компетентности лидера будет эффективным использование автократического стиля руководства. На 3 вопрос респонденты в процентном соотношении (100%) предпочли ответить «нет», т.е. в пределах их коллектива староста не является для них лидером – вдохновителем. И наконец-таки результатом опроса на 4 вопрос стало следующее: 60 % опрошенных прислушиваются к мнению лидера, следовательно, из них 40% ответили «нет».
Рис.2.Результаты ответов респондентов на четвертый вопрос «Прислушиваетесь ли вы к мнению лидера?»
По результатам опроса видно, что эффективность старосты как лидера группы довольно высока, однако некоторые члены группы, не всегда прислушиваются к мнению лидера, не всегда согласны с его решениями. Вероятнее всего это связано с тем, что у каждого члена группы есть своя определенная позиция, мнение на ту или иную проблему, и каждый видит путь решения данной проблемы по-разному. Чтобы детально изучить причины не согласия членов группы со старостой, стоит провести дополнительное исследование с целью изучения представлений студентов о лидере, его качествах и стиле поведения.
В целом можно сказать, что лидерство представляет собой сложный социально-психологический феномен, тесно связанный с идеей руководства, и заключающийся в процессе доминирования одних личностей над другими. Лидер в исследованном нами коллективе, имеет главенствующую роль среди других членов коллектива и выполняет важные функции для группы, такие как представительство группы, предотвращение конфликтов, организация совместной деятельности, экспертная функция и пр. При этом личность лидера отражает ценности, свойственные для его группы.
Библиографический список
- Прыгин Б.Д., Руководство и лидерство. – Л., 1973.
- Яхонтова Е.С., Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.